КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиции педагогических систем
Проблема принятия или непринятия, т. е. проблема выбора той или иной образовательной системы возникла перед российским учительством сравнительно недавно. Ее появление вызвано переменами в политической стратегии России. Мы являемся свидетелями того, что государство, власть, впервые в российской истории, оказались вынуждены предоставить гражданину возможность.выбирать. Однако для России это обернулось удивительным феноменом бегства от выбора. Его возникновение вместе с тем, было закономерным. Предыдущие десятилетия нашей истории создали необходимые условия для закрепления этого животного инстинкта — инерционности сознания, его неспособности к быстрой переориентации. Особую роль в создании таких условий сыграла система коммунистического воспитания. Понятие «система» оправдано при любом государственном устройстве, но только в структурах, обеспечивающих деятельность на уровне внешнего управления: системы социального обеспечения, здравоохранения, образования и т. д. Обойтись без них и сопряженной с ними неизбежной бюрократией, вероятно, можно будет только в высококультурном обществе, граждане которого не нуждались бы в каком-либо внешнем управлении, сознательно и добровольно выполняя свои производственные и социальные роли. Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Такое Общее определение говорит обо всем и... ни о чем. Рассмотрев общие функции системы, мы обнаруживаем, что главной из них является управление, которое тоже имеет вид системы: «Управление как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем, сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели» (22). Все вышеприведенное имеет бесспорное отношение к внешним и внутренним действиям производственных и биологических систем. Однако по отношению к системам социальным может быть рассмотрено только с внешней стороны. Термин «система воспитания» предопределяет необходимость вмешательства внешних функций системы во внутренние процессы развития личности. Для отечественной педагогики перенос производственных функций управления в сферу школьной жизни имел роковые последствия. «Механизмы» воспитания стали действовать под контролем управленческих органов, задающих нормы воспитания Для достижения технократической цели по «известной программе». Внешний уровень управления незаметно перерос («интериоризировался») во внутреннее действие, направленное на системное управление становлением сознания. Призыв философа М. К. Мамардашвили (17) отказаться от рефлексологических, стимульно-реактивных моделей человека, сосуществующих с социальной мифологией и социальной алхимией и относящихся к системному созданию «нового человека» не был услышан. Педагогическая наука так и не смогла преодолеть тяготение к внешне задаваемой системе воспитательной деятельности. Системный подход, при всех благих намерениях авторов современных «гуманистических» концепций воспитания, неизбежно выводит на необходимость формирования сознательности, реактивности, функционирования, пустого активизма, ничего общего не имеющих с гуманизмом по его сути. Происходит это потому, что воспитание жизненно необходимого человеку сознания, как основы деятельности, противоречит использованию в этом процессе жесткой системы. В жесткой воспитательной системе, приспосабливающейся к требованиям гуманизации, нет и не может быть места саморазвитию, самодеятельности, самоосуществленнию, самостроительству и самоорганизации, нет места человеческим решениям и свободным действиям-поступкам. Система всегда предполагает однотипный алгоритм действий. Насколько бы вариативной она ни была, в основе ее— программа, которая зачастую противоречит внутренним механизмам развития личности. В связи с этим имеет смысл вспомнить о классической версии обусловленности развития личности только двумя факторами — социальным и биологическим. Неопределенность. пропорций влияния этих факторов не помешала советским ученым-педагогам перевести их из разряда факторов, т. е. условий, пусть и важнейших, в разряд движущих сил и причин развития личности. Такой перевод обеспечил возможность использования этих факторов как средств для оперирования (манипулирования) объектом, в качестве которого и выступает личность. Соответственно возникла и воз- можность систематизации воздействий — внешних и внутренних, прямых и косвенных, обеспечивающих управление личностью. Вместе с тем, подлинными движущими силами, определяющими становление и развитие человека, являются сознание, воля и практика. Попытки подвергнуть их системному воздействию в советской педагогике оказались сродни экспериментам, проводившимся в гитлеровских концлагерях. Используя прямые методы систематического подавления сознания и воли, эсэсовцы формировали модель идеального заключенного, беспрекословно выполняющего распоряжения. Система воздействий направлялась на изменение потребностей, интересов, способностей — всего того, из чего складывается человеческая личность. Однако, по свидетельству венского врача Б. Беттельхайма (2), проведшего год в одном из концлагерей в качестве заключенного, у людей-автоматов, формируемых данной системой, притуплялся важнейший жизненный инстинкт. Возникал так называемый «побочный эффект» — отсутствие способностей к самосохранению, и люди-автоматы оказывались нежизнеспособными. Правда, не все, а только те, кто не мог выйти за рамки инструкций и приказов. Дольше и успешнее сопротивлялись люди, способные на нестандартное поведение, готовые и умеющие создавать вокруг себя «область автономного поведения». Выживали те, кто умел вырваться из системы. Как правило, это были люди, обладавшие высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом. Это явление рассматривается современной психологией как феномен неадаптивной активности. Постулату целесообразности, господствовавшему взгляду на человека как существо адаптивное, наделенное (наделяемое) целью и устремленное к ней. В. А. Петровский противопоставил альтернативный образ человека не адаптивного, выходящего за границы заданного. Адаптивный — способный к приспособлению внешним требованиям, ставящий их ценность выше ценностей, значений и смыслов своей личности, добровольно подчиняющий себя заданным другими обстоятельствам. Сопоставление адаптивной и неадаптивной трактовки активности привело к новому пониманию индивида как сausa sui (причины себя) субъекта. Предложенная В. А. Петровским идея неадаптивной активности и отраженной субъ-141 ектности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения. Личность предстала в качестве саморазвивающейся системы, включающей в орбиту своего движения других людей как носителей их идеальной представленное™ и продолженное™. Проявление субъектности человека, его бытия как личности органично продолжили исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Э. В. Ильенкова, А, В. Петровского, Б. С. Братуся, направленные на поиск личностного пространства и феноменологии личности. Смысл порождения себя как субъекта В. А. Петровский видит в том, чтобы существовать в этом качестве впредь, возвращаться к себе, выходя за пределы себя. Становление личности рассматривается как самостановление. Ему удалось доказать, что актами неадаптивной активности субъект строит себя как личность, «индивид выращивает в себе личность». В контексте открытий В. А. Петровского становятся понятны феномены выживания тех. кто умел вырваться из-под гнета системы. Выживали те. кто сумел противопоставить системе воздействий систему самоорганизующего сознания. Но такое сознание не могло быть востребовано жесткой системой воспитания. Более того, оно рассматривалось как вредоносный элемент. На борьбу с ним была мобилизована вся мощь системы коммунистического воспитания. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Определите, как конкретно проявилось в воспитательной традиции российского образования противоречие между необходимостью его гуманизации и постоянного ужесточения. 2. Какой фактор оказал наибольшее влияние на устойчивое сохранение этого противоречия? 3. Выделите основные предпосылки, укрепившие в истории российского образования традицию подавления личности. 4. Дополните предложенный в 2.2 перечень ценностей, заимствованных в зарубежной педагогике для построения советской системы образования. 5. Объясните, почему новая система образования в СССР восстанавливалась на основе ценностей, неактуальных для тех систем образования, из которых они были заимствованы. 6. Определите педагогический смысл и значение для развития учительского творчества в СССР феномена противо- стояния эксплицитной и имплицитной традиций в образовании. 7. Какими факторами обусловлена закономерность возникновения феномена отказа от выбора? 8. Установите взаимосвязь понятий «бегство от выбора» и «система коммунистического воспитания». 9. Насколько возможным представляется вам существование системы капиталистического (демократического, буржуазного, либерального и т. д.) воспитания? Обоснуйте свою точку зрения. 10. Почему советская педагогическая наука не смогла преодолеть тяготение к внешнезадаваемой системе воспитательной деятельности? 11. Перечислите особенности, которыми должна обладать гуманистическая система воспитания. 12. Поясните феномен выживания людей в нечеловеческих условиях с позиций адаптивности и неадаптивности личности к требованиям системы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |