Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие образования в контексте культуры




Системно-прогностический и социально-экологический подходы к образованию.

Методологические ориентиры новых подходов к раз­витию системы образования.

Главным принципом реформирования образования в со­временных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической. Разработка новых подходов к образованию осуществляется при опоре на следующие методологические принципы:

В свете этих подходов образование рассматривается как целостная система, являющаяся органической частью обще­ства, отражающая происходящие в нем перемены, но доста­точно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и за­кономерностями.

От образования зависит действенность и результатив­ность всех социально-экономических и духовных процессов выживания российского общества. Этим определяется его общая цель — возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граж­дан с развитыми интеллектуальными способностями твор­ческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к преобразовательной продуктив­ной деятельности и жизнетворчеству.

Методологической основой развития образования, стремя­щегося к этой цели. является гуманистическая философия, основным вопросом которой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая на­правленность образования к человеку во многом определя­ется тем, закладывает ли оно в личность механизмы само­реализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, само­защиты, выживания в изменяющемся обществе. Эта проб­лема ставит работников образования перед необходимостью коренного изменения взглядов на сущность и функции об­разования.

Гуманитарная функция образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т. е. научить жизнетворчеству. Она также состоит и в смягчении социальной напряженности. в восстановлении экологии человека, его душевного равно­весия, смысла жизни, общественной нравственности, граждан-

ского мира. Это указывает на необходимость диагностики со­циально-педагогической ситуации, изучения всех факторов, детерминирующих экологию детства в целях его охраны и со­циальной защиты.

Образование — это такая целостность, которой присущи культурообразующие и прогрессообразующие функции.

Осуществление культуросозидательных функций образо­вания предполагает его ориентацию на воспитание человека культуры, формирование культуросообразного содержания образования и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современ­ное состояние общества, проектирующих элементы его куль­туросообразного устройства. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру.

Долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Его основ­ные параметры задавались идеологией. Сейчас настало вре­мя вернуть образование в контекст культуры. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую № национальную духовную культуру, гуманитаризацию содер­жания, освоение гуманистических технологий обучения и вос­питания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореали­зации в современной социокультурной ситуации.

Творчество — основа развития культуры, в связи с чем основным принципом образования в контексте культуры яв­ляется принцип креативности. Его реализация предполагает создание условий для творческого развития как учащихся, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.