Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита педагогической системы от псевдонова­торства — одно из важнейших положений методология педагогики




Ввод в профессиональную лексику новых понятий, или переосмысление прежнего профессионального словаря.

Одним из методологических предписаний управления нововведениями является требование корректировки про­фессионального языка. Появление новых понятий в речи и практике непременно затрагивает основы педагогиче­ского мышления, расширяет понятийный кругозор и за­крепляет в языке педагогов то, чего прежде не было в нау­ке и опыте. Такие процессы происходят по мере ввода учеными терминов, обозначающих новые педагогические компоненты. В настоящее время в науку введены и долж­ны осваиваться студентами такие понятия, как "мони­торинг" в педагогике, "безобъяснительные методы обуче­ния", "внеконтекстные операции с понятиями", "надпредметные методы обучения", "концепция информаци­онного оборота", самооценка студента и учителя "по трехфакторной модели значимости другого", "субъектноориентированное" формирование педагогического про­фессионализма", "педагогические стрессоры" и другие.

Ученые при отработке терминологии для ее внедрения в практику языка руководствуются несколькими принци­пами: диалектичной логики, теории отражения в языке педагогических фактов, принципом ковенциальности.

Организаторы глобальных и локальных, коллективных и персональных педагогических преобразований, как предписывает методология педагогики, обязаны придер­живаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История реформ образования в СССР и РФ была свидетелем многочисленных реформ, части которых были просто ненужными. Не ломать то, что безупречно, что вполне продуктивно и соответствует идеалам воспита­ния и образования — требование стратегического характе­ра. Огромные усилия, материальные затраты, расходы со­циальных и интеллектуальных сил, энергии на ненужные решения — это трагедия для системы образования. При строгой экономической проработке затрат на ненужные, надуманные, порой вредные решения можно получить до­казательства расточительности и управленческой некомпе­тентности. Ущерб от этого невосполним как для репута­ции реформаторов, так и органов государства, призванных не допускать ложного педагогического новаторства. Разу­меется, нельзя смешивать того, что не следует делать с

системой российского образования, и того, что из-за не­компетентности или управленческого безволия не достига­ет цели.

Резюмируя материалы данной главы, отметим важ­нейшую тенденцию методологического знания науки об образовании. Она состоит в том, что методология все ак­тивнее проникает из области научных исследований в об­ласть практики. Методология педагогической науки ста­новится практикоориентированной. Специалисты всех структур образования, владеющие методами и процедура­ми исследования и преобразования педагогической дей­ствительности, более свободны от ошибок и заблуждений в своей творческой работе. А смыкание научных инстру­ментов с практикой управления развитием педагогических систем позволяет рационализировать инновационную дея­тельность в области образования и самой науки как ее от­ражения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте цель, задачи и определите методы иссле­дования по теме "Перевоспитание агрессивного подростка".

2. Определите, какая из следующих формулировок относит­ся к числу практических задач, а какая - к научной проблемати­ке: а) выявить факторы, способствующие реализации воспита­тельных возможностей обучения; б) повысить эффективность обобщения и внедрения передового педагогического опыта.

3. Разработайте программу эксперимента по теме "Возбуждение интереса школьника к учебному предмету" (на выбор).

4. Выдвиньте гипотезу о добром и злом воздействии власти педагогов на судьбу школьников.

5. Протестируйте себя на развитие профессионально значи­мых личностных качеств.

6. Разработайте программу мысленного эксперимента и про­ведите его по теме "Неравномерность уровней факторов своей значимости для других".

7. Методом парного сравнения выявите доминанту своего




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.