Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис современной педагогики и пути его преодоления




Глава 1.КРИЗИСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬ­НОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Развитие российского образования в последние годы осложнилось кризисом всех сфер жизни. С середины 80-х в нем ясно обозначился кризис, обладающий признаками си­стемности. Однако его наличие признается руководителя­ми образования только в части проблем финансирования. Вместе с тем, понятие «система образования» включает в себя категории методологии, целеполагания, принципиальной основы, содержания, средств обучения, воспитания и орга­низации. Ответственность педагогической науки и учителей, работающих с этими категориями, как бы автоматически переносится на организаторов политических и экономических реформ. Возникает феномен двойной безответственности: и -государство, и педагоги заняты поисками «виновных», в то время как школа работает в некоем инерционном режиме, продолжая образовательную деятельность по траектории, за­данной ей в принципиально иной политико-экономической

'ситуации.

Вследствие этого возникло множество образовательных проектов, которые стали личным делом каждого ученого и учителя, но данные проекты не подкреплены материально и законодательно. Усугубляет ситуацию полное' отсутствие юридической базы образовательной политики, заброшенность народного образования, смятение учителей, не знающих, что им делать и ставших заложниками бессистемной деятель­ности.

Получили распространение различные зарубежные опыты: сексуальное воспитание в начальной школе, внедрение аме­риканских проектов в России, не учитывающих российской специфики, разделение школы на начальные и профильные классы и т. п.

Три важнейших принципа образования, разработанные еще в XIX в. В. В. Розановым, были нарушены: 1) инди­видуальности (личность не воспитывалась и не образо­вывалась); 2) целостности — нельзя дробить знания, эмоции, ощущения; 3) единства типа — требование, чтобы все образующие личность ценности исходили из одного источника культуры.

Все острее возникает необходимость воспитания, как при­оритетной сферы педагогической деятельности. Невнимание традиционной педагогики к проблемам личности вызвало кризис личностных смыслов. Воспитание перестало отвечать на вопрос: как жить достойно. Когда воспитание не может ответить на данный вопрос, оно становится ненужным. К вос­питательным проблемам продолжают относиться: проблема формирования индивидуального своеобразия личности, вос­питания безопасной личности, т. е. личности, не способной принести вред ни себе, ни людям, идея воспитания языковой личности, идея государственности и воспитания гражданина. В дореволюционной России существовали специальные ли­цеи для подготовки государственных лиц, способных удер­живать государство в целом. Встает особая проблема вос­питания специальных работников, руководителей.

Распаду централизованной традиционной системы народ­ного образования (деструктуризации) и непоявлению на ее месте новой системы единого образовательного пространства способствовали многие факторы, представленные в этой гла­ве их проявлениями или показателями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.