КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно-развивающее обучение
Развитие личности является основной целью образования в любых его парадигмах. Однако каждая парадигма представляет развитие (его цель, содержание, методы и т. д.) в зависимости от того, какие образовательные ценности определяют ее стратегию. Одной из распространенных образовательных стратегий является Личностно-развивающее обучение. Овладение его теорией и технологией становится необходимым условием успешной работы учителя в другой, более продвинутой к гуманистическим ценностям образования, личностно ориентированной парадигме. Реализовать это условие непросто, так как при этом возникает ряд проблем. Первая из них состоит в том, что теория развивающего обучения не представляет в настоящее время единой научной концепции, а складывается из различных направлений, основанных на оригинальных, экспериментально проверенных идеях их создателей. При этом следует помнить, что каждый из них разрабатывал свою теорию, исходя из традиционных пониманий обучения личности, как развития ее интеллектуально-мыслительных способностей. Так, по мнению Е. Н. Кабановой-Меллер, Д. Н. Богоявленского, основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности, по мнению П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, — в поэтапном формировании умственных действий, ориентировочной основы учебной деятельности; 3. И. Колмакова считает развивающим такое обучение, которое формирует продуктивное, т. е. творческое, мышление и т. д. В образовательной практике наиболее известны системы развивающего обучения Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, которые уже в течение десятилетий осваиваются и реализуются учителями начальной школы. В основу теории Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова положена идея об определяющем значении для развития ребенка теоретических знаний и теоретического мышления, а также его становления как субъекта целостной учебной деятельности. Согласно этой теории, содержанием развивающего начального обучения являются теоретические з'нания (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников (и прежде всего, организация решения учебных задач), продуктом развития — главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту. Это учебная деятельность и ее субъект, а также теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия,анализ,планирование, абстракция, обобщение, которые возникают и развиваются при усвоении детьми теоретических знаний в процессе учебной деятельности (4). Выделенные новообразования свидетельствуют, что рассматриваемая теория направлена, в основном, на развитие познавательной сферы учащихся. В этом проявляется ее сила, но вместе с тем и известная односторонность, которой не удалось избежать и другим авторам концепций развивающего обучения. Поэтому основное направление дальнейшего совершенствования систем развивающего обучения педагоги связывают с усилением их личностной направленности, созданием условий для развития ценностной, личностно-смысловой сферы учащихся. Наибольшие возможности для этого предоставляют те теории и системы, которые обращены к субъектному опыту ребенка, к его нравственной, а не только интеллектуальной сфере. Таковой является система развивающего обучения Л. В. Занкова. Развитие Л. В. Занков и его последователи понимают как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. По Л. В. Занкову, такими новообразованиями младшего школьника являются: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практическое действие в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли, чувств школьников, т. е. как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование и продвигает развитие личности в целом (5). Каждая из теорий развивающего обучения представляет собой достаточно сложную образовательную технологию, овладеть которой учитель может лишь в условиях специальной профессиональной подготовки. Возникает проблема, может ли учитель самостоятельно соединить личностный подход и развитие личности в учебно-воспитательном процессе?. Для этого он должен владеть знанием основных закономерностей традиционного развивающего обучения и умениями использовать их в учебном процессе. Суть этих закономерностей состоит в следующем: 1. Обучение и развитие являются диалектически взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса жизнедеятельности личности. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. 2. Главной целью обучения и развития является становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм собственной жизнедеятельности, субъекта культуры, истории, социума. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности и собственной жизни. 3. Развитие предполагает внутренние изменения в личности: в ее психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т. д. Соответственно и его результаты проявляются в изменениях всех основных сфер личности: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой. Интегральный результат развития состоит в возникновении у ребенка качеств самоорганизующегося субтекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости по отношению к негативным влияниям и т. д. 4. Учителю необходимо различать зону актуального (достигнутого) развития и зону ближайшего развития ребенка. Актуальное раз|витие — это те знания, умения, навыки, способы самоорганизации, ценности, смыслы, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться самостоятельно. Ближайшее развитие — это тот уровень самостоятельности и самоорганизации деятельности, поведения, к которому ребенок стремится, но нуждается для его достижения в определенной мере педагогической помощи. Чтобы развитие состоялось, обучать надо в зоне ближайшего развития, т. е. на достаточно высокой степени трудности, понимая при этом, что зона ближайшего развития у каждого ребенка индивидуальна и каждому требуется для вхождения в нее индивидуальная мера педагогической помощи и поддержки. 5. Критериями личностного развития являются новообразования, возникающие в сознании ребенка и свидетельствующие о его переходе к новому, теоретическому уровню мышления, новым способам деятельности и формам поведения. новому уровню активности и самостоятельности. Показателями личностного роста являются проявления субъектности, т. е. становление внутреннего 'мира и внутренних механизмов саморегуляции личности, ее деятельности и поведения. 6. Процесс становления внутреннего мира (ценностно-смыслового ядра) личности детерминируется содержанием ее субъектного опыта. 7. Субъектный опыт — это опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживания своих успехов и неудач, саморефлексии. В нем представлены как результаты целенаправленного обучения, так и стихийного взаимодействия с миром людей и вещей. В учебном процессе происходит встреча общественного опыта, отраженного в понятиях, правилах, образах культурной жизни и т. д. с индивидуальным опытом жизнедеятельности каждого ребенка. Чтобы эта встреча способствовала развитию личности, учитель должен выявлять, знать и учитывать содержание субъектного опыта ребенка, включать его в содержание обучения и воспитания и помогать детям осмыслить свой субъектный опыт, прожить и пережить его в контексте общественно-исторического опыта. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1 Перечислите, какие стороны личности подлежат развитию в личностно-развивающем обучении. Сравните перечень с данными в разделе I, § 2.3 характеристиками личности. 2. К какой образовательной парадигме можно отнести результаты, возникающие при реализации теории Давыдова — Эльконина, если они обеспечивают такие новообразования, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение? 3. Проиллюстрируйте своими примерами, какой ценностно-нравственный смысл содержат психические новообразова- ния по Л. В. Занкову: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практическое действие. 4. Л. В. Занков утверждает, что целостная личность — это результат взаимодействия ума, воли, чувств школьника, благодаря чему возникают развивающие личность новообразования. Насколько полно и достаточно такое утверждение с точки зрения гуманистической педагогики? 5. Какие признаки самоорганизации рассматриваются в личностно-развивающем обучении как основа субъектности? Сравните их с определениями субъектности в данном пособии (раздел I, § 2.3). 6. Одна из закономерностей личностно-развивающего обучения устанавливает зависимость между новообразованиями теоретического мышления и развитием сознания. Сравните характеристику сознания (раздел I, § 2.3) и попытайтесь определить, для чего было необходимо сводить в личностно-развивающем обучении деятельность сознания к мыслительным (умственным) операциям. 7. В контексте проводимых сравнений определите, насколько личностными и сознательными будут новые способы деятельности, формы поведения, новые уровни активности — в целом — внутренние механизмы саморегуляции личности, возникающие в результате предлагаемых видов обучающей деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |