КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические особенности гуманистической философии образования. 2 страница
Звучащее слово передается через поле. Если иметь в виду, что слово — это звуковая свертка образа, то первым волновым генетиком был Бог. Бог создал человека не сразу, а как саморазвивающуюся модель. Сначала — хромосомные молекулы, на которых были записаны некоторые тексты, программы — Слово. Затем началась эволюция. Здоровая клетка человеческого организма имеет еще и программу не выходить за положенный предел и работать прежде всего на общую стратегическую цель, а потом на себя. Она должна самоидентифицироваться, знать свое место, положенное ей природой. Иначе — болезнь и гибель организма. Грамматика универсальна. Ни один жизненный процесс не происходит без воздействия некоторых неведомых нам сил, без информации, которая происходит из высших полей. Уже на стадии развития эмбриону необходимо участие этих неведомых сил (экспериментальное подтверждение: помещенный в полностью достаточную для развития среду, но изолированный многослойной металлической оболочкой от внешнего мира, эмбрион сначала нормально живет, затем деградирует и погибает). Личность — это свертка человека, его материального и энергетического тела, т. е. тела и души. Мы как бы метим собой все, к чему имеем отношение, даже не прикасаясь. Мы оставляем очень сильный информационно-генетический след. Понятие «намеленное место» имеет прежде всего генетический смысл. Наш мозг — это, в основном, нейроны. Важнейшая часть нейрона — клеточное ядро, т. е. ДНК. Если создать необходимые условия и войти в семантическое поле человека, то можно вводить в него любую информацию, на которую отреагирует и генетический аппарат. Таким образом можно влиять на фундаментальные качества личности. Их можно исказить при длительном и сильном воздействии. Но есть ограничение — нельзя вводить запрещенную информацию, нельзя вредить, портить. (Мера «вреда» очень точно установлена нравственными нормативами Евангелия, категорическим императивом Канта и т. д.). Если вторжение состоялось, что происходит повсеместно, и подвергшийся ему принял навязанную схему отношний, то в этом случае он составил с «грязным» партнером единую семантическую структуру. По Налимову — эта структура подвижная. Партнеры часто меняются местами. Если «хороший» принял схему «плохого» — то он попустительствует, впускает, сам преступает нравственный закон, уступает. «Плохой» не изменяется, изменяется «хороший». Для нации это происходит в результате нарушения культурно-событийного контекста, когда традиционный нравственный уклад подвергается соблазну, искушению — в конечном счете — разврату. Развратиться — значит раскрыть ворота, не препятствовать, впустить, врать, извращать, изменять — значит, менять местами естественное положение вещей. В связи с этим вопрос о смысле общественной морали, как генетически заданном человечеству глобальном внутреннем ограничителе (регуляторе) внешнего поведения, переходит из плоскости чисто этических рассуждений в сфере научно до казанных фактов. До революции в любом слое общества — от крестьян до аристократии — любое отклонение от освященного церковью брака совершенно определенно осуждалось. Никакие гражданские браки и, уж тем более, свободные сожительства ни в деревне, ни в городе не проходили. Были просто неприличны. По В. Далю брак — законный союз мужа и жены, супружество, таинство венчания. Во времена Даля и Пушкина брак прежде всего понимался как соединение четы церковью. То есть — мистический союз. Брак гражданский, без венчания и, как бы, без участия Небес, т. е. только гражданский, браком вообще не называли. Ближе к нашему времени сожительство стали называть гражданским браком, акцентируя его юридический, а не мистический характер. Еще позже гражданский брак стали называть законным, а произвольное сожительство стали называть гражданским браком. Ввод запрещенной информации неизбежно сказывается на потомстве, т. е. генетически воспроизводится. На потомстве сказываются нравственные пороки предыдущих поколе- ими. Наследуется не только физическое тело, но и тонкое. Зло и добро — вопрос совести, интуитивная сфера, т. е многомерная структура, а не бинарная. Со-весть — совместная весть, совместное знание, общий опыт. По В. Далю: «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной стадии развития». Нам дан здоровый врожденный ориентир, еще до опыта. Медицина квалифицирует безнравственность как болезнь: «Нравственное помешательство — психическая болезнь, при которой моральные представления теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения. При нравственном помешательстве (нравственная слепота, нравственный дальтонизм) человек становится безразличным к добру и злу, не утрачивая способности теоретического, формального между ними различения. В обособленном виде нравственое помешательство развивается на почве наследственного психического вырождения и неизлечимо». (Павленков Ф. Медицинская энциклопедия. — СпБ, 1910). В связи с этим, личность может рассматриваться как взаимодействие двух программ — генетической и социальной. Появляются две шкалы оценки добра и зла. Первая — генетическая, идущая от высших сил. Она является системой приема экзобиологической разумной информации, ориентирующей нас стратегически. По сути, это Божественная ориентация. Наши ДНК ведут себя квази-разумно, т. е. выполняют команду. Команду чего-то или кого-то, находящегося вне нас, но только не другого человека. Это коллективное сознание или коллективное бессознательное. Вторая шкала — результат нашего индивидуального опыта и судьбы, воспитания, среды обитания, т. е. социальности в широком смысле. Нечистый мотив брака, зачатия и рождения заведомо ставит ребенка и его родителей в ущербное положение. Любая ложь — вольная или невольная — откладывается в генном аппарате и уродует. Деторождение— единственный механизм продолжения человека как вида. Из этой фундаментальной биологической способности делают отмычку для устройства своих дел в ущерб высшим мотивам, т. е. в ущерб высшей шкале. Ни одно животное не злоупотребляет биологией. Только человек. В период общего религиозного сознания спекуляции полом считались особенно грязными. С наступлением городской мещанской техногенной культуры — буржуазной, пролетарской — произошла либерализация нравов вплоть до их сегодняшнего состояния. Ослаб инстинкт сохранения вида. Начиная с Возрождения, человечество с особым азартом стало «покорять природу» и наращивать материальные мышцы. Техногенный человек — это логический, рациональный человек. Очень ограниченный. Логически рациональным мышлением заведует весьма малая часть нашего мозга, остальной массив остается так и незадействованным в течение жизни. Именно в этом массиве заложены фантастические способности. Биосистема дает энергию, информацию, способна к трансмутации (т. е. к синтезу новых атомов, в связи с чем атомные реакторы утрачивают смысл). По замыслу мы можем питаться непосредственно из атмосферы, знания получать путем интуитивной догадки, т. е. непосредственно от природы. Мы можем видеть, слышать, общаться на расстоянии, перемещаться в пространстве, в том числе и в космическом, да и во времени (в пределах собственного организма мы это уже делаем) — все это без помощи технических приспособлений. Биосистема -— кладезь Божественной мудрости, из которого мы не научились черпать и которым мы самонадеянно пренебрегаем. Сословный институт дворянства на Руси создавался как условие для наследования лучших качеств нации. Не получив исторического подтверждения своей целесообразности, он, тем не менее, был сохранен, но уже не только как наследуемый титул, а как награда. Дворянство стали давать за определенные качества и заслуги. В зависимости от серьезности заслуг, дворянство давалось личное (не распространялось на детей), или потомственное. Дворянство нельзя было купить. Оно последовательно пополнялось за счет наиболее достойных представителей всего народа. И общественное мнение, и государственное право стояли на страже общего улучшения генетики. Сознательно вырабатывалась лучшая порода человека. На известном биологическом симпозиуме 1948 г. советский генетик Н. Кольцов опроверг широко укоренившийся философский постулат о том, что если какую-либо группу населения поставить в привилегированное положение и начать усиленно кормить и образовывать, то это даст улучшение в их потомстве. Биологическая наука такой путь облагораживания не подтверждает. И Кольцов заявил о генетической ценности плазмы натуральной интеллигенции. Способность интеллекта рождать оригинальную идею заложена в генной программе и никаким другим способом возникнуть не может. Речь идет о рождении именно оригинальной идеи, т. е. о производстве культурного продукта. А не о дальнейших с ним манипуляциях — преподавании, изучении, компиляции, применении и т. д. Последствия не замедлили сказаться: участники симпозиума по преимуществу были превращены в столь любезную коммунистам «лагерную пыль», кому-то удалось уехать за. границу, остальных заставили замолчать. Выращиванию «нового» человека, в том числе и образовательному, ничто более не мешало. Лучших мужчин последовательно выбивали в трех последних поколениях: репрессиями, войной, гонениями на работе. Сознательно выбивали носителей традиционной культурной нормы мужского поведения. Однако, с точки зрения серьезных биологов, качеству народа угрожает отнюдь не уничтожение генофонда: русский народ очень молодой, продемонстрировавший яркую одаренность, самый полиэтничный и жизнестойкий, очень большой — его генетическая касса практически неисчерпаема. Реальная проблема — в нашей бытовой низости сегодня, что не является, к счастью, биологическим фактором. Не является и исторически устойчивой ситуация: народ — генетическая макромолекула — очень прочная система, рассчитанная на выполнение генетической сверхзадачи и перемалывающая инфекцию. Установленные современной наукой и уточненные гуманистической философией взаимосвязи между социальным влиянием и генетически заданной нравственностью человека дают методологически точные ориентиры для новой идеологии образования. Вместе с тем, понятие «идеология» в учительском обиходе приобретает все более негативное значение, вытесняющее его основной смысл. Ретроспективный взгляд на развитие образования показывает, что позиция личности учащегося в учебно-воспитательном процессе всегда устанавливалась идеологически, т. е. в соответствии с мерой — определенным набором норм и ограничений. Выделив два образовательных направления — формирующее и развивающее — не сложно обнаружить, что функция нормирования присуща как первому, так и второму. Образование не может быть деидеологизированным, поскольку по сути своей понятие «идеология» в педагогике есть не что иное, как соответствие идеям, идеалам и ценностям, способствующее определению целей и принципов образования, путь реализации которых и составляет его смысл. Исторически возникновение понятия связано с идеологическим направлением во французской философии периода Великой французской революции XVIII в., определившим его содержание следующим образом: Идеология — это метод установления практических правил воспитания посредством точного познания физиологической и психической организации человека и физического мира. В критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ воспитания и обучения. С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Педагогический аспект проблемы возрождения человека как субъекта культуры и нравственности состоит в гуманизации воспитания. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности. Отсутствие ценностных нормативов, составляющих смысл идеологии образования как гуманистической деятельности, приводит педагогическую науку к дискредитированным, но результативным и эффективным в своей порочной простоте марксистским ценностям. Во избежание подобных рецидивов, идеологические нормативы, как мера сочетаемости автономности и зависимости педагогического сознания могут быть представлены следующими позициями. 1. Приоритет развития сознания личности, где ограничения существуют как ориентации на общечеловеческие ценности, продиктованные высшей формой вселенского сознания, т. е. Божественным провидением, частью которого наделена каждая личность. Заповеди Христа — наиболее концентри- рованная представленность таких нормативов, нравственная значимость которых поднимает человека из животного состояния посредством пробуждения его функций сознания, что и превращает индивида в личность. Нормирующая функция идеологии личностного образования действительно отграничивает его от любого рода формирующих манипуляций, выступая не как форма ограничения, а как функция охраны сознания. 2. Интернальная ориентация образования противопоставляется идеологии экстернальности, пронизывающей все современное образование, явно и скрытно следующее в русле марксистской традиции обобществления личности, придания ' ей конформистской направленности. Интернальная идеология определяет целью воспитания такую позицию, при которой ответственность за все события в своей жизни личность принимает на себя, объясняет их своим поведением, волей, стремлением, возможностями и трезво оцененными способностями. Вместе с тем, российская интернальность опосредуется «потребностью в другом», национальной спецификой ее экстернальной направленности. Однако она проявляется не в стремлении к стадному коллективизму, а в имперсонализме, как ценности самоотдачи во «всеединстве». 3. Самоактуализирующаяся личность — предмет воспитания, создающего условия, при которых личность стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, стать тем, кем она может быть, благодаря «росту изнутри». В обобщенном виде идеологию воспитания можно представить в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, как определенной социальной группы, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина, образовании, приобщении к ценностям общечеловеческой культуры, творческом развитии и свободном жизненном самоопределении. Такой методологический подход дает основания рассматривать воспитание как гуманитарную практику, обеспечивающую условия для развития ребенка как личности. Новая идеология воспитания позволяет восстановить ценностные ориентации в воспитании, преодолеть отношение к ребенку как «винтику» воспитательной системы, вызывающее отчуждение, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы свободы, жизнетворчества, самоопределения личности. Новая идеология способствует преодолению технократи- ческих тенденций в педагогическом мышлении, которые проявляются в односторонней ориентации педагогов на вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками без учета того, что же происходит при этом с личностью, ее внутренним миром, какое мотивационное ядро, система оценочных отношений формируется при этом. Преодоление технократизма в педагогическом мышлении приближает воспитание к жизни ребенка, формирует его понимание как субъекта жизни, а не средства достижения целей общества и государства. Гносеологическая функция гуманистической методологии образования определяет новые способы организации взаимодействия педагогической науки и школы. Они обусловлены следующими положениями: образование не сводится к трансляции суммы знаний от учителя к ученикам, поскольку доминирующим фактором, определяющим сущность воспитания, является деятельность его субъектов, обладающих иерархией личностных смыслов и способностью реализовать свой личностный потенциал. Новая организация взаимодействия между педагогической наукой и практикой в реализации гносеологической функции определяется необходимостью возврата педагогике статуса науки о воспитании. Таким образом, научная составляющая педагогической деятельности изменяет свое традиционное содержание. От поставок конечных, закрытых и «абсолютных» знаний о воспитании и обучении оно переориентируется на обоснование открытых смыслопорождающих ориентиров педагогической деятельности гуманистического типа. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К § 3.2. 3.3 1. Согласны ли вы с утверждением, что достоверность философского знания ненаучна? Дайте определение научности образования в контексте материалистической и гуманистической философии. 2. Обоснуйте свое понимание смысла использования различных философских подходов для обоснования путей развития образования. Используйте понятия: «прикладной характер философии», «мягкая и жесткая методологическая позиция» и др. 3. В чем состоит гуманистическая сущность и специфика человеческого сознания? 4. Насколько «природосообразны» с вашей точки зрения, источник тринитарной методологии и принцип «сторонней позиции»? 5. Возможно ли обретение равновесия на «неустойчивых опорах»? Проиллюстрируйте ваше понимание этого феномена в контексте гуманизации образования. 6. Чем вызвана необходимость формирования целостного (чувственного и смыслового) опыта познания действительности в гуманистической философии? 7. Как вы понимаете смысл' термина «эмоциональный код сознания»? Отличается ли он от смыслового кода? 8. Почему животные инстинкты человека востребуются образованием гораздо быстрее и эффективнее, чем духовные задатки? 9. В чем состоит двойственный характер философских позиций российских революционных демократов? Определите специфику материалистического понимания гуманизма в образовании. 10. Проиллюстрируйте примерами из вашего школьного опыта взаимосвязь философской и гносеологической функций методологии образования. Ценности каких философских подходов являются приоритетными в современной школе? 11. Выделите главные приоритеты образования, на которые ориентирует гуманистическая философия. 12. Какое значение для развития образования имеет философская позиция оправдания сущности человека? 13. Определите, какие философские уточнения в развитие современной методологии образования вносят «точные» науки. 14. Установите взаимообусловленность понятий «главная информационная фигура», «влияние», «ввод запрещенной информации», «генетическая программа», «семантическая структура», «нравственность», «нравственное воспитание». 15. Разверните понятия «экстернальный» и «интернальный» в контексте гуманистической идеологии образования. 16. Проиллюстрируйте ваше понимание новой гносеологической функции методологии образования, используя понятия, «цивилизационный подход к образованию», «смыслопорождающий ориентир», «культурологический подход», «общенаучный метод».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |