Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия материализма и методология образования




Очевидно, что философские идеи неизбежно прилагаются ко всем компонентам образования. Это явление охватывает педагогическую теорию: разработка методологии, оп­ределение целей, принципов и содержания образования не­возможны без привлечения философских положений.

Оно распространяется и на педагогическую прак­тику, поскольку условия, средства, технологии, методы, при­емы воспитания и обучения неразрывно связаны с теоретигескими основами.

Степень «жесткости приложения» философских идей обу­славливает гуманистический или традиционный характер об­разования.

Соблазн получить приложимый к решению конкретной проблемы ответ практически на любой вопрос — характерное искушение для любой науки, использующей естественнона­учный способ познания. Для философии образования это ис­кушение оказалось наиболее сильным, поскольку по опреде­лению она призвана обосновать пути обучения истине. Одна­ко способы этого обучения, т. е. приложения философских идей, их использование в образовании, различны. Различны и результаты.

Как было установлено в § 1.1., философия — это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине. Это «ро­довое» качество придает роли философии в образовании на­ибольшие противоречия. От философии ожидают чрезвычай­ных откровений — «истин в последней инстанции», абсолют­ного знания. Ожидают всеобщезначимых результатов — того. что можно и необходимо познать и чем, благодаря этому, можно овладеть. Но то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным позна­нием и уже не является философией, а относится к специаль­ным отраслям знания. Именно такое ожидание превращает философию в исходную позицию для обоснования необходи­мости передачи готовых к употреблению знаний. За этой позицией однозначно просматривается незначительность то­го, для кого эти знания предназначены — ученика.

Это путь естественнонаучной достоверности познания, где истина просчитывается, устанавливается раз и навсегда извне. Она не может быть порождена чьим-либо со­знанием, кроме сознания основоположника. В установ­ленной истине нельзя усомниться. Избавляя непосвящен-

ных от мучительной процедуры критического переосмысле­ния абсолютной истины, основоположник как бы при­нимает на себя всю тяжесть сомнений, учета обстоятельств, расчета последствий и т. д. Он устремлен к объективности, как правило, не обращая внимание на возможную ак­тивность предмета своих исследований, которая субъек­тивна, но зачастую корректирует действие объективных за­конов. Эта активность единична, нетипична, ее удельный вес ничтожно мал. Поэтому ею следует пренебречь в пользу об­щей активности человеческой массы. Определяя объективный характер истины, философы-материалисты устранили чело­вечество с пути самостоятельного познания, сводя его содержание (содержание образования) к набору однозначных и закрытых знаний, установленных связей между ними, ко­торые и следует изучать.

Показателем «качества приложения» философии принято считать ее способность представлять, описывать и формиро­вать определенный образ мышления. Но мышление «рабо­тает» с сознанием, оно извлекает из сознания необходимые «указания» — как поступать в той или иной ситуации. Обра­щаясь к мышлению напрямую, устанавливая необходи­мость предлагаемых действий, философия диалектического материализма претендует на роль заменителя сознания. Она становится «умом, честью и совестью» определенного обще­ственного слоя, «формируя» образ действия, плавно выте­кающий из предпочтительного именно этому слою (классу) образа мышления. Основным средством для решения этой задачи выступает образование.

Материализм — это образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они осуществляют свои цели благо­даря своему «весу», своему большому количеству. Их цели— работа, пища, защита, семья и т. д. — конкретны и понятны каждому, поскольку диктуются элементарными потребностя­ми. Но достижение этих целей осуществляется не посред­ством обращения к сознанию, как хранилищу интеллекта и духовных ценностей, а посредством призыва к действию. Учение о бытии в трактовке марксистского материализма превращается в философию установок, которые не нуж­даются в придании им личностно значимого смысла.

Привлечения философии материализма коммунистами в качестве некоего универсального обоснования свели богатей­шее наследие философской мысли к двум способам приме­нения. Первый базировался на приложении философских

принципов и законов к той или иной сфере деятельности че­ловека. Второй способ предполагал, что, опираясь на отдельные высказывания признанных философов, человек получает «пра­вильное» руководство к своим действиям. Философия мате­риализма оказалась сведена к цитатнику двух-трех авторов, обращение к которому стало обязательным культовым ритуа­лом, а необращение каралось по всей строгости идеологичес­ких законов.

Набор таких установок определил и методологические ос­новы образования, ставшего традиционным как для со­ветской, так и постсоветской школы. Они обеспечивались марксистскими и ленинскими теориями, проявляясь в фило­софской, идеологической и гносеологической функциях методологии. Поскольку марксизм не признается мировым философским сообществом как философия, две пер­вые функции методологии определялись как идеологиче­ские установки для образования и представляли идеоло­гическую функцию методологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.