Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогической науки с другими науками




Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических иннова­ций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических реко­мендаций и предписаний. История науки свидетель­ствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уло­жениях, литературных произведениях прошлого..

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения ре­альной действительности. Дальше, как мы увидели ра­нее, происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогиче­ских наук, образование их системы. Наконец, как сви­детельствует науковедение, наступает период межна­учного синтеза. Таковы общие тенденции развития наук о человеке и природе. Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении.

Педагогика органически связана с психоло­гией. Между ними существует несколько узлов свя­зи. Главный из них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как це­ленаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осущест­вляться специалистами, не владеющими психологиче­скими знаниями. Второй узел связи двух наук - пока­затели и критерии обученности и воспитанности лич­ности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов зна­ний, оперативным способностям использовать знания

в практических целях, владению приемами когни­тивной деятельности, скорости воспроизведения зна­ний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предмет­ной эвристики и многим другим показателям. Воспи­танность же фиксируется в мотивированных поступ­ках, системе сознательного и импульсивного поведе­ния, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в обра­зовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психо­логических характеристик воспитуемых.

Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место, далее, и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического на­учного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, рас­ширяют научно-педагогическую лингвистику и позволяют преодолеть барьеры между педагогическим и психологиче­ским языковым отражением явлений образования и вос­питания.

Своеобразным мостом между двумя науками выступа­ет педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психоло­гия управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образова­ния.

Педагогика тесно, органически связана с физио­логией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно­го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психи­ческим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. А тео­рия функциональных систем П. К. Анохина раскрывает учителю и самому воспитуемому природу процессов по­знания и социализации. Знание учителем физиологиче­ских процессов развития младшего школьника и подрост-

ка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому про­никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных ре­шений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к уча­щимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной си­стеме, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, со­циология в- сферу своего анализа, теоретического, при­кладного рассмотрения захватывает и область образова­ния, воспитания, науку о них. В структуре социологиче­ского отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образова­ния, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д.

Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать педагогиче­ские явления в ракурсе другой науки. Например, по дан­ным социологических исследований в числе отсеи­вающихся школьников, т. е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техни­ческом прогрессе, обороноспособности общества. Еще один пример. Снижение уровня обязательного образова­ния со среднего на неполное среднее в России привело, по данным социологов, к многократному увеличению пра­вонарушений, безнадзорности, дезорганизованности жиз­ни несовершеннолетних, оказавшихся вне школы и вне производства. Эти и множество других социологических исследований информируют специалистов образователь­ной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде.

Многие педагогические явления получают, благо­даря двунаучному теоретическому осмыслению при со­вместной работе ученых-педагогов и социологов, це­лостное отображение. Недаром говорится, что су­ществует два типа педагогического мышления: плос­кое и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими поня­тиями. Объемным — у тех, кто педагогические явле-

ния отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, — следствие его не­дисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести "е взаимосвязи с философией. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Фи­лософские категории необходимости и случайности, об­щего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие си­лы, субъективный и объективный детерминизм педагоги­ческих явлений и многие другие. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы филосо­фии, как материалистическая диалектика и теория позна­ния (гносеология).

В связи с углублением философского осмысления раз­личных сторон реальной действительности получают раз­витие и отраслевые философии. Получают статус отрас­лей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т. д. А так как педагогическая наука развивается во вза­имосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Существенные возможности развития педагоги­ческой науки содержатся в перспективах ее интегра­ции с отраслями медицинских наук. И не толь­ко тех, которые изучают "детские болезни". Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьни­ков, токсикомания, наркомания — недуги, поражаю­щие детей школьного возраста, ставят перед педагоги­ческой наукой глобальную и весьма наукоемкую зада­чу — разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников. Начало этому положено известным вра­чом-педагогом А. А. Дубровским, теоретиком и прак­тиком т. н. лечебной педагогики. Чтобы убедиться в остроте указанной глобальной задачи создания теории образования и воспитания хворающих детей, доста-

точно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым уча­щимся приводят к конфликтам и страданиям послед­них. А дидактогенные неврозы, причиной которых оказываются переживания учебных неуспехов и нега­тивных отношений учителей и учащихся, особенно драматичны для самочувствия недомогающих детей и подростков.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствую­щих условиях при исследовании определенных образо­вательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демогра­фия, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

2. Сформулируйте локальную задачу педагогической науки и докажите ее актуальность.

3. Определите состав наук для исследования проблем:

а) преодоление негативного отношения школьников к изучению языка, математики, литературы, музыки; б) влияние денег на по­ведение младших, подростков и старших учащихся; в) сущность, проявление, детерминизм и способы преодоления сопротивления школьников воспитанию.

4. Сопоставьте толкование понятия "воспитание" в вузов­ских курсах философии, психологии, политологии, педагогики. Ваши соображения?

Литература для самостоятельной работы

Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практи­ки. М., 1988.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Готт B. C. и др. Категории современной науки. М., 1984.

Кедров Б. М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о нау­ке будущего. М., 1985.

Педагогика. Педагогическая энциклопедия. М., 1966., т. 3.

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.