КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Два подхода к педагогической деятельности
Педагогическая деятельность всегда опирается на какое-либо содержание, т. е. на то, какие знания должны быть получены в процессе обучения и какие качества личности должны быть воспитаны. Содержание определяется целью и принципами, которые представляют научную разработку неких идей. В зависимости от того, какие ценности используются при этом, работа учителя относится к формирующему (традиционному) или к развивающему (гуманистическому) подходу. Своеобразным «поставщиком» идеи для научного обоснования педагогической деятельности и в наше время продолжает оставаться эпоха античности. У истоков «благих намерений». Система познания Аристотеля разрабатывалась им с опорой на критику идей своих учителей, в первую очередь — Платона (427—347гг. до Р. X.). Этот очередной парадокс во многом определил развитие науки, поскольку производство нового требует пересмотра, а иногда и отказа от уже известного. Позиция отстраненного (стороннего) наблюдателя помогает увидеть то, что первооткрывателю было недоступно, скрыто от него в силу многих причин. Каждый новый исследователь, «стоя на плечах своих предшественников», получает две возможности: увидеть дальше и больше, т. е. развить открытое, и отвергнуть, дискредитировать его для создания принципиально нового. Вторая возможность ценится в науке выше, чем развитие уже открытого, хотя в педагогической науке используется гораздо реже. Своеобразной «точкой опоры» для Аристотеля стала система устройства идеального государства Платона, где образованию отводилась главная роль. Основная педагогическая идея сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении и привыкших к нему людей. Объективное как основа личности. Все внешнее по отношению к человеку, с точки зрения Платона, неизменно и поэтому — объективно. Всеми своими началами оно проявлено в человеке. Государство («политейя») — это человек в гораздо более крупном масштабе. Высшая задача государства — самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели (праведности). Праведная душа — результат воспитательной деятельности справедливого госу- дарства. Справедливость, как высшая добродетель, присущая только мудрости правителей, опирается на две сословные (кастовые) добродетели. В сословие низшей добродетели (самообладание и покорность) входят крестьяне и ремесленники — «кормящее сословие»; между ними и сословием «высшей добродетели» расположено сословие воинов и чиновников — каста защитников (добродетель мужества, смелости и долга). Соединив государство и отдельного человека, Платон установил взаимозависимость их интересов. Однако государство определяло, какими должны быть эти интересы. Законодательно установленная государством система общественного воспитания готовит и воинов-хранителей, «благородных сторожевых псов», и управителей, и покорных кормильцев. Педагогика подчинена политике, в связи с чем обучению придается целенаправленный и жесткий воспитывающий характер. Руководствуясь благими намерениями (цель воспитания — высоконравственный человек), Платон разработал систему далеких от благости средств ее достижения. Истина — это идея наивысшего блага, идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение идеи не может дать знания постоянного, поскольку познание человека ограничено чувственным восприятием. Следовательно, образование должно образовывать правильные понятия, отсекать все, что мешает осуществлению идеи нравственности и, в первую очередь, ограничить природную чувственность человека. Придавая идеалу значение главной цели любой деятельности, Платон отобрал необходимое для ее достижения содержание воспитывающего обучения. Он подверг ревизии все, вплоть до содержания стихов, мелодики и ритмики музыки, элементов литературно-эстетического и физического воспитания. Не способствует ли поэма или музыкальное произведение изнеженности будущего профессионального воина, который должен вести аскетический образ жизни? Не удаляют ли они будущего правителя государства от идеала бесстрастия? Веселые, «сладострастные» и камерно-интимные произведения искусства, по Платону, размягчают душу, лишают ее «стержня» и потому должны безжалостно изгоняться из образования. Гимнастика должна служить только поддержанию здорового образа жизни и укреплению основы работоспособно- сти. Не грубая физическая сила, но ловкость и мужество должны быть сформированы в тех, кто целиком, без остатка служит государству. Вероятно, отсюда берет начало поглотившая впоследствии педагогику идеология цели, оправдывающей любые средства. Научные основы объектной (формирующей) педагогики. Вместе с тем, и цель, и средства были научно обоснованны, т. е. обладали признаками науки: логичности, целостности, последовательности, системности, результативности и т. д. Эта теоретическая конструкция послужила основой для развития формирующего подхода к педагогической деятельности. Система научного познания и образования Аристотеля не стала принципиально новым педагогическим открытием. Критика Платона свелась к пересмотру философской основы политейи, т. е. изменилось отношение к идее, как форм е сущностей. В трактовке Аристотеля идея — не самостоятельная категория, а внутренняя сущность вещей. Соединив идею-сущность с чувственно воспринимаемыми вещами, Аристотель создал предпосылки для нового, объектного изучения и осмысления педагогических явлений, в которое ученик включен на уровне его чувственного восприятия.. Отсюда берет начало систематизированная, внешне заданная структура передаваемого новым поколениям знания, как единство аналитик и, диалектики и логики. Смысл и значение системы образования Аристотеля состоят в том, что сущность вещей составляет неотъемлемую часть самих предметов познания. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать ясными, строгими и четкими их содержа ни е, т. е. основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, обобщающие предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить. Таким образом, педагогика приобрела предписательный, т. е. наставительный, назидательный характер. Педагогика не выделяется Аристотелем в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания («пайдейа») становится государственной функцией, а законодатель оказывается воспитателем. Не педагогика подчинена политике, как это было у Платона, а наоборот, политика обусловлена педагогикой. От благих намерений к безличной педагогике. Пайдейа, как идея воспитания личности, лишь отчасти опирается на то, что является собственно личностным, т. е. принадлежит конкретному человеку. Но это не столько опора, сколько использование имеющегося в личности запаса задатков для исполнения достаточно жестких предписаний. По Аристотелю пайдейа сводится к формированию необходимых совершенств. Для этого следует использовать три главных фактора: природные задатки, способность приобретать привычку и способность суждения. Природные задатки «облагораживаются» путем усвоения знаний, необходимых привычек и применением умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку используется как основа при своеобразных «тренировках», формирующих умения правильно мыслить и вести себя в соответствии с заданными образцами. Способность суждения, т. е. выражения своего мнения, опирается не на опыт, имеющийся у человека, а на опыт, передаваемый человеку, научно обоснованный и проверенный. Три главных фактора воспитания Аристотеля создали предпосылку первого научного обоснования педагогики, как учения о правильном формировании личности. Личность в них рассматривается как «строительный материал», из которого следует выстроить ее здание, что и определило их главную педагогическую ценность. По своей направленности, смыслу, содержанию и средствам это обоснование дало толчок для развития первого, формирующего подхода к педагогической деятельности. По прошествии многих веков это обоснование не утратило своей силы и дошло до наших дней практически неизменным. В соответствии с ним учителю продолжает отводиться та. роль, которую предписывала ему аристотелевская пайдейа. Традиция формирования и современный учитель. Выполняя функцию формирования, сегодняшний учитель невольна оказался в роли ретранслятора знаний и культуры. Действу» в рамках традиции, он вынужден не считаться с какой-либо познавательной инициативой со стороны ученика. Ведь учитель — главное действующее лицо процесса образования. Традиция формирования предписывает бороться с непосредственными живыми интересами ученика, как с проявлениями стихийности и дезорганизованности. Такой подход неотвратимо приводит к такой же жесткой регламентации деятельности самого учителя. Исполняя свой гражданский и профессиональный долг, учитель продолжает оставаться составной частью учебной машины, ее передающим устройством. Его инициатива и творчество строго ограничены рамками тех сведений, которые ему надлежит передать как раз и навсегда установленное,.научно проверенное, устоявшееся и абсолютное знание. Было бы наивно и несправедливо обвинять Аристотеля в создании антигуманной системы педагогического подавления личности. Она стала такой тогда, когда перестала отвечать новым личностным и общественным потребностям, сохраняя при этом свою первооснову. При этом следует иметь в виду, что отношение к личности в этой системе другим быть не могло. В соответствии с преобладавшими во времена античности представлениями об этике (учении о нравственности), обоснование Аристотелем формирующего подхода к педагогической деятельности было более гуманным, чем у Платона. Более того, в нем нашли отражение сообразные природе человека той эпохи потребности быть ведомым, получаемым, наставляемым и управляемым. Их реализация была наиболее востребована внешними по отношению к человеку условиями: уровнями культуры, развития, образованности, политическими требованиями и т. д. Однако и во времена Аристотеля человеческая природа не ограничивалась этими условиями и потребностями. В связи с этим обратимся к Другому подходу, который, как это не парадоксально, возник несколько раньше.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |