КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет педагогической деятельности и науки
Субъектное как основа личности. Платон, Аристотель и многие другие известные философы греческой античности были учениками или последователямиСократа (469—399 гг. до Р. X.). Известно и то, что многое из его учения о философской личности оказало влияние на их педагогические воззрения. Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которыене оказали подобного влияния. Эти вопросы — о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества — составилифилософскую основу гуманистической педагогики. Поскольку Сократ не оставил ни одного письменного свидетельства своего творчества, о нем судили по сочинениям его учеников — Платона, Ксенофонта и др. Но и такие име- нитые ученики развивали в своих педагогических трактатах лишь то, что было значимым с их точки зрения, которая сформировалась не только благодаря встречам с Сократом, но и под впечатлением от кончины учителя. Сократ был казнен по приговору афинского суда, составленному на основе ложного обвинения. Суть обвинения сводилась к отрицанию Сократом «государственных» богов и в поклонении новому божеству. Этим новым божеством выступал человек. Он нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения, т. е. передачи истины, но в образовании, которое предоставляет возможность поиска ее смысла. Для этого человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного воспитания. Ему необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке — это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т. е. истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому саморуководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония. Майевтика — в буквальном переводе с греческого означает «повивальное искусство», т. е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах, которые он проводил не только в гимнасиях и палестрах со знатными афинскими юношами, но и с любым встречным человеком. Ирония — тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально — манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые каж|утся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине. От личностной идеи к образованию личности. Ученики и последователи Сократа пытались использовать эти средства в своих образовательных системах, представляя их как эвристические методы познания. Но взятые изолированно от личности Сократа и главной идеи его образования, эти методы не приносили того развивающего личность эффекта, который был свойствен Сократу. В связи с этим идею познавательной активности, как результат применения метода сократической беседы, стали трактовать в соответствии с ее формой, а не с содержанием, которое и должно определять форму. Смысл идеи состоял в том, что как для философии, так и для педагогики нет необходимости в какой-либо упорядоченной системе. Образование личности, т. е. нравственное становление, не нуждается в навязывании и заучивании каких-либо правил, выстроенных в определенной последовательности. В своих беседах Сократ не раскрывал какой-либо системы воззрений, которую требовалось утверждать, защищать и отстаивать Он просто предпочитал спрашивать, зачастую сам не зная ответов на свои вопросы. Его собеседники не могли обнаружить в этих вопросах какой-либо теоретической платформы, которую можно было бы выбить ловкими и привычными приемами, изучаемым в искусствах ведения споров — в диалектике и софистике. Иронический способ их постановки раскрывал противоречия в рассуждениях собеседников, демонстрировал их незнание или «еще незнание», заставлял усомниться, задуматься и критически отнестись к кажущемуся абсолютным собственному знанию. Ни одному из этих интеллектуальных действий современников Сократа не обучали, поэтому неудивительна и реакция раздражения, которую они пробуждали. Помимо раздражения, предложенные Сократом содержательные способы познания жизни через познание своих заблуждений, вызывали и страх. Сократа боялись, потому что он не боялся открывать истину, которая, как правило, извращалась всеми — от ремесленников до политиков. Скорее всего, одной из причин, остановивших учеников Сократа в дальнейшем развитии его учения, был страх, порожденный его кончиной. Смерть Сократа продемонстрировала, что правда жизни, т. е. истина, не столько способствует просвещению и самопродвижению к ней, сколько пробуждает стремления отгородиться и защититься от нее. Иными словами, для современников Сократа его учение не было актуальным, т. е. оно не могло быть востребовано. Поставленные Сократом проблемы нравственности намного опережали существовавшую в то время культуру. Они противоречили и общепринятым представлениям об образовании, но самое главное — представлениям о власти. Вторая причина, безусловно, связана с личностью Сократа. Вся его жизнь была практическим утверждением и подтверждением его идей им самим. Они проявлялись через. свойственные только ему, как бы слитые с ним способы самоутверждения, что и придало его учению глубоко личностный характер. Человеческая основа гуманистической педагогики. Сократ не ограничивался убийственной иронией. Выворачивая наизнанку привычные представления и способы мышления, не имея готового ответа на свои вопросы, он твердо знал, во имя чего идет поиск, в каком направлении и как его надо вести. Он был одновременно рационален и иррационален, зачастую интуитивно нащупывая и открывая для собеседников нравственные задатки их личности. Он был убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний человека есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием. Вместе с тем, это единое не является неподвижным, окостенелым фактом. Общее обоснование — не мертвая неподвижность, а полная ей противоположность. Идея всегда пребывает в развитии, но это развитие придает ей человек, привносящий в идею свои сомнения, неуверенность, нестабильность и т. д. — то есть все то, что и свойственно человеку. Сократ действительно пробуждал и направлял естественный ход человеческой мысли. Однако в отличие от современных ему последователей, а также от тех, кто приходил им на смену в течение двух тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к правильным ответам. В противном случае он бы предал свою собственную идею — добровольного, свободного и самостоятельного постижения истины. Имея возможность избежать казни, он предпочел смерть отказу от нравственных убеж- дений, поскольку выбрал их самостоятельно и добровольно, будучи внутренне свободным человеком. Основные ценности ненавязчиво предложенного Сократом подхода к педагогической деятельности — душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность, самоопределение, так же как и востребующие средства их пробуждения стали актуальны только к концу XIX столетия после Р. X. В первую очередь они привлекали пристальное внимание философов, чтобы впоследствии проявиться в теоретических и прикладных разработках гуманистической педагогики. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Опишите ваше личное представление об общем и раз-яичном в педагогике и науке. 2. Поясните, каким образом (по вашему мнению) педагогическая мысль определяла развитие научной мысли. 3. В чем состоит смысл «обыденной» педагогики? 4. Какие причины обусловили именно такой набор функций классической науки: изучение, объяснение, построение и применение систематизированных знаний. 5. Чем определяется противоречивая взаимосвязь творчества, философии и обыденной педагогики? 6. Почему восточная наука не рассматривается как основа классической науки? 7. В чем состоит смысл механистической картины мира? 8. Каким образом принципы классической науки оказывают влияние на образование? 9. Раскройте педагогический смысл и установите связь понятий «намерения» и «средства». 10. Какие факторы определили научные основы формирующего подхода к образованию? 11. Чем вызвайо обращение Сократа к необходимости использовать «собственно человеческое начало» в образовании? 12. Обоснуйте ваше представление о том, почему гуманистические основы педагогики оказались несвоевременными для эпохи античности.
Глава 2. Основные понятия педагогики личности Смысл и назначение педагогических понятий. Понятие, как следует из учения Сократа, должно точно передавать идею, которая его определяет. В гуманистической педагогике понятие требует от учителя умения задавать себе вопросы: зачем, как и для кого он проводит урок, какой смысл вкладывает в объяснение, убеждение, пример, поощрение, какие смыслы зарождаются при этом в сознании ученика и т. д. Он должен четко представлять, какими ценностями следует руководствоваться, соответствуют ли они общему и частному смыслу гуманистической педагогики. В формирующей педагогике ответы на эти вопросы как бы подразумеваются, но отсутствие в них связи с понятийным аппаратом, нежелание и неумение учителя пользоваться им, обуславливает не научный, а обыденный способ педагогических отношений с учащимися. На обыденном уровне учитель самодостаточен, поскольку руководствуется не научным, а традиционным, житейско-профессиональным опытом. Самодостаточность, т. е. отсутствие потребности в сомнениях, критичности и переосмыслении учебного материала, соответственных действий с ним выводит педагога на необходимость закрытой образовательной деятельности. Одновременно снижается ценность работы учителя, который автоматически становится передатчиком учебной информации. Для того, чтобы учитель начала работать в гуманистической парадигме образования, ему необходимо овладеть новыми, непривычными интеллектуальными операциями, которые поднимут его сознание на более высокий, научный уровень. Дать знание, которое поможет учителю самому развить необходимое педагогическое мышление, используя привычную систему передачи и заучивания — нельзя. Гуманистическое знание должно пройти путь критического осмысления, переосмысления, принятия или отторжения, т. е. пройти путем, ведущим к пониманию его смысла. Знание должно как бы заново родиться в сознании учителя, только после этого оно станет его частью и руководством к осмысленному педагогическому действию. Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей гтоявляется в полной мере в средней школе. Но его источник: расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная «закладка" как положительных, так и негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками. Руководствуясь существовавшим до него, даже научно оформленным опытом, новаторскими разработками, учитель не задается вопросами о смысле выполняемых действий и описывающих их научных терминов. Он действует по схеме выполняя предписанное. На первых этапах он получает ожидаемый результата дети послушны, исполнительны, заинтересованы, увлечены. В начальной школе это происходит в связи с особенностями возраста учеников, определяющими потребности во всеобщем руководстве и жестком направлении своей учебной деятельности. Но уже в средней школе исполнительность резко-снижается, На смену интересу приходят скука, усталость и пассивности, вместо послушания появляется раздраженное неприятие каких-либо указаний. Учителя начальной школы не усматривают в этом феномене своей вины. Обвинять их в этом неуместно и несправедливо, поскольку они приучены руководствоваться не сознанием, а обязанностями. Как обязанность воспринимаются ими руководства, предлагаемые в методиках, каждая из которых представляет не опыт осмысления, а опыт действий. Обращаясь к опыту действий, учитель сам становится его заложником и невольно закладывает основания исполнительности без размышления, послушания как подчинения диктату в своих учеников. При переходе в среднюю школу эти установки неизбежно перерастают в блокировку всех механизмов саморазвития личности. Такая позиция как бы изначально исключает собственно научный подход к образованию в его гуманистическом смысле. Этому в немалой степени способствовала до недавнего времени и педагогическая наука, направлявшая учителя к привычной в быту, простой и доступной двойной (бинарной) оценочной деятельности. Все явления школьной жизни упорядочиваются по схеме полярных противоположностей: да — нет, правильно — неправильно, хорошо — плохо и т. д. В эту схему помещаются и ученик, и учитель, личность которых только внешне и частично соответствует таким оценкам. В целом она, как и все связанные с ней гуманные Педагогические действия, требует более тонкого и мягкого подхода, более корректного описания, которое и помогло бы установить учителю весь необходимый набор своих педагогических инструментов. Использование только одной операции из научного аппарата педагогики личности — поиск источников проблем, наводящихся за пределами начальной школы, но порождаемых ею, позволяет учителю иначе оценить смысл своей педагогической деятельности, обнаружить не только ее недостатки, но и наметить пути их преодоления. Предмет — это то, что благодаря своему наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное, требующее своего изучения для понимания и преобразования — как с целью передачи, так и с целью развития. Это определение устанавливает условные границы деятельности всех, кто имеет отношение к ее объекту, т. е. к объединяющему разные виды деятельности явлению. Предмет деятельности каменщика — возведение стен. Прежде чем он возьмется за мастерок, стену и здание в целом проектирует архитектор. У них — один объект деятельности, но y каждого — свой предмет, цели, принципы, содержание, методы и формы этой деятельности. Эти составляющие части присущи любому виду деятельности, в том числе и педагогической. Но у каждого специалиста они обособлены, имеют свою специфику, благодаря точному и четкому определению предмета деятельности. Предмет педагогической деятельности учителя — образование детей. Оно осуществляется через деятельности обучения и воспитания, имеющих общую цель — развитие ребенка. Учителя физики, химии, литературы да и все другие называются педагогами. Но являются ли они таковыми? Они работают с детьми так, как их научили в институте. А в институте основой-учебы является обучение преподаванию предмета. На это отводится две трети аудиторных занятий. Благодаря предметной зубрежке и натаскиванию, будущие учителя не имеют возможности развивать многие необходимые педагогу качества. Одни из них не могут совладать со своим темпераментом и характером, другие не умеют общаться с детьми и организовывать их деятельность, у третьих отсутствует инициативность и способность ориентироваться в «нештатных» ситуациях, четвертым не достает самокритичности... Обобщенный 27 портрет современного учителя изобилует подобными «неумениями». Придя в школу, такие учителя вынуждены проводить слепой поиск по многим направлениям своей работы. Как правило, избранные таким образом стиль, общение, такт отражают и характер, и темперамент учителя, но, увы, не способствуют установлению творческих и человеческих отношений с учениками. Условно наших учителей можно разделить на четыре группы: авторитаристы, псевдодемократы, либералы и лженоваторы. Такую классификацию не придумывали.ученые в кабинетной тиши. Она составлена по результатам анализа сотен ученических сочинений на тему «Учительские ошибки». Конечно, ребята не использовали «научные термины». Но наборы качеств, приведенные в сочинениях, позволили отнести стиль поведения учителей к той или другой группе. Как бы мы ни стремились выглядеть лучше, к каким бы ухищрениям не прибегали, заркало правду не приукрасит. В процентном отношении, по мнению учеников, авторитаристов в школах — 70%, либералов — 15%, псевдодемократов — около 10, лженоваторов — 4%. Остается примерно 1 % тех учителей, о которых мы не упоминаем. Но о них не забыли ученики. Это — настоящие демократы, чья профессиональная позиция основана на защите ребенка. Они — «по рождению» или «по самовоспитанию» таковы, что слушают и слышат своего ученика, ведут с ним диалог, помогая воспитаннику состояться как личности. В сочинениях упоминаний о таких учителях — единицы. Но они есть, и это вселяет надежду. Школа изнемогает не столько от отсутствия ярких личностей, сколько от отсутствия нормальных человеческих отношений между учителем и учеником. В ней отсутствуют учителя-демократы в высоком смысле этого слова. Но можно ли подготовить из обыкновенного студента так необходимого школе учителя-демократа, гуманиста? Уверены, что — да. Очевидно, здесь и есть первая точка приложения интересов педагогической науки. Можно ли говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается или как искусство, или как нечто производное от философии, психологии, социологии, или просто как лженаука? Любое из трех мнений как бы нейтрализует ее научную функцию, лишает права называться наукой. Давайте не будем спешить и бросаться вслед за новоявленными мессиями от школы из одной крайности в другую. Если речь идет о школе, как одном из социальных институтов, где, собственно, и происходит образование, воспитание и развитие личности, то можно ли игнорировать педагогику, как науку, именно этими тремя функциями и занимающуюся? Но ими занимаются и философы, и психологи, и гигиенисты. Каждый из них вправе считать себя педагогом, поскольку заснимается образованием, воспитанием, развитием. Но каждый из них является специалистом в своей деятельности. Поэтому и рассматривает педагогику только со своей, весьма специфической позиции научного понимания. Вероятно, поэтому только избранные из избранных являются педагогами, как не являются таковыми, к великому сожалению, миллионы современных учителей — способных физиков, литераторов, химиков и т. д. Только озаренные Божьей искрой педагогического таланта единицы ученых и учителей, не благодаря системе педагогической подготовки, а вопреки ей, заслуживают права быть, а не называться педагогами. Очевидно, есть то, что имеет смысл рассматривать сугубо с педагогической точки зрения в этом феномене. То есть говорить о предмете педагогики. Если же есть предмет — то, что изучается для последующего улучшения.— мы имеем дело с наукой. Если речь идет о подготовке огромного количества учителей, вряд ли можно уповать на то, что среди студентов педвуза, даже отобранных самым тщательным образом, окажется большинство отмеченных талантом свыше. Значит, необходимо изучить, исследовать, учесть, обобщить, проанализировать, спрогнозировать, т. е. использовать аппарат научных методов, которые и могут определить наиболее эффективные пути, средства, процессы, прямо или косвенно влияющие на развитие и становление личности и ученика, и учителя. Благодаря этом|у, появится возможность улучшить, изменить и педагогическую подготовку учителя, и все педагогическое пространство его деятельности В этой связи, под предметом педагогической науки мы понимаем осмысление, исследование и прогнозирование процессов становления личности и учителя, и ученика под влиянием разнообразных факторов, для последующего ненасильственного управления этими процессами.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |