КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская)
Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, так как сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками. В организационном (технологическом) смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности учителя в целях помощи ученикам при решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. О. С. Газман заложил практические основы педагогической поддержки как выражение своей педагогики свободы. Говоря о своем понимании свободы как условия и воспитания, и педагогической поддержки и как особой педагогической категории, Газман подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себе не просто в -активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым (8). Таким образом, были намечены основные ориентиры стратегии педагогики личности, развернуто представленные следующими концепциями. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему категория сознания определяется в концепции О. С. Газмана как новая ценность образования? 2. Определите смысл перемещения объекта образования в рассматриваемой концепции. 3. О какой свободе (по отношению к каким ценностям) идет речь в концепции «педагогики свободы»? 4. Что означает понимание личности как «индивидуальной действительности»? 5. Какие нормативы предлагаются для определения границ свободы личности? 6. Постройте небольшие схемы социализации и индивиду- ализации (по Газману), в которых представлены главные педагогические категории: цель, содержание, методы. 7. Определите основной смысл концепции педагогической поддержки в контексте рассмотренных установок. Культурологический подход — методологическая основа образования, ориентированного на человека. Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными свойствами. Освободившись от идеологического диктата, образование обратилось к культуре как среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Однако возвращение образования в культуру осложняется многими обстоятельствами, среди которых нельзя не учитывать общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрату культурных смыслов образования. В свое время Достоевский сказал фразу, ставшую крылатой: «Красота спасет мир». В настоящее время обстоятельства складываются так, что спасать надо красоту, и уже не раз приходилось слышать: «Мир спасет красоту» Так и с образованием. Образование может спасти культуру, если возьмет на себя миссию воспитания человека культуры и через человека — сохранения, возрождения и развития культуры как среды, «растящей и питающей личность» (П. Флоренский), как «целостного явления, которое делает людей, населяющих определенное пространство. Из простого населения — народом, нацией» (Д. Лихачев), как диалога и взаимопорождения прошлых, настоящих и будущих культур (М. Бахтин, В. Библер). Образование должно наполниться культурными смыслами. Культурные смыслы образования — это и есть его человеческие смыслы. Что может и должно дать образование человека? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо переосмыслить само содержание понятия образования, рассмотреть его в контексте культуры, как проблему развития культуры и человека в культуре, осуществить критический анализ педагогического наследства, доставшегося нам от тоталитарного режима, восстановить прерванную нить живого культурно-педагогического процесса в его движении к человеку, осуществить концептуализацию инновационной образовательной деятельности с позицией ее обращенности к человеку. Все это означает, что основным методом проектирования личностно ориентированного образования должен быть культурологический подход. Культурологический подход в нашем понимании — это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Компонентами культурологического подхода в образовании выступают: — отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; — отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; — отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; — отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры. Образ человека в личностно ориентированном образовании. В свете культурологического подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой. Исходное положение нашей концепции и состоит в понимании образования как истории становления личностного образа человека. Учитывая социальные ожидания в отношении образования, надежды на него как единственный фактор сохранения человеческого потенциала и духовного здоровья нации, опираясь на научные предпосылки проектирования личностно ориентированного образования, созданные в психолого-педагогической науке, мы считаем, что традиционное определение образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и.навыками должно быть переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего индивидуального человеческого образа. А. В. Луначарский справедливо писал: «Образованный человек — человек,.в котором доминирует образ человеческий». Для выявления сущности личностно ориентированного образования важно понять, на какой образ человека оно ориентировано. В концепции человека (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский и др.) он предстает.как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуры и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собою какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» (6). Осмысливая историческое развитие человеческих культур, Н. А. Бердяев большое место отводит национальной индивидуальности: «человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения» (6, с. 85). Марксистская философия выдвигала в центр культуры абстрактного социального агента, реализующего известный алгоритм культурного бытия абстрактного.общества — «новой исторической общности советских людей». Игнорирование национального характера в культуре, духа и образа жизни конкретных народов явилось, как показала история, источником возникновения национальных конфликтов, искажения национального самосознания, безответственного, разрушительного отношения к ценностям культуры. Деформации, произошедшие в нашем обществе в период тоталитаризма, привели к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт человека культуры. Возник и развился человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как авторитаризм, нередко сочетаемый с переживанием комплекса собственной неполноценности, неглубокую историческую память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Актуальной становится задача «расширения и просветления его сознания», восстановления образа человека культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитии и нравственной саморегуляции поведения. Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность — креативностью, поиском творческих решений, а его поведение становится все более автономным, саморегулируемым. Эти особенности и находят отражение в типе личности, который проектируется в сформулированной цели воспитания. Опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели личностно ориентированного образования рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Таким образом, исходное положение нашей концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, а не средству. Если человек — самоцель, то задача образования состоит в том, чтобы, как утверждал Ф. М. Достоевский, «найти человека в человеке», «восстановить в человеке образ человеческий». Это исходная целевая установка личностно ориентированного образования. Культура как среда образования: выбор концепции. Следующая проблема, обусловленная культурологическим подходом, состоит в определении образа культуры, на который мы ориентируемся, проектируя личностно ориентированное образование. В связи с этим отметим, что самое понятие «культура» относится к наиболее трудно определяемым категориям гуманитарной науки. Многочисленные попытки ученых дать универсальное определение не были успешными ввиду сложности, полифункциональности и чрезвычайного многообразия явлений культуры. В настоящее время в науке сложились три основных подхода к определению культуры: ценностный (акснологический), деятельностный и личностный. Особенностью ценностного подхода является традиция определять культуру в качестве некоей объективной по отношению к человеку данности — совокупности достижений общества в его материальном.и духовном развитии. Ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. Здесь действует механизм интериоризации (перевода) культурных ценностей во внутренний мир личности. Против понимания культуры как совокупности ценностей, которые находятся вне человека, выступал М. К. Мамардашвили, утверждавший: «Культура не есть совокупность высоких понятий или высоких ценностей. Она не есть это хотя бы потому, что никакие ценности, никакие достижения и никакие механизмы не являются... гарантией. С любых высот культуры всегда можно сорваться в бездну» (11). Гарантией культуры является сам человек, способный к.культурному обустройству жизни. Эта идея реализуется в деятельностной концепции культуры, где она рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, качественная характеристика способов жизнедеятельности человека — как общественной, так и индивидуальной. Здесь действует механизм экстериоризации — претворения человеческих сил и способностей в объективные социально-значимые продукты деятельности и ценности. Наконец, личностный подход к культуре состоит в ее рассмотрении как среды, растящей и питающей развитие личности. В этих концепциях под культурой, понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие «меру культурности общества, культурно-исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию и т. д. Человек выступает здесь как истинный творец культуры. Механизмом его развития в культуре выступает персонализация. Каждый из рассмотренных подходов имеет методологическую ценность, но для педагогики особенно важен личностный подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как пони- мание смысла жизни, ответственность, способность к саморегуляции и др. Однако этот подход еще не получил достаточного развития. В объяснении места человека в культуре по-прежнему используется объективный подход, в соответствии с которым культура надстраивается над человеком, а не проявляется в его собственном бытии, жизнетворчестве, духовности, свободе. Поскольку наша идея состоит в проектировании образования, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры, в качестве методологической основы мы опираемся на теорию, в которой культура предстает как антропологический феномен. Ею стала диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина — В. С. Библера. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина. М. М. Бахтину свойственно культурологическое восприятие человеческого бытия, жизнь человека рассматривается им в хронотопе (пространстве-времени). культуры.!В культуре сосредоточиваются все смыслы человеческого бытия: социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные, то есть культура, по Бахтину, — это антропологический феномен, «порождение беспредельно богатой человеческой субъективности, выявление всей человеческой природы во всем многообразии ее высоких и низменных обнаружений». Такое понимание культуры выходит за рамки широко принятого деятельностного подхода, так как в системе координат Бахтина культура не является системой средств, необходимых для обеспечения определенной деятельности людей, а сама есть «деятельность, на возможность деятельности направленная, то есть работа самоизменения». Понимание культуры в концепции Бахтина трехаспектно: 1) культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур; 2) культура — это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления, то есть культура — это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности; 3) культура — это изобретение «мира впервые». Итак, культура существует как общение, как диалог людей различных культур, как форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой выбор, свою судьбу, как творчество, продуктами кото- poгo, пo Бахтину, выступают тексты и произведения. «Гуманитарные науки, — утверждает М. М. Бахтин, — науки о человеке, его специфике, а не о безгласной вещи, ее естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, — это уже не гуманитарные науки...» (1). Текст, по Бахтину, имеет триединое определение: а) текст как записанная на бумаге, на «плоскости» речь; б) текст как любая знаковая система, понятная как речь; в) текст как живая речь, доведенная, понятая по аналогии с текстом. Именно в этом смысле текст понимается как произведение. Первые два определения не требуют особых пояснений, но заметим, что в качестве текста могут выступать не только печатный лист, нотный стан со знаками, икона, гравюра и т. д., но и жилье, орудие, поступок... Последнее же определение (текст как произведение) требует объяснений. Текст, существующий сам по себе, вне автора и вне исследователя — это текст, понимаемый как «плоская» речь. Но как только этот текст попадает в руки любого исследователя (читателя), в нем «оживают» авторские контексты и рождаются, по мере изучения материала, контексты, принадлежащие исследователю. Рождается произведение, включающее не только текст, но и контекст как смысл, который вкладывает в него создатель и заново, «впервые для себя» открывает читатель. Произведение (будь то слово, действие, поступок, акт творчества и его предметное воплощение, событие, урок и т. д.) всегда несет на себе. отпечаток индивидуальности его создателя, это «след» человека в культуре, оно всегда адресовано читателю, следовательно, диалогично-и может быть понято им только в диалогичном общении. Так диалог становится центральным моментом культурного бытия человека, способом нахождения им человеческих смыслов. Человеческим инструментом этого поиска является гуманитарное мышление, то есть мышление о человеке как субъекте культуры. По Бахтину, «предмет» гуманитарного мышления специфичен — это человек, «осуществляемый» в тексте, в произведении. Поэтому всеобщая характеристика гуманитарного мышления, определение разума, по Бахтину, — в идее диалога с основной установкой не на познание «объекта», вещи, но на общение, взаимопонимание, обмен смыслами. Отталкиваясь от базисных координат бахтинской концепции —.культура, самодетерминация, личность, диалог, текст, произведение — и их интерпретации В. С. Библером, исходя из понимания гуманитарного мышления как всеобщего, мы полагаем возможным использовать эти категории в их взаимосвязи для проектирования образования, ориентированного на смысл и обращенного к человеку. С учетом этого нами определены основные ценности культурологического личностно ориентированного образования: — человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; — образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; — творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. Культурные функции личностно ориентированного образования. Образование — часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования. Важнейшая из них — гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога. Гуманитарная функция образования предполагает защиту и педагогическую поддержку каждой детской индивидуальности, выявление и совместное с ребенком решение от жизненных проблем средствами образования. Не менее важной является культуросозидательная функция (культурообразующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, куль- туросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры — в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Третьей важнейшей функцией образования является социализация, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о его нормальном, безболезненном вхождении в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как психика ее эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Определите причины, благодаря которым происходит общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов образования, возникновение «человека массового». Опишите его основные характеристики. 2. Установите связь между культурными смыслами образования и человеческими смыслами. 3. Определите значение и педагогический смысл национальной индивидуальности в современном воспитании. 4. Прокомментируйте ваше понимание утверждения: концептуализация инновационной образовательной деятельности. 5. Проанализируйте компоненты культурологического подхода в образовании. Какие новые отношения представляются вам невозможными. Объясните, почему. 6. Из каких компонентов складывается образ человека в контексте культуры? 7. Какие субъектные свойства определяют меру гуманности человека культуры? 8. Сформулируйте свое определение образа культуры. 9. Поясните, каким образом культура может проявляться в человеческом бытии, жизнетворчестве, духовности, свободе. 10. Продолжите перечень проявлений понятия «текст»: печатный лист, нотный стан со знаками, икона, гравюра, жилье, орудие, поступок..., поместив в него педагогические понятия. Что дает такое понимание текста? 11. Составьте примерную схему реализации культурных функций образования, коротко развернув каждую из них в, конкретные виды деятельности: а) учителя-предметника;. б) учителя — классного руководителя.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |