Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Саморазвитие системы образования




Регионализация образования.

Личностно-деятельностный подход к образованию.

В соответствии с этим подходом ученик в целостном учеб­но-воспитательном процессе выступает как субъект деятель­ности, субъект развития. Личностно-деятельностный подход предписывает организацию предметно-практической деятель­ности в определенном социальном контексте, создающем по­ложительный эмоционально-мотивационный фон. Важным ус­ловием при этом выступают гуманистические установки педа­гога по отношению к учащимся: принятие каждого ребенка таким, каков он есть, проявление эмпатического отношения к каждому учащемуся, доверительное, диалогическое общение.

Регионализация предполагает учет социально-экономичес­ких, демографических, культурных особенностей города, села в проектировании содержания образования и воспитания в каждом образовательном микрорайоне, конкретной школе, нахождение оптимального сочетания между 'базовым, регио­нальным и школьным компонентами образования. Это озна­чает, что школа становится центром образовательного про­странства, включающего все культурное окружения. Этому способствует создание комплексов «детский сад — школа», «школа — центр детского творчества», «школа — вуз» и др.

Саморазвитие — это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению:

постановке целей, проектированию нового состояния систе­мы образования и этапов его достижения, корректировке об­разовательно-воспитательных процессов, объективному ана­лизу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т. д. Принцип саморазвития, таким образом, предполагает способность образовательного региона (образовательного про­странства) к непрерывному самообновлению.

При этом нельзя забывать, что существующее образова­ние как система, сложившаяся в прошлом в качестве меха­низма реализации целей политической и идеологической ори­ентации общества, обладает устойчивостью процессов вос­производства традиционных норм и ценностей. И в этом виде представляет собой механизм культурного тормо­жения.

Проникновению в школу реформистских идей препятст­вует педагогический непрофеосионализм, стремление решить проблему обновления за счет частичного усовершенствования отдельных сторон деятельности школы, смены названий, а не существа образовательно-воспитательных процессов и т. д. Опыт показывает, что весьма популярное в настоящее время использование различных коммерческих мероприятий типа оргдеятельностных игр, видеотренингов, хозрасчетных семи­наров по отдельным вопросам проблему обновления образо­вания решить не может.

Пусковым механизмом процессов саморазвития образо­вательной системы является творчество учителей, их участие в инновационных процессах, сотрудничество с учащимися,

включение их в жизнетворчество, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной, исследовательской деятель­ности, создание свободных образовательных зон, очагов но­вой педагогической культуры и т. д.

Самообновлению системы способствуют проектные работы инновационного характера, стимулирование научно-педаго­гической экспериментальной работы в школах, экспертная оценка нововведений. Саморазвитие образовательной системы во многом зависит от ее способности авторизации педагоги­ческого опыта и овладения новым экономическим механиз­мом, обеспечивающим ее финансово-экономическую самостоя­тельность.

Процесс вхождения России в мировое культурное и обра­зовательное пространство диктует необходимость обращаться и к тем педагогическим ценностям, которые предполагают подготовку учителя в контексте еще более тонких и мягких регулятивов ее организации. Появляются новые методологи­ческие ориентиры, позволяющие рассматривать развитие суще­ствующей системы образования, ее преобразование в гумани­стическую посредством развития личностных структур созна­ния будущих учителей, т. е. «снизу», создавая специфические условия для реальной самоорганизации педагогической дея­тельности. В качестве таких ориентиров рассматриваются:

— феноменологический и синергетический подходы к об­разованию;

— самоорганизация методологической культуры учителя как основа профессиональной культуры и творчества;

— педагогическая поддержка самоорганизуемой деятель­ности воспитания и обучения;

— технологическая культура учителя;

— прогностическое планирование образовательных проек­тов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.