Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический опыт и инновации




Педагогический опыт — сплав профессиональной подготов­ки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство. Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие резуль­таты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптималь­ной организации обучения. Новаторский опыт характеризуется

еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, созда­ет свою систему работы.

В 80-е годы в России сформировалась группа учителей-нова­торов, каждый из которых имел свои новации в обучении, воспитании и развитии детей, дававшие высокие результаты. Вместе с тем они имели некоторые общие черты, как-то: приемы активизации и облегчения учебной работы школьника, разра­ботка средств управления познавательной деятельностью (опор­ные схемы, сигналы), изучение материала крупными блоками и др. Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало/название их общему направлению — педагогика сотрудни­чества (см. литературу).

/ Передовой и новаторский опыт является предметом интереса как науки, так и практики. Поэтому его изучают учителя, распространяют ц внедряют педагогические работники, в том чис­ле методические объединения. К путям изучения, распростране­ния и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, со­здание специальной литературы, рекомендаций, разработок, встречи с авторами опыта, конференции, работа районных методи­ческих кабинетов, региональных и центральных служб, научно-исследовательских учреждений.

Новой формой изучения и распространения передового опыта и продуктов научной деятельности являются банки данных — автома­тизированные информационно-поисковые системы, содержащие све­дения об опыте, результатах исследований, изобретениях, разработках. Банк педагогических данных имеет информационные, гносеологические, дидактические и другие функции. Обычно в БПД информация отражена в виде библиографии, аннотации, реферата. В БПД Московского педагогического университета используется новый вид информации — информационно-педагогический модуль (ИПМ). Это сжатое, без потери существенного смысла изложение опыта или научное сообщение. Модуль позволяет специалисту, не обращаясь к первоисточнику, использовать информацию в своих целях, исследо­вательских, методических, учебных, управленческих и пр. Данное пособие написано на основе указанной технологии представления информации: содержание раскрыто в сжатых текстах-модулях.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных иссле­дований являются основой для педагогической инноватики — научной отрасли о процессе обновления педагогической деятель-

ности, о принципах, закономерностях, методах и средствах ново­введений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффектив­ности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.

Современный педагогический процесс у нас в стране и за рубежом характеризуется наличием альтернативных школ. Под этим термином понимаются школы, разрабатывающие новые системы, технологии обучения и воспитания. Это своего рода экспериментальные площадки, работа которых стимулирует но­вовведения в образовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.