КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая культура
Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно ориентированному типу образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры учителей. Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности. Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху. В основе гуманистического типа педагогической культуры лежит целостное представление о педагогической действительности, в эпицентре которой находится личность ребенка. Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности. Исследователи детства справедливо утверждают, что мир детства — это особый, ни к чему не сводимый мир, живущий вполне автономно и по своим собственным законам. Эти законы касаются прежде всего форм отражения и способов проживания детьми жизни. Так, в дошкольном и младшем школьном возрасте основным способом проживания детства является игра, а формами отражения жизни — фантазия и воображение. Эти формы отражения и проживания сохраняются и на последующих этапах онтогенетического развития, вместе с тем в подростковом возрасте происходит переход от эмоционально-образного к рационально-логическому восприятию мира, которое становится преимущественным в старшем школьном возрасте. С этих позиций гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте — это процесс вскармли- вания и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познавание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание. В подростковом возрасте — это интенсивное физическое и социальное созревание личности, создающее предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры, ее понимания,, согласия с культурой, обретения позиции человека культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте — включение подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысление, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, культурное творчество. Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие. Современная концепция детства основана на идее его определяющей роли в психическом развитии и становлении личности. Утверждается, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека во многом детерминируется «слоем детского сознания». Деструктивность сознания взрослого также имеет корни в детстве, вернее в его непрожитости («В детстве у меня не было детства»). Поэтому необходимо культивировать охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов состоит б том, чтобы сохранить мир детства в целостности и неприкосновенности и помочь ребенку прожить его в радости и полноте устремлений. Не менее важная задача — обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры. Опираясь на достижения современной анропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях: как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек — существо целостное. Недаром основным противоречием его развития на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, природным началом. И единственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» человеческих потребностей. Хотя мы находим это положение у ряда философов, в том числе у Маркса, оно практически не учитывалось в советской педагогике, которая взяла на вооружение из марксистской теории о сущности человека лишь мысль о нем как «совокупности всех общественных отношений», т. е. признание только Социальной сущности человека. Из этого практическая педагогика сделала вывод о том, что главная цель воспитания — социально значимые качества ребенка, развитие его личности как члена общества, коллектива. Но это лишь одна из функций целостного человека. Это заблуждение прочно укоренилось в практике школьного воспитания. Осуществляя воспитание, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным, личностью, игнорируя необходимость накопления им культурного слоя личности. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь — через культуру. Поэтому основное поле деятельности воспитателя — в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней). Для осуществления этой задачи необходимо воспитание нового типа педагога-аниматора, способного ввести ребенка в культуру, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптироваться к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения. Путем тончайшей, чуткой диагностики внутреннего мири № ребенка педагог-аниматор познает его и вместе с воспитанником открывает, опредмечивает, наполняет жизнью, человеческими смыслами, анимирует мир детства и обеспечивает его полноценное проживание. Такое представление о педагогической деятельности позволяет наполнить новым смыслом образ педагога-профессионала. Он способен строить свою жизнедеятельность в культурных формах, организуя образовательное пространство так, чтобы культуросообразное бытие актуализировалось и для детей, включенных в это пространство. Высокая педагогическая культура рассматривается в качестве основополагающей характеристики личности, деятельности и педагогического общения учителя. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры. В связи с этим необходимо выявить у учителя соответствующего уровня педагогической культуры, существенными показателями которой предлагается считать: — гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем; — психолого-падагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление; — образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; — опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект; — культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения. . Развитость всех компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этики, но и по показателям концептуальности, индивидуального стиля и креативности. С этих позиций профессиональное поведение учителя с Высшим уровнем педагогической культуры отличается устой- чивостью и теоретической обоснованностью собственной педагогической позиции, системностью педагогической деятельности, умением творчески решать воспитательные проблемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различных ситуациях решений. И наоборот, профессиональное поведение учителя, для которого характерен «массовый» уровень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследовательностью, неумением творчески разрешить педагогические проблемы. Таким образом, профессиональное поведение учителя — это форма практического существования его индивидуальной педагогической культуры. Педагогическая культура — это характеристика целостной личности педагога, поэтому ее развитие — реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому качественному состоянию. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Специальные исследования подтверждают, что отличие высшего и массового уровня педагогической культуры проявляется по всем выделенным показателям, но определяющее значение имеет гуманная педагогическая позиция, сочетаемая с творческим отношением к педагогической деятельности. Эталон такого отношения — высший уровень педагогической культуры. Это модель гармоничного педагога — человека культуры, все компоненты личности и деятельности которого культуросообразны, имеют культурные смыслы. Такой педагог не только бережно сохраняет и воспроизводит культурные образцы педагогической практики, но сам творит их, создает авторские педагогические «произведения» — дидактические и воспитательные системы, методики, технологии. У такого педагога креативный аспект индивидуального педагогического сознания явно преобладает над нормативным. Это педагог, имеющий собственный стиль, индивидуальный педагогический почерк. Таких педагогов немного, они единичны. Можно заключить, что высокий уровень педагогической культуры — это всегда индивидуально-творческий уровень. Современные исследования обнаруживают, что такой уровень обеспечивается достаточно новой разновидностью педагогической культуры. Это — методологическая культура учителя.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |