КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и подростками
Олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабаты-вающая теорию и практику образования лиц с умственной отсталостью. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. В России первое учреждение для умственно отсталых детей было от-крыто доктором Ф. Плятцом в 1854 г. в Риге. Позже появились учебно-воспитательные учреждения И.В. Маляревского, приюты и школы Е.К. Граче-вой, вспомогательные классы Н.В. Постоцкого. В 1970-е годы открываются первые детские сады для умственно отсталых детей. Система образования лиц с умственной отсталостью: 1) специализированные ДОУ для умственно отсталых детей; 2) школы 8-го типа; 3) специальные коррекционные учреждения для детей-сирот, оставших-ся без попечения родителей (детские дома и школы интернаты); 4) группы интегрированного пребывания детей с нарушениями интел-лекта (в домах ребенка и массовых ДОУ). Основные блоки коррекционно-педагогического процесса при умственной отсталости: 1) диагностический – комплексное обследование, составление програм-мы развития; 2) воспитательный – решение проблем социализации, адаптации в об-ществе, развитие самостоятельности, формирование нравственных и этических норм, развитие положительных качеств личности; 3) образовательный – обучение детей способам освоения общественного опыта, формирование всех видов деятельности, профориентация и профобуче-ние. Основной задачей ДОУ для умственно отсталого ребенка является обеспечение условий для наиболее актуального уровня развития. Направления коррекционно-развивающей работы в ДОУ: 1) развитие речи и общения; 2) развитие предметных действий; 3) развитие познавательных функций; 4) развитие всех видов детской деятельности; 5) раз-витие личности умственно отсталого ребенка, улучшение социально-бытовой ориентировки и адаптации, регуляция аффектов, развитие самоконтроля и по-ложительной мотивации. Основными задачами специальной школы 8 вида являются: коррекция дефицита развития умственно отсталого ребенка, обучение через коррекцию сферы познания, улучшение социальной адаптивности умственно отсталого ре-бенка, ранняя профессиональная подготовка. Принципы организации обучения детей-олигофренов: 1) необходимость повторяемости программного материала; 2) смена ви-дов деятельности; 3) формирование переноса полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую. Работа педагога с умственно отсталыми людьми должна быть направле-на в первую очередь на их развитие. Ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение человека с умственной отсталостью на всех возрастных этапах жизни. Это касается посредничества педагога в соз-дании соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов к решению проблем развития умственно отсталого человека. Социально-педагогическая деятельность по социальному обслужи-ванию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений: 1) взаимодействие с медицинскими учреждениями; 2) контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития их ребенка; 3) организация социально-психологической поддержки семьи, форми-рование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, помощь в преодолении кризисных ситуаций; 4) регулирование взаимодействия семьи со службами ранней помощи, медико-психолого-социальными центрами, консультациями, реабилитацион-ными и другими учреждениями, оказывающими раннюю комплексную по-мощь; 5) участие в составлении программы абилитации ребенка с привлечени-ем всех социальных институтов; 6) подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образова-тельного учреждения; 7) организация подготовки к обучению и курирование процесса обуче-ния в школе, помощь в налаживании отношений со сверстниками, учителями и другим близким окружением; 8) помощь в профориентации и профессиональном обучении; 9) помощь в трудоустройстве; 10) помощь в организации самостоятельной жизнедеятельности в обще-стве (ведение домашнего хозяйства, досуг, дополнительное образование, созда-ние семьи и т. д.).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |