КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невольный ниспровергатель
Приведенные в предыдущем параграфе феномены альтернативности и гуманизации имеют отношение к процессу обучения. Однако и в сфере воспитания, хотя и в меньшей степени, предпринимались попытки аналогичных преобразований. Событие, которое в истории повторяется, воспринимается его современниками неоднозначно. Первый раз — как трагедия, второй раз — как фарс. Попытки реставрации коллективистского воспитания — и осознанные, и неосознаваемые — сегодня явно противоречат этому правилу. Ориентация на коллектив для общества, провозгласившего и узаконившего демократические отношения — это очевидная трагедия абсурда. Внешняя привлекательность коллективистских характеристик, кажущаяся простота и легкость их достижения неизбежно оборачиваются преобладанием общественного над личным. Показательна краткая история попыток реставрации коллективистского воспитания в нашей стране, начиная с 50-х гг. и включая современный период. У истоков этого процесса стоит неординарная во всех отношениях личность — замечательный теоретик и практик, драматично не вписавши и с я своими педагогическими открытиями ни в пост-сталинскую «оттепель», ни в брежневский застой, ни в современную «демократию». Каждая эпоха (по разным причинам) отвергала его идеи и опыт на официальном уровне, но с восторгом принимала на уровне школы, пионерского лагеря, детских досуговых объединений. Речь идет о ленинградском учителе и профессоре, докторе педагогических наук Игоре Петровиче Иванове. Развивая опыт А. С. Макаренко применительно к новым условиям, И. П. Иванов пытался трансформировать его в своеобразную гуманистическую систему воспитания. Безобидная, с точки зрения современного исследователя, тема его кандидатской диссертации «Исследование воспитательного процесса в совместной деятельности воспитателей и воспитанников» (1949) была воспринята крайне негативно. Формулировкой темы Иванов как бы уравнивал воспитателей и воспитанников.. С позиции сталинской педагогики это было недопустимо, поскольку место учителя определялось не рядом, а над воспитанниками. Значительный вклад в определение этого места внес и Макаренко. Но именно в его опыте Иванов усмотрел «зазор» для реализации «снисхождения» учителя с педагогических небес. Очевидно, в этом был сокрыт и один из источников трагичности самого Макаренко, осознавшего необходимость гуманизации отношений между воспитателем и воспитанниками, и невозможность их реализации в эпоху построения социализма. Очевидно также и то, что Иванов отнес суровые 30-е годы к пройденной необходимости и поэтому счел возможным ввести гуманистические коррективы в строгую макаренковскую систему политико-педагогического перевоспитания. При этом он использовал теорию Макаренко, где постоянно эксплуатировалась идея «социалистического» гуманизма, при котором главным преимуществом над гуманизмом буржуазным становится уничтожение частной собственности, влекущее за со'бой полное «освобождение» человека, избавление его от моральных пороков и дающее возможность для всестороннего и гармонического развития личности. Иванов как бы закрывает глаза и на другие проявления социалистического гуманизма в педагогике. Обесценивание отдельной личности, вседозволенность в выборе средств достижения воспитательных целей, оправдание насилия над личностью для приведения ее к общему коллективисткому знаменателю; воспитание дисциплины подчинения, формирование у детей психологии исполнительства, исключающей как критическое восприятие действительности, так и возможность собственной ее оценки — все это понимается им как результат примитивного и усеченного, вульгаризованного понимания и применения марксистско-ленинских идей «недобросовестными педагогами». Иванов находит в марксистко-ленинской философии такие понятия как забота, поддержка, взаимовыручка, раскрытие творческого потенциала личности в коллективе и т. д. При этом он особенно не задумывается на тем, какие цели преследуются по сути, а какие — как декларация при использовании этих понятий. Теория И. П. Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но по сути направлена на воспитание и развитие личности в групповых отношениях. Скорее всего, он искренне верил, что занимается разработкой именно теории коллективистского воспитания, по крайней мере об этом свидетельствуют названия его основных работ: «Воспитывать коллективистов», «Коллективная организаторская деятельность» и т. д. Анализ этих и других противоречий полезен и для современных учителей, поскольку необходимая вчера для сохранения главной идеи сотрудничества подмена понятий, сегодня оборачивается необходимостью возврата к самому понятию «коллектив». Такой рецидив влечет все сопутствующие последствия коллективистского воспитания, поскольку учителя в своем большинстве не склонны к глубинному проникновению в истинную суть движения педагогических процессов, но привязаны к схематическому воспроизведению чужого опыта. Первое противоречие обнаруживается в определении цели коллективистского воспитания. Если у Макаренко неоднократно подчеркивается, что цели воспитания не могут быть возведены из ничего другого, кроме как из общественных потребностей, из нужд социалистического строительства, то у Иванова целью коллективистского воспитания становится другая необходимость: обеспечение роста и расцвета каждой личности. Расшифровывая такую постановку цели, он считает, что цели воспитания не могут быть представлены в виде педагогического пересказа политических установок. В содержание цели воспитания он вводит необходимость развития у детей таких качеств, которые помогут реализовать и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность, со сво'ими специфическими запросами и индивидуальными способами самореализации. Второе противоречие — в определении принципов. У Макаренко они имели вид законов: закон движения коллектива, закон развития, закон жизни коллектива и т. д. Закон предполагает обязательность исполнения, что и понятно для исправительного учреждения. Но Иванов имел дело не с правонарушителями, поэтому в нормальном объединении детей речь могла идти только о принципах построения их совместной жизни. Главным же становится принцип добровольности, определяющий и все остальные принципы. Именно этот принцип Иванов возводит на вершину своей педагогической теории, поскольку ее главная задача — воспитание творческой личности — в условиях принуждения не разрешима. Иванов исходит из простой истины — детей нельзя обязать «воспитываться» — ни на уроке, ни на классном часе, ни в ходе специальных мероприятий. Поскольку и все другие принципы ориентируют на пробуждение у детей интереса к саморазвитию, самоопределению, — не по названию и не по подсказке учителя, а в соответствии с самостоятельным осознанием. Но самому ребенку сложно определить эту необходимость, осознать ее. Поэтому к нему на помощь приходят «старшие» друзья — учителя, старшеклассники, шефы-добровольцы. Но они не воспитывают в ребенке это качество, они помогают создать такие условия, в которых он обязательно проявит себя, не может не проявить, но — только добровольно, без принуждения и без педагогических хитростей и уловок. В этом учителю помогают принципы свободы волеизъявления, стимулирования самодеятельности, самоор- ганизации, интереса. Особое место занимает принцип «жизни в жизни». Цель — жизнь, процесс жизни, который происходит и в школе, поэтому, считает Иванов,.школьника не надо готовить к жизни после школы, он должен быть научен процессу повседневного, здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не в экстремальных условиях. Научиться жить — означает выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней — без всего этого невозможно развитие. Такие же задачи ставила и традиционная педагогика, но решение их, основанное на насильственном руководстве детьми «извне», приводило всегда к формированию необходимости подчиняться и исполнять, вместо воспитания необходимости действовать самостоятельно и творчески. Из понимания этой необходимости формулируются и принципы методической организации жизни. Эти принципы — сотворчества воспитателей и воспитанников, построения самоуправления на основе постоянной сменяемости актива; совместного планирования, организации и анализа общих дел, отношений, поступков; организации общественно-значимой («для людей») и личностно-значимой («для себя») деятельности; художественно инструментованной (ритуалами, традициями) деятельности; принцип особой позиции педагога — как старшего товарища; взаимопонимания, взаимодействия старших и младших. Эти принципы, обеспечившие главную отличительную черту методики Иванова — что субъектом ее применения в равной мере выступают воспитанники и воспитатели — не могли быть приняты официальной педагогикой, поскольку подрывали устои главной коммунистической идеи воспитания — руководства сверху. У Иванова эти принципы органично определяют содержание воспитания, где стержневой является идея о том, что объединение детей создается, сплачивается не на основе тон или иной деятельности — учебной, трудовой, общественной — а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности. Преобразование жизни возможно только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников его осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по !94 распоряжению педагогов, а обязательно потому, что оно задумано самими учениками. Такой подход к содержательной стороне воспитания, где главным становится самостоятельно принятое детьми решение, ничего общего не имеет с идеями коллективистского воспитания, в котором главным всегда является выполнение только того, что важно для общества, государства, а не для отдельных учеников. Открытие Иванова противоречило традиционно-советским представлениям о воспитании. Имплицитно, без обозначения причин порочности коллективистского воспитания, оно опровергало.главную идею коллективизма — воспитание осознанной необходимости подчиняться общественному мнению и распоряжениям сверху. Это открытие замалчивают и современные исследователи, хотя оно, по сути, определяет успех всей содержательной стороны методики Иванова. Только благодаря действительному, а не показному воплощению в практику воспитания принципа самостоятельности, ему удалось отойти от казенных отношений, навязанной взаимной ответственности за выполнение дела не интересного, но обязательного для всех. Поэтому стало возможным внесение новой сущности в отношения, возникающие между воспитанниками и воспитателями в общем деле: товарищеской заботы о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действительности, любви к человеку. Этим же объясняется принципиально новая позиция педагога. В условиях.взаимной поддержки учитель занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениями, требованиями и понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной. Они постоянно учатся сами — друг у друга и у своих воспитанников. Благодаря этому опыт совместной работы, ее самодеятельной сути, закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни. Иванов вводит в научный обиход такое понятие, как «субъективация воспитательной деятельности», что и проясняет сущность ученика как самовоспитывающейся личности. Воспитание, как целенаправленный процесс по формированию задаваемых качеств, превращается в незаметное обучающее воспитание, где целью становится не сам ученик, а окружающая жизнь, улучшаемая вместе с учениками: «не столько Мир воздействует на ребенка, воспитывая его, сколько ребенок в своей жизнедеятельности воздействует на мир и именно поэтому он воспитывается». Это утверждение как бы невзначай опровергает марксистскую идею о доминирующем влиянии окружающей среды на развитие и воспитание. Понятие «обучающее воспитание» противопоставляется привычному «воспитывающему обучению», при котором ребенок воспитывается только средствами обучения, вытесняющими собственно воспитательные отношения. Парадокс воспитывающего обучения, вероятно, имеет характер «вечных парадоксов», поскольку отмечен еще в XVI веке французским философом-скептиком Монтенем: «беда наших школ в том, что они обучают детей наукам, а не жизни» (13). Иной смысл придает Иванов образовательным процессам. В его теории и методике личность образовывается благодаря обучающему воспитанию — приобретению жизненных (практических и нравственных) навыков детей в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, учебной и досуговой. Не привнесенное извне учителем, а совместное с ним ежедневное преодоление трудностей жизни при обучении детей творческому действию, инициированному самими учащимися, происходящее не в коллективе, а в группе, когда воспитывает процесс и результат совместного дела, а не учитель — вот основной смысл обучающего воспитания по Иванову. Не совпадают с коллективистским подходом и формы воспитательной работы. Иванов постоянно употребляет понятие «коллектив», но главными организационными формами объединения детей он считает микрогрупповые формирования — звено, бригада, команда, небольшой сводный отряд, временная инициативная группа, иногда даже — ватага. С этими объединениями, считает Иванов, гораздо эффективнее и удобнее работать, чем с массой учеников, пытаясь объединить их общим делом, что требует и общей заинтересованности, т. е. единомыслия, которое само по себе противоречит идее самодеятельности. Воспитание у Иванова — это не коллективистское и уж никак не коммунарское воспитание, хотя именно так сам он назвал свою методику. По смысловой нагруженности это — методика становления воспитательных отношений в группе, а точнее — в малой группе: «группа малая — группа из двух или более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной дея- тельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Основной принцип объединения людей в группе малой — единство целей; основное средство объединения — межличностное взаимодействие» (11). Все, что характерно для групповых отношений — эмоциональность, психологическая совместимость, бесконфликтность, повышенная контактность, межличностные взаимодействия — присутствует в детских объединениях, работающих по методике Иванова. Но групповые отношения в советской педагогике принято сч'итать «корнем зла» буржуазной педагогики, основой ее «реакционной сущности». Марксистская педагогика оперирует понятием «большая группа», «макрогруппа», иными словами — коллектив: «ученые-марксисты в отличие от буржуазных исследователей подчеркивают определяющую роль в развитии общества и личности макроусловий, явлений, происходящих на уровне больших групп, при несомненном генетическом приоритете общества» (11, с. 17). В контексте этого определения становится понятным, почему официальная педагогика относилась с неприязнью и ожесточением и к опыту Иванова, и к разработанной на его основе методике структуры школьного самоуправления. Первую обкатку эта структура прошла в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» в начале 60-х годов. Но уже в 1966г., несмотря на удивительную эффективность, проявившуюся в росте заинтересованности молодежи к человечным отношениям между воспитателями и воспитанниками, опыт реализации методики Иванова был изъят из структуры организации лагеря «Орленок» и запрещен к распространению. Причиной запрета стала нестыковка структуры, разработанной в «Орленке», с официальной структурой школьной комсомольской и пионерской организаций. Это проявилось в том, что официальное «самоуправление», построенное на элитарной, несменяемой основе, оказалось не в состоянии принять необходимость постоянной смены актива как формы подготовок к жизни в самоуправляемом демократическом обществе. Поэтому отпала «орлятская» потребность к критическому анализу деятельности как условию развития. Не усмотрели в вышестоящих инстанциях и необходимости свободного творчества для развития личности. Сказалось тяготение к устойчивым, ранее проверенным, прежде всего — централизованным, формам управления, страх перед поисками и переменами (1). Методика Иванова — это не рецидив коллективистского воспитания. «Рецидивизм», как зачастую неосознанная попытка возврата к исходные понятиям, заложен в характерном для значительной части нашего учительства стремлении к ортодоксальному пониманию педагогических явлений. Ортодоксальное мышление, как результат коммунистического воспитания в соединении с отсутствием достаточного количества научных публикаций, проясняющих истинную сущность открытий Иванова, постоянно направляет учителя к устоявшимся смыслам, перекрывает возможность самостоятельного поиска их сути: если дано, что дело — коллективное, значит, надо исходить из коллективистских знаний: структуры, принципов построения, общих идей, признаков и т. д., незаметно возвращаясь и к необходимости внешнего управления и к обязательности подчинения меньшинства большинству, и к определяющему значению общественного мнения. Все это выхолащивает идею разработанных Ивановым условий гуманистического подхода к воспитанию творческой личности, раскрепощению ее потенциала. Механизм рецидивного феномена и сложен, и прост. Сложность — в распознании его первых признаков, в определении действительного смысла понятий, которыми оперирует учитель, в распознании фальсификаций. Простота и легкость возврата к коллективистскому воспитанию (по смыслу, а не по определению) обеспечивается самой логикой традиционного педагогического сознания, ориентированного на исполнение внешне заданных программ, в привычной парадигме бездумного отношения к их содержанию. В связи с этим 'особое значение приобретает необходимость переориентации педагогического сознания с исполнительства на осмысление и оценку предлагаемых видов педагогической деятельности, основанных на знании механизмов гуманистического воспитания, где групповые отношения взаимопомощи, поддержки, помогающего и облегчающего воспитания действительно способствуют становлению и развитию творческого потенциала личности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Определите, насколько возможно использование коллективного воспитания в условиях современной образовательной среды (школы, загородного лагеря, внешкольных объединений и т. д.). 2. Чем вы можете объяснить отторжение опыта И. П. Иванова официальными структурами педагогической науки и управления образованием. 3. В чем состоит феномен рецидивностп коллективистского воспитания? Проиллюстрируйте его ценности и антиценности собственными примерами. 4. Почему Иванов, определяя цель воспитания, руководствовался интересами личности воспитанника, а не государства? 5. Дате собственную оценку возможности реализации цели воспитания «по Иванову» в контексте общей цели коммунистического воспитания. 6. Выделите основные отличия в разработке принципов воспитания Иванова и Макаренко. 7. Сформулируйте свое понимание принципа «жизни в жизни». 8. Как вы понимаете воспитательный эффект основы сплочения детей «по Иванову» — процесс творческого преобразования жизни? 9. В чем состоит новая сущность отношений взаимной ответственности между воспитанниками и воспитателям в теории и практике И. П. Иванова? 10. Какие условия использует Иванов для того, чтобы воспитание стало «незаметным»? Определите свое отношение к ценности «незаметного» воспитания. 11. Раскройте педагогический смысл понятий «самодеятельность», «самоуправление», «обучающее воспитание» в контексте открытий И. П. Иванова. 12. Чем объясняется современный «заговор молчания» по поводу теории и методики Иванова? Глава 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |