КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предварительные итоги
Если сравнивать 60—70 гг., то педагогический язык 90-х — это новое явление. Появляются новые термины: образовательное пространство, личностно ориентированное образование, принцип культуросообразности, средовый подход. Возникает определение феномена «педагогическая культура», как части общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей опыт педагогической деятельности. Сегодня мы говорим о гуманистическом типе педагогической культуры (целостное представление о педагогической культуре), суть которой состоит в ценностном отношении к детству. Чтобы создать такое отношение, необходим педагог нового поколения, так как именно ценностное отношение к ребенку не свойственно педагогам старой школы. Однако новые смыслы и ценности педагогической культуры учителя — культура достоинства, взаимопонимания, взаимодействия диалогического общения, другодоминантности, ориентации образования на личностные структуры сознания, ценности личности, партнерства, педагогической поддержки саморазвития, самоорганизации и самоопределения, событийной общности и творческого сотрудничества — не определяют становление культурного типа учителя — педагога, выступающего посредником между культурой познания, поведения, творчества, мировой, российской и региональной культурой и т. д., и учеником (студентом). Предоставление практически каждой школе, колледжу,. лицею, училищу, вузу лицензированного права на самостоятельный выбор образовательных программ привело к резкому росту псевдоноваторства. Практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое образование», «субъект образовательных процессов» и т. д. понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать его как «гуманную» личность. Путь профессионального совершенствования, который выбирают наиболее творческие учителя, не имеет научно обоснованных ориентиров и зачастую приводит к методологической и технологической путанице, к неудовлетворенности учителя своей деятельностью и участием в ней учеников. Главная причина таких подмен и ошибок — отсутствие четкой системы педагогической подготовки студентов и переподготовки учителей, в которой была бы представлена целостная структура реально гуманистических, по преимуществу — самоорганизуемых — учебно-воспитательных процессов — от целеполагания до создания авторских программ. Идеи давления, опеки, принятия учителем на себя организаторских и управленческих решений, подмена природной детской активности принудительным активизмом, сознательной самодеятельности — «формированием» сознательности и т. д. приводят не только к обесцениванию и извращению гуманистического образования. Вместе с ним обесценивается и развращается личность ученика, студента, непроизвольно лишаемых своей главной потребности — быть самостоятель- ными и свободными. Они автоматически становятся полностью зависимыми от учителя, преподавателя, и, как результат — инфантильными, пассивными потребителями «готового» знания. Как средняя, так и высшая школа традиционно не доверяет своим ученикам и студентам, не верит в их способности самостоятельно мыслить, быть интеллектуально развитыми, творческими личностями, предпочитая «наполнять» память, а не развивать сознание. Все существующие ранее теории — яркое выражение технократической педагогической культуры: объектный подход к человеку, недостаточный учет индивидуальности, знаниевая, а не личностная ориентация, предметоцентризм, нормированное содержание образования, дегуманизированный характер воспитания, т. е. — закрытое общество — закрытое образование. Методология существующей вузовской подготовки не предполагает обращения студента и учителя к смысловой и ценностной основам образования. Она ориентирует на выполнение обучающих и воспитательных действий, ограниченных традиционной схемой передачи готовых знаний и опыта поведения. Этот необходимый компонент образования в современных условиях недостаточен и малоэффективен. Вместе с тем, именно он снижает педагогическую культуру учителя до уровня ретрансляции знаний и менторства в воспитании. В связи с этим обратимся к тем педагогическим явлениям, которые оказались столь устойчивыми, это не позволяют науке (а через нее — и учителю) преодолеть кризис образования. Противоречивость и парадоксальность сохранения и воспроизводства этих явлений требует рассмотрения их в контексте непривычной для педагогики категории — педагогических феноменов. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Выделите основные признаки системного кризиса образования. 2. Установите смысловую связь между феноменами переноса ответственности и самодеятельным творчеством педагогов. 3. Дайте свою трактовку принципам образования В. В. Розанова. 4. Дополните представленную в 1.2 проблематику особенностей сельских малочисленных школ. 5. Составьте свой вариант решения одной из приведенных проблем. 6. Объясните свое понимание феномена псевдосистемности в образовании. 7. Используя материалы §§ 3.1, 3.4 и 3.7 раздела I, составьте ориентиры для преодоления учителем одной из содержательно-методологических проблем. Глава 2. ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |