Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая культура




Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно ориентированному типу образования невозможен без су­щественного повышения уровня педагогической культуры учителей.

Педагогическая культура — это часть общечеловеческой

культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспита­ния, а также способы творческой педагогической деятель­ности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху.

В основе гуманистического типа педагогической культуры лежит целостное представление о педагогической действи­тельности, в эпицентре которой находится личность ребенка.

Сущность педагогической культуры состоит в особом цен­ностном отношении к детству как уникальному, неповтори­мому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Исследователи детства справедливо утверждают, что мир детства — это особый, ни к чему не сводимый мир, живущий вполне автономно и по своим собственным законам. Эти законы касаются прежде всего форм отражения и спо­собов проживания детьми жизни. Так, в дошкольном и млад­шем школьном возрасте основным способом проживания детства является игра, а формами отражения жизни — фан­тазия и воображение. Эти формы отражения и проживания сохраняются и на последующих этапах онтогенетического раз­вития, вместе с тем в подростковом возрасте происходит переход от эмоционально-образного к рационально-логическому восприятию мира, которое становится преимущественным в старшем школьном возрасте.

С этих позиций гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте — это процесс вскармли-

вания и обеспечения здоровья ребенка, развития его при­родных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначаль­ным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ос­новные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувст­венное познавание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание.

В подростковом возрасте — это интенсивное физическое и социальное созревание личности, создающее предпосылки на­чала процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры, ее понимания,, согласия с куль­турой, обретения позиции человека культуры. Основные пе­дагогические предпосылки развития в этом возрасте — вклю­чение подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысле­ние, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, культурное творчество.

Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значе­ние приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершен­ствования, вхождения в жизнь общества, жизненного само­определения, социально-психологической адаптации. Механиз­мы личностного развития существенно меняются: на пер­вый план выступает теоретическая подготовка в сфере гу­манитарных и естественных наук, диалог с культурой, инте­грация знаний в целостную картину мира, культурная реф­лексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях вы­бора, жизнетворчество, саморазвитие.

Современная концепция детства основана на идее его определяющей роли в психическом развитии и становлении личности. Утверждается, что все, чем богат человек, приоб­ретается им в детстве. Поведение взрослого человека во многом детерминируется «слоем детского сознания». Деструктивность сознания взрослого также имеет корни в детстве, вернее в его непрожитости («В детстве у меня не было дет­ства»). Поэтому необходимо культивировать охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов состоит б том, чтобы сохранить мир детства в целостности и неприкос­новенности и помочь ребенку прожить его в радости и пол­ноте устремлений. Не менее важная задача — обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.

Опираясь на достижения современной анропологии, мож­но утверждать, что человек являет собой единство трех сущ­ностей: природной, социальной и культурной. Соответствен­но этому и ребенка необходимо рассматривать в трех изме­рениях: как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, че­ловек — существо целостное. Недаром основным противо­речием его развития на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, при­родным началом. И единственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» человеческих потреб­ностей. Хотя мы находим это положение у ряда философов, в том числе у Маркса, оно практически не учитывалось в со­ветской педагогике, которая взяла на вооружение из марк­систской теории о сущности человека лишь мысль о нем как «совокупности всех общественных отношений», т. е. призна­ние только Социальной сущности человека. Из этого практи­ческая педагогика сделала вывод о том, что главная цель воспитания — социально значимые качества ребенка, раз­витие его личности как члена общества, коллектива. Но это лишь одна из функций целостного человека. Это заблуж­дение прочно укоренилось в практике школьного воспита­ния.

Осуществляя воспитание, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социаль­ным, личностью, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя личности. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противо­речия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру.

Поэтому основное поле деятельности воспитателя — в со­здании культурной среды развития личности ребенка и оказа­нии ему помощи в нахождении своего места в культуре (вы­боре ценностей, среды жизнедеятельности и способов куль­турной самореализации в ней). Для осуществления этой за­дачи необходимо воспитание нового типа педагога-аниматора, способного ввести ребенка в культуру, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптироваться к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределе­ния. Путем тончайшей, чуткой диагностики внутреннего мири

ребенка педагог-аниматор познает его и вместе с воспитан­ником открывает, опредмечивает, наполняет жизнью, чело­веческими смыслами, анимирует мир детства и обеспечивает его полноценное проживание.

Такое представление о педагогической деятельности по­зволяет наполнить новым смыслом образ педагога-профес­сионала. Он способен строить свою жизнедеятельность в куль­турных формах, организуя образовательное пространство так, чтобы культуросообразное бытие актуализировалось и для детей, включенных в это пространство.

Высокая педагогическая культура рассматривается в ка­честве основополагающей характеристики личности, деятель­ности и педагогического общения учителя. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, твор­ческих способов педагогической деятельности и личных до­стижений учителя в создании образцов педагогической прак­тики с позиций человека культуры. В связи с этим необходимо выявить у учителя соответствующего уровня педагогической культуры, существенными показателями которой предлага­ется считать:

— гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

— психолого-падагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

— образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

— опыт творческой деятельности, умение обосновать соб­ственную педагогическую деятельность как систему (дидакти­ческую, воспитательную, методическую), способность разра­ботать авторский образовательный проект;

— культуру профессионального поведения, способы само­развития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

. Развитость всех компонентов индивидуальной педагоги­ческой культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этики, но и по показателям концептуальности, индивидуального стиля и креативности.

С этих позиций профессиональное поведение учителя с Высшим уровнем педагогической культуры отличается устой-

чивостью и теоретической обоснованностью собственной пе­дагогической позиции, системностью педагогической дея­тельности, умением творчески решать воспитательные про­блемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различ­ных ситуациях решений. И наоборот, профессиональное по­ведение учителя, для которого характерен «массовый» уро­вень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследователь­ностью, неумением творчески разрешить педагогические про­блемы. Таким образом, профессиональное поведение учи­теля — это форма практического существования его инди­видуальной педагогической культуры.

Педагогическая культура — это характеристика целост­ной личности педагога, поэтому ее развитие — реальный про­цесс движения профессиональной личности педагога к ново­му качественному состоянию. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уров­ня педагогической культуры является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Специальные исследования под­тверждают, что отличие высшего и массового уровня педа­гогической культуры проявляется по всем выделенным пока­зателям, но определяющее значение имеет гуманная педаго­гическая позиция, сочетаемая с творческим отношением к пе­дагогической деятельности. Эталон такого отношения — высший уровень педагогической культуры. Это модель гар­моничного педагога — человека культуры, все компоненты личности и деятельности которого культуросообразны, имеют культурные смыслы. Такой педагог не только бережно сохра­няет и воспроизводит культурные образцы педагогической практики, но сам творит их, создает авторские педагогичес­кие «произведения» — дидактические и воспитательные си­стемы, методики, технологии. У такого педагога креатив­ный аспект индивидуального педагогического сознания явно преобладает над нормативным. Это педагог, имеющий соб­ственный стиль, индивидуальный педагогический почерк. Таких педагогов немного, они единичны. Можно заключить, что высокий уровень педагогической культуры — это всегда ин­дивидуально-творческий уровень. Современные исследования обнаруживают, что такой уровень обеспечива­ется достаточно новой разновидностью педагогической куль­туры. Это — методологическая культура учителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.