КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение и смысл педагогических традиций
Противоречивость современной образовательной ситуации связана с противоречивой ситуацией в науке, проявившей национальную специфику традиций российской педагогики. Суть противоречия укладывается в формулу широко осознаваемой потребности в очеловечивании, т. е. гуманизации воспитания и в объективной необходимости его постоянного ужесточения. Этот феномен, нехарактерный для западной цивилизации, в российской действительности приобретает воспитательный эффект в аспекте самоформирования сознания. Он опосредован наложением непривычных, заимствованных форм воздействия на привычный, традиционный стереотип российского менталитета. Этот феномен, в контексте оценки традиционного российского образования, рассматривал П. Ф. Каптерев. Основным пороком идеологии образования XIX века, по его мнению, было формирование личности ученика в соответствии с «обаянием навязанных взглядов». Педагогический процесс, по мнению П. Ф. Каптерева, извращается тем, что создание убеждений и идеалов учеников фальсифицируется лишением их возможности выполнять эту функцию самостоятельно. Подобная педагогика есть не что иное, как возврат к традиции иезуитского воспитания, задача которого заключалась в покорении ума и воли воспитуемых, внушаемых им убеждений, в обезволивании и в притуплении их ума, «...чтобы они никогда уже не могли выбиться из-под обаяния навязанных им взглядов, чтобы святее этих взглядов для них ничего не было, чтобы они ничего не допускали лучше, умнее, благороднее идей и стремлений отцов-воспитателей. Но ведь это не воспитание детей, а духовное убийство их, превращение в фанатиков, в крайне односторонние личности».
Незнание и нежелание учителя что-либо понимать в современной российской ситуации, как противопоставленной традиционному порядку вещей, стимулирует работу защитных реакций сознания, блокирующих возможность идентифицировать себя с происходящим и, следовательно, реально его осмысливать. Всеобщий феномен безмыслия обусловлен, естественно, не только современной ситуацией. Наше сознание целенаправленно формировалось исходя из заимствованных традиций, устанавливавших необязательность осмысления и обязательность исполнения любых распоряжений свыше. Природа сознания определяет ограничение скорости переключения с одного типа мышления на другой. По своей природной сути сознание инерционно. Оно работает в заданном, т. е. традиционном режиме. Ученые считают, что при изменении этого режима возникают деформации и даже — разрушения сознания, влекущие за собой разрушение личности. Однозначно утверждается, что сознание не способно к быстрой перестройке. Возможен только один путь: постепенное расширение т. н. «миров сознания», среди множества форм которого существует и сознание педагогическое (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов). Очевидно, что такое расширение зависит и от образования. Поскольку нас интересует феномен инерционности, имеет смысл обратить внимание на использование образования в его отношении к консервативным ценностям сознания. Утверждая новый образ реальности, как результата. ожидаемого после революции, перестройки, победы коммунизма и т. п., официальные образовательные структуры опираются на то, что более привлекательно для большинства населения и представлено в массовом сознании как традиционные ценности. В 1917 году, пользуясь тяжелой, но не небезысходной ситуацией на фронтах и в тылу, большевики навязали свою программу быстрого «выздоровления» нации. Спекулируя на жизненно необходимых и традиционно привлекательных ценностях мира, свободы, собственности на землю, они безболезненно захватили власть. Эти ценности не были привне-
сены большевиками. Но им удалось их актуализировать (в необходимом месте и в подходящее время), благодаря чему эти вечные и всеобщие ценности представились реально достижимыми. Актуализация (психол.) — это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнаваемости, припоминаии и воспроизведении. Актуализация (филос.) — это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. Для осуществления государственного переворота необходимо было извлечь из долговременной памяти нации те ценности, которые традиционны именно для российского сознания и перевести их из состояния возможности в состояние действительности. Не в меньшей степени, чем для русского человека, ценности мира, труда, свободы и т. п. были значимыми для всех наций, вовлеченных в первую мировую войну. Но революция состоялась именно в России. Это свидетельствует в пользу того, что форма ценностей, одинакова для всех, а их содержание, специфический смысл и средства достижения определяются у каждой нации по-разному. Традиции имеют непосредственное влияние на формирование специфического смысла явлений. Традиция в педагогике — это феномен передачи знаний и опыта от одного поколения к другому. Он имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Под внешней понимается тот слой воспитания, который задается извне посредством официальных требований, целей, содержания и методов, и выражен в эксплицитных концепциях личности. Эсплицитная, т е. открыто, явно выраженная концепция личности — это концептуальный образец, модель гражданина, которого должна подготовить школа для выпол-неппя государственных целен. Данные концепции наиболее активно ориентируют педагогические науки на создание эксплицшных теорий воспитания, формирующих те качества личности, которые соответсвуют тоталитарным идеалам и воплощают образец государственных ценностей: образовательные системы Древней Спарты, французской республики эпохи Великой революции, германской империи времен Бисмарка, Советского Союза, нацистской Германии и т. д.
Тоталитаризму, отличающемуся всеобъемлющим, командным вмешательством во все сферы деятельности образовательных институтов, свойственно огосударствление школы, учителя и ученика. Специфика российских эксплицитных концепций личности состоит в том, что, будучи долгое время централизованным государством, государственная система образования утверждается в России сравнительно недавно, с эпохи правления Петра I. Насильственный характер введения образовательных реформ первым российским императором свидетельствует об их непринятии большинством населения по причине несовпадения с традиционным опытом воспитания. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение традиционные ценности воспитания не нашли своего преломления в Петровских реформах. Государственная концепция личности изначально противоречила российской традиции. Вероятно, этот феномен, как проявление внутреннего сопротивления нации, явился одним из оснований возникновения специфических отношений между российским менталитетом и государственной образовательной системой. Это определило ее насильственный характер и создало предпосылку для возникновения новой образовательной традиции. Вобрав ценности западноевропейского образования, российская стратегия образования, как внешне заданная, сохраняла их до конца XIX столетия. В обобщенном виде эти ценности можно представить как иерархию, адекватную иерархии образовательных категории педагогики: определения цели образования, исходя из цели государства; аксиоматичность содержания знаний и опыта поведения; преобладание заучивания и воспроизведения, передача готовых, не требующих размышления, знаний; монологичность и дидактичность образования; суровая, до жестокости, дисциплина и т. д. Второй феномен традиции в российском образовании состоит в том, что заимствованные в Западной Европе эксплицитные педагогические ценности (например, дидактическая система Коменского), в Европе и Америке к концу XIX века постепенно выводятся из образовательных стратегий. Их место занимает гуманистическая система, определяющая целью образования личность ученика, которая перестает рассматриваться как средство для достижения государственных целей и становится самоценной, определяющей все образовательные усилия.
Процесс переоценки ценностей в педагогике не миновал и Россию. Но научные открытия российских педагогов оказались невостребованными в России — как в дореволюционной так и в советской. Философско-педагогические идеи В. В. Розанова о новых гуманистических подходах к развитию внутреннего мира личности («Сумерки просвещения» ч др.) умышленно умалчивались, как бы не замечались; С. И. Гессен, разработавший научные основы педагогики, как прикладной философии, был вынужден эмигрировать и оказался забыт на Родине; П. Ф. Каптерев, давший мировой педагогике психолого-физиологическое обоснование образования, после организованной П. К. Крупской публицистической травли на долгие годы выпадает из номенклатуры «основоположников». Анализ образовательной системы в России, как государственной структуры, позволяет утверждать, что гуманистическая традиция не являлась системообразующим компонентом воспитательной идеологии. Обозначенные революционными демократами (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.) гуманистические идеалы полагали антигуманные средства их достижения. Просвещение народа рассматривалось революционными демократами как средство пробуждения революционного сознания масс. Они ориентировали интеллигенцию не столько на «хождение в народ», сколько на организацию террора, поскольку отличительной чертой педагогического направления, созданного русскими революционерами-демократами, была революционная идейность. Современные историко-филологические исследования однозначно устанавливают связь между основоположениями российской «гуманистической» мысли, выраженной в трудах революционных демократов и преобразованием террора одиночек в террор организованной партийной деятельности. Вероятно, не случайно Россия в исследованиях западных ученых обретает статус «центра международного терроризма». Идея гуманизма воспитания, созидающего «истинного человека» (Н. И Пирогов), способного противостоять прогрессирующей деградации общества, блокировалась правительством как развивающая в молодежи дух непокорности, пренебрежение к властям и закону, что вполне естественно, если рассматривать ее в контексте революционной теологии, направлявшей общественное сознание на разрушение существующего строя. Гуманистические опыты «свободного воспитания» Л. Н. Толстого действительно вдохновляли учитель- ство России на отыскание самобытных путей развития начального образования, но не послужили основой для его реформирования. Та же судьба постигла и гуманистические наработки Н. Ф. Бунакова, В. П. Острогожского, В. Я. Стоюнина и многих других замечательных педагогов. Тем не менее, их подвижническая деятельность имела воздействие на образование в локальном, губернском варианте, постепенно преобразовывая систему земских школ. По данным за 1898 г., благодаря деятельности земских школ в Воронежской губернии грамотность сельского населения составила 98% (3). Бестужевские высшие курсы становятся первым в России женским педагогическим университетом, известным гуманистическими традициями. Постепенный процесс гуманизации образования, все более набиравший силу в начале XX в., был прерван в октябре 1917 г. Система государственного образования в СССР восстанавливается на основе заимствованных, но отвергнутых западной педагогикой ценностей: ригоризма — сурового, непреклонного соблюдения раз и навсегда установленных нормативов, авторитаризма — беспрекословного подчинения установленным государством авторитетам, дндактического морализаторства — навязывания готовых образцов знаний и поведения. Производными от основных феноменов реконструкции эксплицитной традиции, результатом ее реализации в воспитательной практике советской школы оказались: передаточно-потребительская педагогика всеобщей опеки; перенос признаков тоталитарных управленческих структур в школу; «знаниевая» парадигма образования с приоритетом качества приобретаемых знаний над как бы автоматически формируемой в процессе обучения личностью; преобладание устоявшихся, «несомненных» знаний над альтернативно решаемыми проблемами; представление развития науки в виде процесса добавки новых «бесспорных» знаний к уже существующим: ориентация образования на конечный результат (знания по программе, «правильный» ответ, модель поведения и т. д.) В связи с этим возникает необходимость рассматривать педагогические явления с непривычных для учителя позиций. Прежде, всего — с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей внешнюю, явную сторону. Внешняя форма явления, тем более, отраженная в концепциях, далеко не всегда соответствует тем источникам, которые обуславливают собственно содержание явления.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |