Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими задержку психического развития




Специальное комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского возраста развернулось в отечественной практике в 1960–70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Проблема ЗПР изучалась К.С. Лебедин-ской, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, и др.

При условии особой организации образовательного процесса, оказании ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР включает: специализированные школы 7-го вида и школы интернаты для детей с ЗПР; ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР; группы компенсирующего вида при массовых ДОУ; классы коррекционно-развивающего обучения (выравнивания); центры разви-тия ребенка и реабилитационные центры.

Система комплексной помощи детям с ЗПР включает:

– создание различных моделей специальных образовательных учрежде-ний;

– раннее выявление детей отстающих в развитии, и удовлетворение их особых образовательных потребностей;

– создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической ра-боты в условиях общеобразовательных учреждений;

– нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образова-ния детей с ЗПР;

– определение целей и содержания профессиональной ориентации и профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпу-скников;

– разработка моделей служб консультативной помощи семье;

– подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике (Н.М. Назарова)

В ДОУ компенсирующего вида работа ведется по трем направлени-ям:

1) диагностико-консультативное; 2) лечебно-оздоровительное; 3) кор-рекционно-развивающее. Коррекционная работа с дошкольниками ведется: специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспита-телями при участии семьи ребенка.

В школах коррекционная работа строится по адаптированным про-грамма и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; ритмика; трудовое обучение. На уроках применяются коррекцион-но-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный мате-риал. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа.

Практика проведения коррекционно-развивающего обучения в ком-пенсирующем учреждении строится с опорой на помогающее отношение (К. Роджерс); использование арттерапии практически на каждом занятии, положи-тельный эмоциональный заряд в учебной деятельности, создание чувства пре-одоления трудностей (Л.И. Занков); на овладении детьми пооперациональным контролем (Д.Б. Эльконин); на предъявлении детям правильного способа дей-ствия, эталона-образца как основы для предъявления оценки (Д.Б. Эльконин и Ш.А. Амонашвили).

Психологические основы организации и осуществления коррекцион-ной помощи ребенку с ЗПР:

– усиление практической направленности изучаемого материала;

– выделение сущностных признаков изучаемого явления;

– опора на жизненный опыт ребенка;

– ориентация на внутренние связи;

– введение в учебные программы коррекционных разделов развиваю-щепознавательную деятельность, формирующих все блоки деятельности;

– формирование субъектной позиции ребенка;

– формирование мотивации на успех, а не на избегание неудач.

Условия пребывания детей с ЗПР в образовательных учреждениях:

– небольшая наполняемость групп, классов;

– участие в работе с ребенком широкого круга специалистов;

– отбор программного содержания в соответствии с интеллектуальными возможностями детей;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности;

– наличие системы разного вида индивидуальных занятий;

– присутствие специально организованной работы по социальной адап-тации таких детей: формирование потребности в общении, обучение социаль-ному контролю над собственным поведением и деятельностью и т.п.

Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с искаженным развитием (РДА)

Специфика организации социально-педагогической деятельности с детьми, страдающими РДА, состоит в том, что она, прежде всего, должна быть направлена на развитие их коммуникативной деятельности, развитие социо-культурных навыков.

Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 1960-х годов. Она строилась в основном на оперантном обучении (поведенческая терапия) и ТЕАССН – программах.

В отечественной практике наиболее известна предложенная К.С. Лебе-динской и О.С. Никольской, методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Социальное воспитание аутичных детей строится исходя из:

– тяжести и глубины психического расстройства;

– максимально ранней диагностики;

– включенной активности родителей в работу с ребенком;

– динамика в выборе средств, методов социально-педагогической дея-тельности;

– активной коррекционно-развивающей среды, организованной на осно-ве комплексного мультидисциплинарного подхода.

Оценить способности к социальной адаптации и социализации всей ка-тегории лиц с РДА не представляется возможным из-за больших различий в диапазоне уровней их интеллектуального, коммуникативного развития.

Принципы организации коррекционной помощи ребенку с РДА:

– подключение к аутостимуляциям ребенка (объединение сенсорного поля и взаимодействия с близкими в единую систему);

– адекватная оценка реального эмоционального возраста ребенка и со-ответственное взаимодействие на его эмоциональном уровне;

– точное определение возможного уровня взаимодействия с окружаю-щими;

– регулярная помощь специалистов в квалифицированном оценивании динамики развития ребенка;

– развитие механизма привязанности к матери с одновременным под-ключением других близких людей.

Основные приемы правильной организации среды пребывания аутич-ного ребенка:

– поддержание специального аффективного режима (физически сфор-мировавшегося стереотипа каждого дня, речевое озвучивание всех этапов жиз-недеятельности, связывание отдельных впечатлений в единую цепь);

– сенсорная организация пространства (использование раздражителей, повышающих эмоциональный тонус, тех, к которым привязан ребенок, исполь-зование чувствительности к строению и организации сенсорного поля);

– использование аутостимуляций ребенка.

Направления коррекционной работы

1. Установление эмоционального контакта (выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может; спокойно заниматься тем, что ему может понравится; общая спокойная обстановка и благоприятный психоло-гический климат; наблюдение за реакциями ребенка: как ваши действия отра-жаются на его состоянии). Все эти приемы направлены на то, чтобы вновь про-будить радость от общения.

2. Преодоление аффективной патологии (тревожности, сверхчувстви-тельности, страхов и др.). А) Как поднять психическую активность? Избегать перевозбуждения, постепенно заинтересовывая, уходить от механичности об-служивания. Он должен полюбить свой быт, все, что его окружает. Б) Как пре-одолеть страхи? Подбадривать, подчеркивать умения, силу и храбрость ребен-ка. Игры, освобождающие от страхов. «Построй где хочешь нору, (вагон, до-

мик, крепость и т.д.), где нам будет безопасно, уютно». Бытовые игры со «страшными» игрушками. В) Как относится к необычным пристрастия (ауто-стимуляторная активность)? Не подкреплять их отрицательными эмоциями, не говорить о них в присутствии ребенка. Не наказывать, не ругать. Отвлекать, пе-реключать внимание. Г) Как быть с агрессией (три вида: к себе, к окружающим, генерализованная)? Не наказывать, не отвечать ответной агрессией. Игнориро-вать. Изолировать. Найти благополучное и социально правильное разрешение пугающей ситуации, вызвавшей агрессию.

3. Формирование целенаправленной деятельности и поведения. Единст-во требований взрослых. Единый режим дня. Опора на удовольствия. Опора на стереотипы и предметы, к которым привязан ребенок. Работа по социализации (отработка стереотипов поведения, усвоение распорядка дня с постепенным ус-ложнением.

4. Стимуляция речевой активности. Выразительность и эмоциональ-ность речи взрослых их артикуляции и жестов. Использование стихов, сказок, эхолалии. Постоянное объяснение того, что происходит вокруг. Вовлекать ре-бенка в обсуждение планов на будущий день. Игры, упражнения типа «судья спортивной игры», «руководитель действиями взрослого», «познаем окружаю-щий мир», «учимся бытовым навыкам», «готовимся к школе» и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.