КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия материализма и методология образования
Очевидно, что философские идеи неизбежно прилагаются ко всем компонентам образования. Это явление охватывает педагогическую теорию: разработка методологии, определение целей, принципов и содержания образования невозможны без привлечения философских положений. Оно распространяется и на педагогическую практику, поскольку условия, средства, технологии, методы, приемы воспитания и обучения неразрывно связаны с теоретигескими основами. Степень «жесткости приложения» философских идей обуславливает гуманистический или традиционный характер образования. Соблазн получить приложимый к решению конкретной проблемы ответ практически на любой вопрос — характерное искушение для любой науки, использующей естественнонаучный способ познания. Для философии образования это искушение оказалось наиболее сильным, поскольку по определению она призвана обосновать пути обучения истине. Однако способы этого обучения, т. е. приложения философских идей, их использование в образовании, различны. Различны и результаты. Как было установлено в § 1.1., философия — это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине. Это «родовое» качество придает роли философии в образовании наибольшие противоречия. От философии ожидают чрезвычайных откровений — «истин в последней инстанции», абсолютного знания. Ожидают всеобщезначимых результатов — того. что можно и необходимо познать и чем, благодаря этому, можно овладеть. Но то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к специальным отраслям знания. Именно такое ожидание превращает философию в исходную позицию для обоснования необходимости передачи готовых к употреблению знаний. За этой позицией однозначно просматривается незначительность того, для кого эти знания предназначены — ученика. Это путь естественнонаучной достоверности познания, где истина просчитывается, устанавливается раз и навсегда извне. Она не может быть порождена чьим-либо сознанием, кроме сознания основоположника. В установленной истине нельзя усомниться. Избавляя непосвящен- ных от мучительной процедуры критического переосмысления абсолютной истины, основоположник как бы принимает на себя всю тяжесть сомнений, учета обстоятельств, расчета последствий и т. д. Он устремлен к объективности, как правило, не обращая внимание на возможную активность предмета своих исследований, которая субъективна, но зачастую корректирует действие объективных законов. Эта активность единична, нетипична, ее удельный вес ничтожно мал. Поэтому ею следует пренебречь в пользу общей активности человеческой массы. Определяя объективный характер истины, философы-материалисты устранили человечество с пути самостоятельного познания, сводя его содержание (содержание образования) к набору однозначных и закрытых знаний, установленных связей между ними, которые и следует изучать. Показателем «качества приложения» философии принято считать ее способность представлять, описывать и формировать определенный образ мышления. Но мышление «работает» с сознанием, оно извлекает из сознания необходимые «указания» — как поступать в той или иной ситуации. Обращаясь к мышлению напрямую, устанавливая необходимость предлагаемых действий, философия диалектического материализма претендует на роль заменителя сознания. Она становится «умом, честью и совестью» определенного общественного слоя, «формируя» образ действия, плавно вытекающий из предпочтительного именно этому слою (классу) образа мышления. Основным средством для решения этой задачи выступает образование. Материализм — это образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они осуществляют свои цели благодаря своему «весу», своему большому количеству. Их цели— работа, пища, защита, семья и т. д. — конкретны и понятны каждому, поскольку диктуются элементарными потребностями. Но достижение этих целей осуществляется не посредством обращения к сознанию, как хранилищу интеллекта и духовных ценностей, а посредством призыва к действию. Учение о бытии в трактовке марксистского материализма превращается в философию установок, которые не нуждаются в придании им личностно значимого смысла. Привлечения философии материализма коммунистами в качестве некоего универсального обоснования свели богатейшее наследие философской мысли к двум способам применения. Первый базировался на приложении философских принципов и законов к той или иной сфере деятельности человека. Второй способ предполагал, что, опираясь на отдельные высказывания признанных философов, человек получает «правильное» руководство к своим действиям. Философия материализма оказалась сведена к цитатнику двух-трех авторов, обращение к которому стало обязательным культовым ритуалом, а необращение каралось по всей строгости идеологических законов. Набор таких установок определил и методологические основы образования, ставшего традиционным как для советской, так и постсоветской школы. Они обеспечивались марксистскими и ленинскими теориями, проявляясь в философской, идеологической и гносеологической функциях методологии. Поскольку марксизм не признается мировым философским сообществом как философия, две первые функции методологии определялись как идеологические установки для образования и представляли идеологическую функцию методологии.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |