КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиции коллективистского воспитания. 2 страница
Агрессия, как защитная реакция слабости, продолжает функционировать на уровне биохимических процессов, прорываясь из общественного сознания в общественное поведение. В частности, удовлетворение собственных потребностей традиционно ориентировано не на частное производство, а на внешние инвестиции, «вспомоществования», а в отсутствие таковых и на скрытный разбой. Эта форма «деятельности» наиболее восторженно отражена в Воронежском фольклоре воспеваниями подвигов атама Кудеяра, организовывавшего местных жителей на тайные набеги и не имевшего постоянно действующей команды. Главным условием для «сменного состава» являлась обязательная демонстрация дневной трудовой деятельности, сменявшаяся с наступлением темноты на быстрые грабежи запоздалых купцов. Агрессия проявляется во всем, что, по мнению ее носителя, направлено на ущемление его «статус-кво». Вполне естественно, что эта установка становится традиционной, перенося от поколения к поколению ценностные ориентации, сформулированные в пословицах: переученный хуже недоученного (ценность образования); мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем (ценность трудолюбия); всяк сверчок знай свой шесток (ценность инициативы) и т. д. Педагогическая мифология. Обратившись к неявным, скрываемым ценностям народной культурной традиции, большевики устранили нравственно-религиозные и образовательные факторы, веками сдерживавшие «патриархальщину, полудикость и самую настоящую дикость» (В. И. Ленин). Они продуманно использовали разбуженную «стихию низменных страстей» в уничтожении культурного и образовательного фонда нации. Но возникший в результате «раскрепощения?» феномен всенародного вандализма, при всей его «революционной необходимости» (К. Маркс), востребовал и соответствующих средств управления стихийными процессами. Проблема, возникшая при удовлетворении потребности соединения декларированных приоритетов свободы, равенства. справедливости и т. д. с необходимостью управления, решалась достаточно просто. Силовой метод оказывается'приоритетным не только во внутренней политике (уничтожение зажиточного крестьянства, переселение народов, искоренение инакомыслия и т. д.). но и в воспитании, которое тоже становится политикой. Привычная процедура фальсификации смыслов, определяющих ценность воспитания, направляется на восстановление все тех же ориентации «порочной притягательности», но уже в контексте конструирования мифов новой реальности. На заре советской эпохи понятие «ценности» употреблялось без переносного смысла. Им обозначались сокровища и богатство свергнутого класса — все. что составляло основу для выработки негативно-классовой оценки. Вместе с тем, вне прямого употребления, это понятие присутствовало в партийных документах, обозначая нравственные ориентиры, освобожденные от каких-либо отношений с понятием «гуманность». Словарный инструментарий декретов и постановлений о школе насыщен угрожающими лексемами: уничтожение, перерождение, чистка. Очевидно, что в этих и подобных терминах сконцентрированно воплощены и перечисленные выше нравственные установки, составляющие основу имплицитной концепции воспитания. По определению и сути это и есть содержание воспитания, приобретающее статус государственной ценности после отражения в многочисленных программах коммунистического воспитания. Однако новая реальность начала советской эпохи уже не удовлетворяется и этими «ценностями». Она востребует соответствия единственному критерию, отработанному на «партийной гвардии» — критерию личной преданности. Для его реализации мало пробудить животные начала в человеческом существе. Необходимо создание новой сверхрелигии, обеспечивающей беспрекословную веру во всемогущество партийного бога. Таким образом, возникает потребность в создании новой мифологии, а ее реализация, «внедрение в практику» возлагается на систему коммунистического воспитания. Агностицизм и педагогика. Педагогическая мифология советского периода структурно и содержательно воспроизводит конструкт системы религиозного воздействия. Миф — вымысел, сказания, символическое выражение событий прошедших или ожидаемых, как правило, вопреки здравому смыслу. Применительно к рассматриваемому феномену, принято го- ворить о мифизации известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально не освояемые Обессмысленные, ирреальные) и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых. К таким понятиям относится, в частности, «моральный кодекс строителя коммунизма», ирреальность и аморальность которого определяются ниспровержением коммунистической идеологией религии и одновременным использованием ее перевернутых постулатов: «не убий» подменяется на оправдание убийства в классовых интересах, «не сотвори кумира» на идолопоклонство вождям, «не лги» на ленинское понимание нравственности как целесообразности моменту и т. д. Чем противоестественнее религия, чем больше она принижает человеческое достоинство, тем большего количества мифов ей требуется. Чем страшнее, бесчеловечнее вера, тем большей системности необходимо для изложения и внедрения в сознание ее основополагающих догматов. Человек сам творит себе божество или кумиров, воплощавших в идолах язычества наших предков предметы их слепого поклонения. Человеческие предрассудки, препятствующие познанию, Ф. Бэкон называл идолами. Не случайно ни одна религия не приветствует науку как средство познания. В этом контексте закономерна связь между религиозным агностицизмом и педагогической традицией, дозволяющих познание только на внешнем, однозначно трактуемом, заданном уровне явлений. Агностицизм — философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины. Продолжение ряда аналогий приводит к установлению связей между понятиями мифология (совокупность мифов) и система коммунистического воспитания. Рассмотрим три структурно-содержательных компонента педагогической мифологии раннего советского периода: конструирование новой системы образования посредством перетекания мифологии коммунистической в мифологию педагогическую; миф о тотальной заботе и миф о вечной молодости (ювенильности). Создание принципиально новой системы образования было обусловлено, по меньшей мере, 4 факторами. 1. Потребовался мощный инструмент для внедрения в общественное сознание новой идеологии, провозглашающей приоритет классовой целесообразности. 2. Провозглашалась концепция «школы для всех» — из чисто прагматической задачи промышленного производства «новых людей». 3. Новой власти потребовался новый принцип функционирования школьного механизма, в исходных данных которого фигурировал тезис К. Маркса о Фейербахе. В нем заявлялось, что философам отныне мало объяснять, они хотят переделывать. Благодаря этому появляется тезис Н. К. Крупской, противопоставившей школу изучающую («барскую») школе, вливающейся в жизнь («школа трудящихся»). Этот фактор обеспечил реализацию главной идеи формирующей парадигмы: человек берет на себя смелость переделывать мир, исходя из своих представлений об истине и справедливости, которые и должны «формироваться» в новой школе. 4. Появление огромного количества бездомных детей заставило большевиков позаботиться об ограждении общества от этой крайне небезопасной массы. Но гораздо важнее оказалось то, что эта «масса» стала отличным материалом для лепки соответствующей социальной единицы по соответствующему образцу. Мифам свойственно со временем утрачивать свою магическую привлекательность, оставляя след в сознании на уровне инерционного поклонения, даже при осознании их абсурдности по прошествии времени. Советская педагогическая мифология оказалась более живучей и эффективной, нежели древнегреческая, если сравнивать не исторические отрезки времени, а событийные, т. е. по насыщенности времени историческими переломами. В основе первого мифа — идея новизны, связанная с необходимостью формирования нового классового сознания усилиями школы. Он построен на фальсификации смысла дореволюционной педагогики с последующим возвращением к ее традиционным основам, режимной казарменности, классным дамам (классные руководители), дневникам, введенным еще Николаем I. Второй миф — школы для всех, также выстраивается на искажении дореволюционного опыта, поскольку сословная школа в России была ликвидирована еще при Александре II. Вместе с тем, расчет на постоянно подогреваемую ненависть ко всему дореволюционному, «старому», срабатывал безотказно, поскольку традиция национального менталитета склонна обвинять кого угодно, кроме себя самого. Третий миф — о школе, вливающейся в жизнь и перекраивающей ее на свой лад, опирался не только на марксистские философствования о необходимости вторжения в жизнь со своими весьма сомнительными мерками, но и на партийный документ — вторую программу РКП (б), принятую в апреле 1919 г. Здесь школа официально объявлялась «орудием коммунистического перерождения общества», а подлежащим уничтожению провозглашалось не только «царское» образование, но и выдвинутая после февральской революции концепция «гражданского воспитания»: уважение к порядку, к личности, к государственным институтам и т. д. Воспитание патриотическое, как шовинистический атрибут царской школы, упразднялось, вводилось воспитание интернациональное, как бы автоматически влекущее за собой невиданное ранее направление — интернационально-политическое воспитания Четвертый миф — о «заботе» новой власти, о ее преобразующем личность милосердии по отношению к тем, кого она осиротила. Феномен воспитанного инфатилизма. Российским коммунистам надо было воспитать не только грядущее поколение, но и перевоспитать уже имеющееся. Для этого потребовалось внедрить в сознание веру в некую мистическую сверхсилу. обладающую фантастическими возможностями. Без такой манипуляции было бы невозможно организовать массовое благоговейное принятие рационально неосвояемых понятий коммунистической религии. Прежде всего надо было возвести на божественную высоту некую троицу, поскольку с этим числом связано традиционное представление о целостности, завершенности: три богатыря, три источника, три составные части, трое как основа компании и т. д. Это персонифицировалось в трех фигурах, двух конкретных, а третьей — абстрактной, что и придавало ей особое значение: Вождя-основоположника, Вождя-продолжателя и Партии как духовного, идейного результата деятельности двух Вождей. Мифизация сознания происходила в духе первичных устоявшихся традиций религиозного строительства, в соответствии с которыми использовалась метафора святой Троицы: Бог-отец — Ленин, Бог-сын — Сталин, Бог-дух святой — партия. Создать такую мифологему силами одной школы было невозможно, поэтому вся страна должна была стать огромной школой «перековки и переплавки» человеческого сознания. Одним из средств массового перевоспитания определялась новая советская культура, базирующаяся на принципах классовости, партийности и социалистического реализма. Ей предписывалось создать магическое поле притяжения к ценностям, далеко отстоящим от гуманистических. Тотальная педагогизация советского пространства средствами культуры происходила по двум направлениям: создание мифа о всепроникающей заботе партии и вечной молодости строителей коммунизма. Отношение к советскому ребенку как к идеологической единице было предопределено одной из важнейших позиций коммунистической идеологии: отношением к советскому человеку вообще как к ребенку. Эта позиция, как и многие другие, была заимствована у британской идеологии викторианской культуры в полном соответствии с тезисом В. И. Ленина «брать у старой школы все прогрессивное, беспощадно отметая все реакционное». Очевидно, что именно это повлияло на определение идеологической стратегии воспитания в целом и культуры в частности, предписывая относиться к гражданину как к ребенку, которого надо воспитывать, пестовать, отслеживать и защищать. Равным образом и гражданина требуется убедить в безусловной справедливости и силе «взрослых» — той самой троицы — чей мир устроен разумно и стоит неколебимо любые несоответствия есть лишь «отдельные явления и временные трудности», достаточно легко исправляемые через обращение в соответствующую инстанцию (письмо «лично» Сталину, в Политбюро, в обком и т. д. по формуле: «а я папе пожалуюсь»). В этом контексте Сталину было естественно именоваться «отцом народов». Пирамидальная организация советского общества воспроизводила идею родового начала. Слово «дети» (в сочетаниях «Мы — дети Великой Отчизны», «Мы — дети твои, комсомол», «Пионеры — внучата Ильича» и т. д.) становится ключевым для всей советской культуры. Счастливое детство, продленное в счастливую зрелость, всегда считалось одним из важнейших достояний социализма, в противовес ужасному детству в мире капитала. Пафос единения родителей и детей также пронизывает советскую культуру: в советском обществе не может быть конфликтов поколений, а роман Тургенева «Отцы и дети» включен в программу средней школы только для того. чтобы проиллюстрировать этот тезис. Такое положение дел было вполне логично в контексте ювенильных мотивов советской культуры. Детский пафос по наблюдению А. Архангельского, пронизывал и всю конструкцию советской литературы: от омолаживающейся, преображающейся в революционной борьбе Ниловны из романа «Мать» до самоубийства В. Маяковского, кончающего с собой из-за страха перед страстью, дабы остановить молодость. Необязательно вызывать мотивы трагические: достаточно поставить в центр мифа ребенка. Павлик Морозов, убирающий с «исторической арены» родного отца, отчетливо демонстрирует «кто в доме хозяин». Жизнь устремлена в будущее и, согласно принципу социалистического реализма, искусство должно показывать будущее в настоящем. Потому ни одно серьезное начинание не могло обойтись без участия детей. Сказания о войнах полны детских персонажей (от «красных дьяволят» до «неуловимых мстителей»), которые сражались не только наравне со взрослыми, но и успешнее взрослых. Был создан своеобразный институт «пионеров-героев», детей, погибших при совершении подвига во имя Родины: неизбежный мифотворческий мотив — обретающая вечную жизнь в героической смерти жертвенная юность, формирующая идеал, требующий постоянного жертвоприношения. Дети, отвлекаясь от своих игр, успешно обезвреживали шпионов, диверсантов и врагов народа. В составе полярных, геологических и т, д. экспедиций непременно присутствовал смышленый мальчик, которому суждено было совершить, главное открытие или вовремя заметить спасительный сигнал. В системе таких идеологических координат важно понимать, что главным становится не ее тоталитарность, а отчетливая домашность, уютность. Инфантильный мир принципиально уютен: комфортно чувствовать себя ребенком и все передряги воспринимать как «временные трудности», которые неизбежно будут решены и преодолены «мудрыми взрослыми». Миллионы советских людей прожили жизнь «как дети», пребывая в радостном неведении относительно того, что они находятся внутри тоталитаризма, и прожили ее вполне счастливо. Может, и на самом деле, прав поэт, провозгласив: «слава тем мудрецам, что навеют человечеству сон золотой»? Но из «страны детства», как и из страны снов, приходится уходить в подростковый возраст. Очевидно, что происходящее сегодня в России при явном преобладании негативных тенденций есть не что иное, как «эффект подросткового возраста»: подростка выпустили на волю и разрешили ему делать все, что угодно. Педагогическая демонология. Для придания «градуса дет-162 скости» советской культуре пришлось прибегнуть к традиционному жесту мифологии: придать всей культуре определенную «сказочность». У культурологов и мифологов (А. Ф. Лосев, Дж. Фрезер и др.) есть концепция, объясняющая целостный феномен советской культуры с позиции демонологии. В соответствии с ней, главным содержанием данной культуры является выходящая за' пределы разума (трансцендентальная) борьба идей Мирового Зла и Мирового Добра, олицетворяющая борьбу старого и нового (коммунистического) мира. Все происходящее на Земле — это действие марионеток, управляемых космогоническими силами: «Характерной чертой героев литературы сталинского времени является способность совершать подвиги, очевидно превосходящие человеческие силы... Это позволяет им одной силой воли излечиться от туберкулеза, начать выращивать тропические растения в тундре без парников, одной силой воли парализовать врага... Лозунгом эпохи стало: «Для большевиков нет ничего невозможного» (Б. Гройс). Лейтмотивом эпохи становится строка из всесоюзно известной песни: «нам нет преград на море и на суше». Но и усилий культуры было мало для создания всеобъемлющего мифа, постоянно подпитывающего потребность в реализации Великой Мечты. Метафизичность, представленную в сверхсиле советской Троицы, следовало подкармливать и в соответствии с правилами мифотворчества, требующими жертвоприношений, мистическими ритуалами. Естественным становилось и приобщение подрастающего поколения к служению сверхбожеству посредством отправления соответствующих обрядов. В качестве таковых использовались мистицизированные заимствования из скаутских ритуалов: костры, торжественные марши, клятвы и т. п. Именно в детской среде отрабатывалась целостная модель советского общества по схеме.. экспериментально апробированной в педагогическом опыте А. С. Макаренко. Суть схемы — в организации с очень жесткой структурой, где ведущую роль играл принцип «коллективной» ответственности (или круговой поруки: согрешил один — отвечают все), неизбежно провоцирующий институты доносительства, всеобщей подозрительности. Эта схема — высшее начальство дает массе свободу организовать себя по резко вертикальному принципу (цепочка очередных начальников, активно подавляющих нижестоящих, но головой отвечающих перед вы- шестоящнми) — и есть целостная модель зоны, по которой организована не только школа, но уголовный мир, и армия, и вообще все советское общество. Заложенная в сознание школьника средствами искусства и педагогических воздействий, потребность в покровительстве, опеке, даже в надзоре, воспринималась как неотъемлемая часть советского образа жизни. Однако, вырастая, бывшие школьники не избавлялись от.ощущения детскости и сопутствующей ей легкости жизни, обеспеченной беспрекословным подчинением. В связи с этим, можно утверждать, что инфантилизм постсоветского общества, препятствующий вхождению России в цивилизованное рыночное сообщество, является следствием планомерно осуществлявшегося в масштабах всей страны тотального сдерживания развития личностного сознания. Значительная роль в этом процессе отводилась и школе, как идеологическому институту подготовки легко адаптируемого к выполнению предписанных функций поколения. Это привело не только к упрощенческой схематизации воспитания, но и к искажениям, формируемого антиценностями, развращаемого ими национального сознания. Тем не менее, данный феномен воспроизводится и в постсоветской педагогической науке, неявно отсылая учителя к необходимости традиционной опеки над личностью ученика. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие национально- и этносообразные традиции поддерживают неявные концепции и теории воспитания? 2. Определите факторы, которые повлияли на формирование неявных представлений о труде, нашедших отражение в базовом образе российской имплицитной концепции воспитания. 3. Квалифицируйте приоритеты неявного воспитания по критериям «ценности» и «антиценность», которые были востребованы для победы советской власти. 4. Определите, в каких современных политических объединениях и партиях используются эти приоритеты неявного воспитания. 5. В чем состоят этнопедагогические особенности российского фольклора и народных сказок? Отличаются ли они от зарубежных аналогов? Если да. то обоснуйте, по каким основаниям. 6. Используя параметры зарождения этноса, выделите педагогически значимые составляющие этнохарактеристики вашего региона. 7. Установите взаимообусловленность феноменов имплицитного воспитания и педагогической мифологии. 8. В чем состоит, по вашему мнению, связь между религиозным агностицизмом и педагогической мифологией? 9. Дайте вашу оценку утверждению: «Советская педагогическая мифология оказалась более живучей и эффективной, нежели древнегреческая». 10. Дайте этическую и прагматическую оценку понятию «инфантилизм». 11. Существуют ли признаки воспитания инфантилизма в современном образовании? Если да, то приведите примеры. 12. Какие мифы подпитывают современное образование? ____________________________________ При написании параграфа использованы материалы статей: Курицын В. Три песни о Родине//0ктябрь. 1995. № 10. С. 178; Дьяков Д. Красный пояс//Воронежский курьер, 9. 04. 96 г. Истоки и смысл коллективизма. Обращенность сталинской педагогики к социальной среде обусловлена не только потребностью придавать ей напряжение магнетического поля. Педагогические отношения любой направленности всегда выстраиваются в определенной среде, которая обязательно оказывает влияние на человека и вносит коррективы в любое воспитание. Так или иначе, социальная среда всегда оказывается педагогичной, но ее воспитательный эффект, стихийный или организованный, может использоваться по-разному. В советской педагогике этот эффект рассматривался однозначно: воспитание в коллективе и через коллектив, поскольку долгие годы государственная доктрина утверждала приоритет коллективно-общественного над индивидуальным. В проекции на школу это выражалось в формировании у учащихся коллективистского сознания, в приоритете формирующей функции образования над личностно-развивающеи, в подгонке личности под определенные модели — функционера, лидера, конформиста и т. д. Многоплановая критика коллективизма в воспитании, особенно активизировавшаяся в начале 90-х годов, тем не менее, не сыграла своей преобразующей науку и практику роли. Осознание многими учеными и учителями таких негативных последствий коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решений, коллективная безответственность и многое другое, до сих пор не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания. Коллектив и сегодня продолжает оставаться «целью и средством» воспитания, не прекращаются попытки «гармонизации» коллектива и личности, активно ведутся поиски взаимосвязи религиозного влияния и гармонии коллектива с личностью. Такая стабильность в оценках позитивной роли коллектива и живучесть представлений о нем как о единственной форме сплочения и развития детей сохранились, скорее всего, потому, что критика, анализируя недостатки коллективистского воспитания, предлагает такие формы организации детей, которые или вообще не соответствуют идее коллектива, или окольным путем вновь приводят к ней, с неизбежным повторением всех ее негативных последствий. В связи с этим имеет смысл вспомнить историю возникновения коллективистского воспитания и его развития в советский период. Таким образом, мы решим две задачи: ответим на те вопросы, попытки решения которых с позиций незыблемости понятия «коллектив» водили критиков по замкнутому кругу, и попытаемся показать истинное назначение ряда педагогических «открытий» в коллективистском воспитании, которые продолжают существовать и сегодня, разрушая хрупкое здание личности. Первопричиной возникновения ориентации на ведущую роль коллектива стала неверная трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Такое стремление существовало во все времена. Но общим у тенденции к объединению и собственно коллективностью было только внешнее проявление — форма. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно — для более успешного, чем в одиночку решения житейских задач (охота, строительство поселений, защита рода, борьба со стихийными бедствиями и т. д.), или насильственно — под руководством имеющих власть (войны, крупномасштабное строительство, создание промышленных пред- приятии и т. д.) Даже образование со времен Коменского в Европе и со времен Петра I в России становится насильственным актом объединения, у которого с объединением добровольно-самостоятельным общим является только совместность действий. Однако ни первый, ни второй признаки объединения не являются характеристиками коллективизма. Коллектив — это сугубо коммунистическое понятие, заимствованное и развитое марксизмом из философии социальных утопистов и суть здесь не в термине, а в той идее, которая заложена в нем. Еще у Т. Кампанеллы (1568—1639 гг.) в утопии «Город солнца» мы находим расшифровку этого термина. Он происходит от латинского слова collectivus — собирательный. Но и община, и группа, и команда и другие объединения собирают людей. Кампанелла раскрывает отличительные черты коллектива, используя описание принципов построения своей утопической коммуны. В сжатом виде они раскрываются следующим образом: — быстрое преобразование общества и личности путем подавления и уничтожения как негативных сторон жизни, так и отдельных людей; —— мгновенное торжество разума посредством введения кардинально измененной системы принудительного образования; — стандартизация и унификация общества, приведение всех его членов к единому уровню развития; — борьба на уничтожение любых проявлений недовольства и инакомыслия; — введение казарменного положения для всех граждан; — полная ликвидация свободы личности за счет введения всеобщего режима и регламентации поведения; — насильственное вхождение в «светлое будущее» (поскольку многие не понимают, как. счастливо они заживут там); — полный отказ от собственности, возведение ценности общественного над личными интересами; — введение института надсмотрщиков как меры пресечения отказов от общественных работ; — апология бедности, аскетизма и фанатизма; — отрицание творчества в культуре и науке. История фальсификации термина. Главным признаком коллективистского развития определяется насилие во многих его проявлениях, выделяющее коллектив из ряда других объединений. Благодаря насилию, считали приверженцы кол- лективистскпх идей, можно наиболее легко достичь вожделенной всем человечеством прекрасной и гуманной цели — свободы, равенства, справедливости. Но в гуманизме цель ни может оправдывать любые средства. Вероятно, поэтому последовавшая уже в XIX столетии попытка Роберта Оуэна (1771—1858 гг.) на практике реализовать коллективистскую утопию в виде коммунистической колонии «Новая Гармония» окончилась полным провалом. Наши учебники по истории педагогики лишь вскользь упоминают о неудачном «социальном эксперименте» Оуэна. Но именно тогда, в 1825—1828 гг., впервые на практике была апробирована коммунистическая идея в чистом виде. Именно тогда отказ колонистов маршировать в едином порыве трудовых рот, жить казарменной жизнью и воспитывать своих детей в духе казармы положил начало крушению всех коммуно-коллективистскнх начинаний — от поголовной коллективизации в СССР до маоистских и полпотовских трудовых коммун в Китае и Кампучии. Негативный опыт Оуэна не остановил ни Маркса, ни Ленина, считавших, что причина его педагогических неудач кроется в примитивной коммунизации, а не в самой идее. Это заблуждение продолжает сохраняться и в настоящее время. Особенно большое значение в связи с этим приобретает опыт Макаренко, личности, не только противоречивой, ярко талантливой, но и трагической. Прежде всего это связано с механическим переносом, попытками копирования тех алгоритмов и принципов воспитания, которые Макаренко выводил из своего действительно уникального педагогического опыта. Нельзя отбросить в сторону и то, что практически все поколения советских людей прошли школу воспитания именно в духе коллективизма. И величие его состоит в парадоксальном результате воспитательного характера: формирование качеств исполнителя, запрограммированного на постоянное, пожизненное управление, успешно сочеталось с воспитанной жизнерадостностью, оптимизмом, порядочностью, чувством долга и чести. Рассмотрим некоторые примеры из истории проявления общинного и группового воспитания, трактовавшихся советской педагогикой как история воспитания в коллективе. Объединение детей для совместного обучения и воспита-ния стало необходимостью с древних времен. В первобытном обществе такими объединениями стали общинные структуры, где дети воспитывались и обучались, участвуя в делах взрос- лых, в повседневном общении с ними. Таким образом, они не столько готовились к жизни, сколько прямо включались в жизнь через доступную для них деятельность. В этом обществе все было действительно общественным, поскольку воспитание не предполагало насильственного внедрения в сознание ребенка чуждых и не сообразных природе идей, понятий и действий. Первые школы — дома молодежи — появились на последних стадиях развития матриархата, где в качестве учителей выступали старейшины рода. В период разложения первобытного общества преобладающей формой и средством воспитания становится семья. По прошествии многих веков такую же форму воспитания избрал для своих питомцев И. Г. Песталоцци (1746—1827 гг.). Собирая детей, лишившихся родителей, в воспитательно-трудовые объединения, он пытался создать своеобразную «большую семью», где главными принципами были доброта, защищенность, забота и сотрудничество. Но как и в первобытном обществе, так и в опыте Песталоцци семья не отождествлялась с коллективом, поскольку главным здесь было не воспитание качеств, нужных обществу, а развитие тех природных сил, которые даны человеку от Бога.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |