КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение методологии в педагогической деятельности
Взаимосвязь понятий представляет единую логику педагогической деятельности, которая всегда исходит из смысла ее цели. В свою очередь, смысл цели задается методологией. Методология (от греч. methodos — путь, способ+ ogos — понятие) — научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий. В более широком смысле — методология — это наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания. В педагогике методология определяет ту или иную систему принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности; учение об основах познания и преобразования педагогической действительности. Методологические принципы конкретизируются в педагогические парадигмы, подходы, концепции, системы, технологии. Методология опосредованно, через педагогические концепции и теории, влияет на выбор учителем профессиональной позиции. Она определяется уровнем развития профессионального сознания и культуры. С позиций жесткой методологии традиционного образования профессионализм, как квалифицированное исполнение действий обучения и воспитания, может быть установлен извне, придан сознанию, т. е. привнесен в него благодаря активной внешней деятельности обучения. При этом востребуется только отражательная способность познающего сознания. Само сознание не поднимается выше обыденного уровня развития, поскольку его смыслопорождающие функции остаются невостребованными. Учитель выполняет предписанный порядок методических ритуалов без размышлений над их смыслом. Их смысл уже установлен. Главные ценности педагогической позиции — технически отточенная передача (трансляция) и формирование знаний, умений, навыков, педагогическое требование, воздействие, менторство, авторитарный стиль отношений. Создание такой позиции — результат реализации жесткой методологии традиционного образования. Профессионализм, как результат педагогического творчества, может быть порожден самим учителем, т. е. самоорганизован в совместной с учащимися деятельности по преобразованию целей, содержания и методов образования. Учитель создает для себя и своих учеников ситуации, в которых востребуется деятельность всех личностных структур сознания в процессе переосмысления компонентов образования — от методологии до форм обучения и воспитания. Он не только выполняет предписанное, но и придает ему значение личностного смысла. Главные ценности — формирование способностей к самореализации личности посредством самоорганизации ее сознания, работающего с содержанием знаний, умений, навыков; демократический стиль отношений, взаимодействие с учащимися по порождению смысла знаний и опыта поведения; рефлексивный уровень развитости сознания. Такую профессиональную позицию обеспечивает гуманистическая методология образования. Обыденное педагогическое сознание полагает гуманистической любую форму образовательных отношений — формирование, воздействие, взаимодействие — лишь бы в них фигурировало понятие «личность». Отождествление этих понятий, неумение устанавливать важнейшую гуманистическую связь — личности с ее смысловой основой, непонимание роли сознания в порождении смысла, приводят к тому, что провозглашаемое как личностное и гуманное, образование оказывается безличностным и антигуманным. Такое возвращение оказалось возможным благодаря тому, что перечисленные методологические умения у современного учителя отсутствуют. Это автоматически ограничивает его деятельность методологическими рамками формирующего подхода к самостоятельно развивающемуся человеку. Вненаучное употребление личностной риторики постоянно возвращает учителя к стимулированию только своей активности и субъектности, в то время как личность ученика активизируется внешне, без обращения к собственно личностным механизмам его саморазвития. В связи с этим феноменом изменяется роль методологических знаний и умений современного учителя. Методология в науке выполняет конкретные функции (назначения, роли): нормирование, предписание, целеполагание, регулирование, opиeнтированиe и т. п., которые в целом дают обоснование научной деятельности. До недавнего времени в методологии педагогической науки эти функции были представлены в философском, идеологическом и гносеологическом обосновании образования с позиции единственно «истинной» марксистско-ленинской трактовки. Таким образом, была предпринята попытка ограничить деятельность учителя набором «дозволенных» методов воспитания и обучения, под который и «подводилась» методологическая база. Главной функцией методологии является нормирование, т. е. определение нормы, меры, соотношения частей и целого, установок для целеполагания, введения регулирующих теорию и практику ограничителей, разработка ориенти- ров их развития. Эта функция в большей степени соответствует классическим, точным наукам, весьма жестко устанавливая их законы. Однако более чем столетний опыт развития неклассической науки (квантовой теории, теории относительности, кибернетики, синергетики и т. д.) ставит под сомнение многое из того, что совсем недавно казалось незыблемым, неопровержимым, вечным и истинным. Вместе с тем, педагогика формирования личности всегда тяготела к предельно точному нормированию образования. Для этого выбирались те основания из методологии других наук, которые наиболее полно, конкретно и жестко предписывали порядок действий воспитания и, в особенности, обучения. Приобретая все более соответствующий механистической методологии вид, педагогика со времени разработки ее основ И. Ф. Гербартом (1776—1841) становится в один ряд с математикой, физикой и другими точными науками. В зону действия методологии педагогики неизбежно попадают не только ученые, но и учителя, как реализаторы научных предписаний. Несомненная необходимость методологической функции предписания сохранялась до тех пор, пока она не превратилась в функцию то р м о же н и я развития и педагогики, и участников процессов образования. Это стало особенно заметно тогда, когда другие науки переросли свое классическое основоположение. Вместе с ними и гуманистическая педагогика конца XIX — начала XX вв. начала постепенно отходить от жестких предписаний в сторону все более гибких, постнеклассических обоснований. Педагогика, как и любая другая наука, не может существовать без определенной нормативной базы. Феномен •торможения развития науки, а за ней и практики, возникает тогда, когда основоположение провозглашается абсолютным. Из средства достижения цели оно преобразуется в цель, приобретая признаки самоцели. Такое превращение произошло с марксистской идеологией, как наиболее радикальным вариантом классической философии. Опираясь на жестокие и однозначные установки классического материализма, ее авторы — Маркс, Энгельс, Ленин — разработали систему категоричных и «исчерпывающих» предписаний, определявших необходимость создания соответствующей им системы образования. В связи с этим образование в СССР и странах-вассалах коммунистического блока выстраивалось на базе бинарной (двоичной) методологии, в основе которой заложена необходимость подчинения педагогики действию объективных законов. Бинарность (двоичность) задает антагонистическую полярность, снимающую личностно-развивающие значения открытых знаний: нелинейность, субъектность, неустойчивость, дополнительность и т. д. Передаваемые в образовании знания и опыт поведения выстраиваются в соответствии со следую щими критериями: определенности вплоть до «абсолютной правильности», замкнутости, определяемой максимальной полнотой описания, разрешения противоречий посредством уничтожения оппозиции («неправильного" знания, точки зрения, убеждения и т. п.), безусловной независимости от субъекта познания. В связи с этим категориям обучения и воспитания придается однозначно устанавливаемый, абсолютный и конечный вид: знание — незнание, правильно — неправильно, хорошo — плохо, программируемый результат всегда равен поучаемому и т. д. На этом фоне логически оправданным становится представление о педагогике, как о системе жесткого и закрытого знания. Всеобщий метод познания этой системы — устойчивое линейное постижение образовательных «законов» и построение на их основе механизмов воздействия на «обучаемость н воспитуемость». Он надежно обеспечивает подготовку учителя к участию в этой системе посредством реализации главного постулата формирующей педагогики: педагогическое знание (как и любое иное) — это сумма истин, подлежащих усвоению. Оно «вводится» посредством прямой передачи. При таких установках образование рассматривается как своеобразный универсам, где решения всех вопросов разложены по полкам. Учителю необходимо правильно (оптимально) выбрать необходимый метод для научения правильным «покупкам» знаний и опыта воспитанности. В современной школе практически все дисциплины сохранили бинарную основу. Они требуют не размышлений, критичности и сомнений как залога личностного развития, а «правильного» ответа, как показателя умения заучивать. Учитель продолжает оставаться заложником бинарной методологии, пытаясь руководствоваться только «правильными» результатами достижений науки. Тринитарная методология (trinitry — тройственный) является «мягкой» оппозицией бинарной методологии. Она нор- мирует образование -не только с учетом объективных законов, но и с учетом субъектных факторов, зачастую выходящих за рамки установленных наукой законов. Ее мягкость обеспечивается природосообразным источником происхождения, в качестве которого выступает религиозная философия. Ее положения являются концентрированным выражением присущих философиям начала Христианской эры представлений о потенциале целостного познания. По сути, это единство противоположных, но не исключающих друг друга высших начал. Феноменален сам факт почти одновременного появления тринитарных концепций в различных философско-религиозных школах — в индийской классической (брахмано-буддийской) и в последней форме греческой философии (неоплатонизме) в период между III и VI веками нашей эры. В христианской философии Троица (тринитарность, триединство) рассматривается как факт весьма непротиворечивого единства Бога в трех лицах: Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. В религиозной философии брахманов — тримурти, божество проявляет себя как Брахма (Бог-творец), Вишну (Бог-хранитель) и Шива (Бог-разрушитель). Последнее Божественное проявление, трактуемое в тримурти как способность Бога уходить из-под единства двух первых позитивных проявлений, оставаясь при этом в непротиворечивых и конструктивных отношениях с ними, свидетельствует о том, что третья Божественная ипостась (разрушитель) задает жизнетворческую потребность в развитии человечеству. Она не дает ему успокоиться под охраной двух первых начал, дабы не впасть во грех легкости проживания жизни. Аналогичная метафора разворачивается и в христианской философии, где в качестве стимулирующего начала выступает Бог-отец. Данные ипостаси находятся в непротиворечивом и конструктивном отношениях друг с другом, не взаимоуничтожаясь, но взаимодополняясь и являя собой гораздо более целостное единство, чем диалектическая целостность. В бинарной методологии, активно задействованной в марксистской философии (закон единства и борьбы противоположностей), противоречие разрешается посредством уничтожения одной из полярных оппозиций. Для этого более сильная сторона уничтожает слабую не за счет качества, а за счет количества своей массы. Гуманизм тринитарной методологии для разрешения любого противоречия определяет достаточным выход субъекта в более мягкую и тонкую сто- роннюю позицию, позволяющую трезво рассмотреть к оценить ситуацию для поиска бескровного выхода из конфликта (кризиса). Сторонняя позиция — это способ обретения равновесия в неустойчивом сочетании опор одного уровня, достаточно полно представляющих пограничную ситуацию современного образования: неопределенность, условность, дополнительность. Эта «троица» объединяет различные пути постижения ситуации, которая неизбежно возникает перед каждым педагогом, посредством «примерки» ее на себя: аналитический, эмоциональный, интуитивный. Каждая пара находится в отношениях дополнительности: неопределенность требует смыслового анализа, условность — интуиции, а третий элемент задает меру дополнительности (компенсации недостающего посредством преобразования эмоционального кода в нравственное руководство). Таким образом, происходит снятие напряжения между оппозициями, а не уничтожение одной из них. При этом все три опоры и три пути их постижения обладают свойствами целостности, представленными в Святой Троице — неслиянность, нераздельность, единосущноеть. В связи с этим возникает необходимость в методологической операции различения составных частей системной триады, без абсолютизации какой-либо одной. В частности, операции выделения воспитательной системы в относительно самостоятельный аспект деятельности, без абсолютизации и приуменьшения его значения в образовании. При этом происходит снятие напряжения между оппозициями, а не разрушение одной из них. Основоположения тринитарной методологии представляют познание как взаимосвязанные процессы открытия и конструирования. Обязательным условием их функционирования является наличие информации не только в форме объективного знания, но и в форме, которая может быть воспринята другим слушающим и понимающим участником процесса открытия и конструирования, ориентированным на познание процессов становления, сложности, нестабильности, неустойчивости и т. п. научных знаний и опыта поведения. Благодаря этому, сознание ищет, находит и подсказывает национально и гуманистически сообразные действия. При этом осуществляется не поиск и извлечение из памяти «готового рецепта», а поиск и извлечение из сознания своеоб- разной матрицы — обобщенного, единого, целостного замысла действия — его концепта. Тем не менее, традиции классической методологии оказались гораздо сильнее подходов, соответствующих требованиям новой науки, возводившейся на основе присущих человеку, т. е. гуманистических взглядов на природу, общество и человека. Основным «поставщиком» методологического материала в обоих случаях являлась философия, Для классической науки — философия материализма, для неклассической и постнеклаосической — идеалистическая философия и феноменология. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Используя ценности педагогического профессионализма, характеризующие два подхода к образованию, поясните данную в § 3.1. формулировку понятия «методология». 2. Какие силы и факторы дали толчок для работы «внутренних механизмов, логики движения и организации педагогических процессов», приведших школу к современному состоянию? 3. Используя понятия «классическая, неклассическая, пост-неклассическая наука», «бинарная, тринитарная методология» раскройте содержание нормирующей функции методологии в формирующей и развивающей педагогике. 4. Поясните педагогический смысл понятия «национально и гуманистически сообразные действия учителя». 5. Почему традиции классической методологии образования оказались гораздо сильнее подходов, соответствующих гуманистическим взглядам на природу, общество и человека? 6. Обрисуйте проблему «посвященных и непосвященных в таинства образования» с позиций материалистической философии. 7. Установите связь между понятиями «методологический нигилизм» и «материалистический подход к гуманизму в образовании». 8. Смоделируйте «стороннюю» позицию педагога, подбирая недостающую для достижения ее устойчивости пару к следующим путям постижения ее смысла: аналитический, эмоциональный, интуитивный. 9. В чем, по вашему мнению, состоит творческий потенциал методологии педагогической деятельности и науки
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |