Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и подростками




Олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабаты-вающая теорию и практику образования лиц с умственной отсталостью.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания.

Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

В России первое учреждение для умственно отсталых детей было от-крыто доктором Ф. Плятцом в 1854 г. в Риге. Позже появились учебно-воспитательные учреждения И.В. Маляревского, приюты и школы Е.К. Граче-вой, вспомогательные классы Н.В. Постоцкого. В 1970-е годы открываются первые детские сады для умственно отсталых детей.

Система образования лиц с умственной отсталостью:

1) специализированные ДОУ для умственно отсталых детей;

2) школы 8-го типа;

3) специальные коррекционные учреждения для детей-сирот, оставших-ся без попечения родителей (детские дома и школы интернаты);

4) группы интегрированного пребывания детей с нарушениями интел-лекта (в домах ребенка и массовых ДОУ).

Основные блоки коррекционно-педагогического процесса

при умственной отсталости:

1) диагностический – комплексное обследование, составление програм-мы развития;

2) воспитательный – решение проблем социализации, адаптации в об-ществе, развитие самостоятельности, формирование нравственных и этических норм, развитие положительных качеств личности;

3) образовательный – обучение детей способам освоения общественного опыта, формирование всех видов деятельности, профориентация и профобуче-ние.

Основной задачей ДОУ для умственно отсталого ребенка является обеспечение условий для наиболее актуального уровня развития.

Направления коррекционно-развивающей работы в ДОУ:

1) развитие речи и общения; 2) развитие предметных действий; 3) развитие познавательных функций; 4) развитие всех видов детской деятельности; 5) раз-витие личности умственно отсталого ребенка, улучшение социально-бытовой ориентировки и адаптации, регуляция аффектов, развитие самоконтроля и по-ложительной мотивации.

Основными задачами специальной школы 8 вида являются: коррекция дефицита развития умственно отсталого ребенка, обучение через коррекцию сферы познания, улучшение социальной адаптивности умственно отсталого ре-бенка, ранняя профессиональная подготовка.

Принципы организации обучения детей-олигофренов:

1) необходимость повторяемости программного материала; 2) смена ви-дов деятельности; 3) формирование переноса полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую.

Работа педагога с умственно отсталыми людьми должна быть направле-на в первую очередь на их развитие. Ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение человека с умственной отсталостью на всех возрастных этапах жизни. Это касается посредничества педагога в соз-дании соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов к решению проблем развития умственно отсталого человека.

Социально-педагогическая деятельность по социальному обслужи-ванию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений:

1) взаимодействие с медицинскими учреждениями;

2) контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития их ребенка;

3) организация социально-психологической поддержки семьи, форми-рование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, помощь в преодолении кризисных ситуаций;

4) регулирование взаимодействия семьи со службами ранней помощи, медико-психолого-социальными центрами, консультациями, реабилитацион-ными и другими учреждениями, оказывающими раннюю комплексную по-мощь;

5) участие в составлении программы абилитации ребенка с привлечени-ем всех социальных институтов;

6) подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образова-тельного учреждения;

7) организация подготовки к обучению и курирование процесса обуче-ния в школе, помощь в налаживании отношений со сверстниками, учителями и другим близким окружением;

8) помощь в профориентации и профессиональном обучении;

9) помощь в трудоустройстве;

10) помощь в организации самостоятельной жизнедеятельности в обще-стве (ведение домашнего хозяйства, досуг, дополнительное образование, созда-ние семьи и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.