КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод «парных сравнений» в ранжировании альтернатив 2 страница
Таблица 7.61 Экспертная оценка ключевых факторов КФ товаров производителей в регионе
Таблица 7.62 Экспертный Вес ключевого фактора КФ в регионе
Расчет оценки конкурентоспособности фирмы представляет собой взвешенную оценку предприятия и конкурентов по списку ключевых факторов (КФ), выполненную по правилам линейной свертки, т.е. оценки КФ умножаются на Вес КФ и суммируются: ОКФнФ = ∑ Весi * НРФi; ОКФктп = ∑ Весi * КТПi; ОКФкнд = ∑ Весi * КНДi, где: ОКФ – оценка ключевых факторов; НРФ – наша региональная фирма; КТП – конкурент по территориальному признаку; КНД – конкурент по направлению деятельности. Последовательность решения задачи: 1) Находимы экспертные оценки по ключевым факторам на исследуемых предприятиях – НРФi, КТПi, КНДi. 2) Определяем общий вес каждого ключевого фактора путем экспертной оценки – Вес. 3) Находим оценку конкурентоспособности исследуемой фирмы по каждому из ключевых факторов и заполняем таблицу 7.63): а) для нашей фирмы следующая формула расчет: ОКФi = Весi ∙ НРФi; б) для основного конкурента по территориальному признаку: ОКФi = Весi · КТПi; в) для основного конкурента по сфере деятельности: ОКФi = Весi ∙ КНДi. 4) Определяем общую оценку конкурентоспособности исследуемых фирм, суммируя оценки по каждому из факторов и заполняем таблицу 7.64: а) ОКФнрф = ∑ Весi ∙ НРФi; б) ОКФктп = ∑ Весi · КТПi; в) ОКФкнд = ∑ Весi ∙ КНДi. Определив оценку конкурентоспособности нашей фирмы и ее основных конкурентов, сравниваем полученные показатели и определяем ее положение на данный момент в данном регионе и в данном сегменте рынка. Результативные показатели оценки конкурентоспособности фирмы зависят от множества факторов, в данном случае от выбранных ключевых факторов, экспертных оценок этих факторов по изучаемой фирме и конкурентам и весу факторов, т.е. их значимости для клиентов. Выбрав другие ключевые факторы, другой вес мы бы получали другие результаты. Все зависит от того, что мы взялись исследовать и что мы хотим получить, для каждого случая все будет разное, а алгоритм решения одинаков. Таблица 7.63 Оценка конкурентоспособности сравниваемых фирм
Таблица 7.64 Оценка конкурентоспособности товаров фирмы «Colgate» в регионе и ее основных конкурентов с учетом веса КФ
Таким образом, используя экспертную оценку ключевых факторов и вес, мы определили оценку конкурентоспособности фирм ОКФ: 1. ОКФ «Colgate-Palmolive» = 7,91 2. ОКФ «Oral - B» = 6,97 3. ОКФ «Орхидея парфюм» = 6,76. В результате фирма «Colgate-Palmolive», лидирует на региональном рынке, основываясь на экспертных оценках проведенных маркетинговых исследований. Пример 11. На основании данных мониторинга (табл. 7.65) были получены следующие оценки факторов рыночной ситуации (экспертным путем каждому фактору присвоены баллы и ранги). Таблица 7.65 Оценки факторов рыночной ситуации
Необходимо вычислить индекс рыночной ситуации, определить перспективность данного рынка. Шкала рыночной ситуации по 10 бальной оценке отражена в табл. 7.66. Таблица 7.66 Шкала балльных оценок рыночной ситуации
Решение. Стратегический индекс или индекс рыночной ситуации вычисляется по формуле: где - средний балл, обобщенная многомерная характеристика состояния рынка; - балл, характеризующий состояние рынка по i-му параметру (фактору); - вес (ранг), отражающий роль i-го параметра (фактора) в формировании рыночной ситуации (определяется экспертным путем); - число параметров (факторов). В нашем случае средний балл равен: , т.е. согласно табл. 36 рынок достаточно благоприятен для реализации товара. Пример 12. Необходимо установить степень влияния рейтинга марки товара на долю прибыли в объеме продаж по данным табл. 7.67. Для установления согласованности расчетных данных с фактическими значениями рейтинга с позиций доли прибыли в объеме продаж необходимо заменить данные строки 2 соответствующими рангами. Таблица 7.67 Соотношение оценок рейтинга марок товаров и долей прибыли в объеме продаж, %
Решение. Учитывая, что количество интервалов k = 4; максимальное значение показателя Хmax в строке 2 равно 11, а минимальное Хmin = 5 и размах выборки: R = Xmax – Xmin = 11 – 5 = 6. Получим длину интервала: d = R/k = 6/4 = 1,5. Это позволяет вычислить границы интервалов (табл. 7.68), например, для первого интервала верхняя граница 11, нижняя 11 – 1,5=9,5 и т. д. Таблица 7.68 Номера и границы интервалов фактических значений долей прибыли в объеме продаж
Из табл. 7.67 и 7.68 видно, что значение доли продаж 11,0 и 10,0 попадает в первый интервал, значение 6,0 в третий интервал, а 5,0 в четвертый. Следовательно, значению 11,0 и 10,0 соответствует ранг 1, значению 6,0 – ранг 3, значению 5 ранг, равный 4. Поскольку предварительные рейтинги марок, по сути, и есть их ранги, то для дальнейшей обработки данных их следует преобразовать, заменив количественные показатели второй строки соответствующими рангами (табл. 7.69). Таблица 7.69 Ранги предварительных рейтингов марок и соответствующих долей прибыли в объеме продаж товара
Сумма вариаций качественных оценок S(v) определяется следующим образом: , где n – объем выборки или число объектов (n =4). Сумма вариаций (табл. 7.69): S(v) = 0 + 0,25 + 0 + 0 = 0,25. Для оценки согласованности предварительного рейтинга марки и долей прибыли в объеме продаж товара может быть использован коэффициент множественной качественной конкордации[2]: где k – число качественных уровней. В нашем случае n = 4, k = 4. Учитывая, что степень согласованности при W(k) < 0,75 – «слабая», при 0,75 < W(k) < 0,85 – «средняя», при 0,85 < W(k) < 0,95 – «выше средней», при W(k) > 0,95 – «сильная» можно сделать выводы: рейтинг марки товара хорошо согласуется с рангом доли прибыли в объеме продаж; уровни качества товаров с рейтингами 3 и 4 практически не различимы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |