КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменологические ориентиры воспитания
Необходимость перехода учителя к работе в режиме самоорганизации требует возврата педагогике статуса науки о воспитании. Очевидно, что предмет такой науки не может замыкаться в рамках традиционного теоретического обоснования направлений воспитательной работы, методов воспитания, организационных форм этого процесса и т. д. В этом направлении накоплен огромный запас разработок, серьезное рассмотрение которых проявляет их недостаточность для дальнейшего развития науки и практики воспитания. Не уменьшая значение данных исследований, отметим важную, но до сих пор не замечаемую исследователями особенность современной воспитательной деятельности. Учителя не пользуются получаемыми в вузе педагогическими знаниями. Теоретический потенциал этих знаний не в состоянии оказывать влияние на принятие педагогических решений. Формировать же позицию педагога при наличии огромного количества методических разработок (к рекомендациям которых, а не к запасу полученных в вузе теоретических знаний и прибегает современный учитель) средствами педагогических дисциплин в их современном состоянии, весьма проблематично. Организация любой формы «воспитательных мероприятий» доступна каждому, имеющему возможность обратиться к соответствующей литературе. Вряд ли целесообразно готовить в вузе пользователя подобных изданий — система школьной жизни неизбежно приводит учителя к ним, безотносительно к уровню его теоретической подготовки. С позиций феноменологии, современное назначение педагогической теории, скорее всего, состоит не в объяснении педагогических явлений, а в их непредвзятом описании. Такой научный поворот позволяет рассматривать явление не с одной, а сразу с нескольких точек зрения, включая и точку зрения учителя. Таким образом, увеличивается количество возможностей для более эффективного решения педагогических проблем. Одновременно повышается и качество решения, поскольку в этот процесс включаются самые важные составляющие педагогической деятельности — личности учителя и ученика. Из современных наук о человеке наиболее соответствующий гуманистическому смыслу образования материал для человеческого понимания познания и поведения поставляет феноменология. Для организации воспитательных отношений гуманистической направленности основоположения феноменологии пока что не используются. Их перечень позволяет представить достаточно полную сеть ориентиров для перехода к самоорганизуемой воспитательной деятельности. Методологической предпосылкой перехода являются результаты исследований проблем образования, выполненные в разное время зарубежными и российскими учеными-феноменологами — Ю. С. Бродским, Н. М. Смирновой, М. В. Соколовским, А. Шюцем, дополненные результатами наших исследований. Феноменологическая («понимающая») социология предприняла попытку восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности «обыденного» сознания. Самое существенное в человеческой личности,что отли- чает ее от мира природных объектов — смысловая нагруженность, насыщенность интерсубъективными значениями, осмысленность, делающая человека и его мир собственно человеческими. Отнесенность к смыслам, запечатленным в формах человеческой деятельности, отличает явления природы от социальных феноменов поведения, воспитанности, обученности и т. д. Провозглашая смысловое строение социального мира главным объектом своего исследования, феноменологическая социология смещает фокус исследовательского интереса с социальных структур и институтов на характеристики живого человеческого опыта и способов межличностных коммуникаций на основе приписывания интерсубъективных значений. Главная задача феноменологической социологии — выявление базисных структур понимания в жизненном мире и описание способов субъективной ориентации в нем. Важнейший методологический императив — требование постоянного пояснения субъектом обучения собственных субъективных значений, т. е. вненаучных включений в исследуемое явление, приобретает значение связи между явлением и его субъективным пониманием посредством постоянной реконструкции обыденных значений, привносящих личностный смысл в 'изучаемый феномен педагогической деятельности. Новое для педагогики понятие актора позволяет поставить в центр внимания не единицы статистики, «массы», которой должна придаваться форма воспитателем, а личности учащихся, представленные своей неповторимой «самостью», как уже наличествующей субъектностью. Понятие игры успешно конкурирует с понятием целерационального действия в воспитании. Привлекательность игровых моделей в ситуациях моделирования воспитательных систем видится в том, что они позволяют отобразить вариативный, сценарный характер воспитательных процессов. Ключевым термином игры является не «осознанный выбор», а «Диапазон принятия решений», что уже в процессуальном оформлении учебных действий обуславливает 'необходимость подбора вариантов деятельностей, а не навязывание единственного решения. Различные подходы к феноменам «воспитание» и «образование» у славянских и романо-германских народов. В связи с этим представляется принципиальной ошибкой перенос на российскую действительность западноевропейского опыта, где воспитание — удел семьи и церкви, а образование _ школы. По утверждениям историков, в восточнославянских общинах реализовывался принцип интегративно-дифференцированного единства всех воспитательных сил общества. Этимология термина «воспитание» раскрывает путь духовного возвышения ребенка: древнерусское «възъпитание» — возвышенное питание; украинское «виховати» — извлекать спрятанное, свидетельствует не столько об адаптивном потенциале, прагматично эксплуатируемом в западноевропейской воспитательной традиции, сколько о духовно-ценностной воспитательной тенденции наших предков. Современные феноменологи выделяют необходимость дифференциации понятий обучения и воспитания. В качестве основного показателя рассматривается признак потенциальной бесконечности личности. По аналогии с актуальной бесконечностью в математике, бесконечность личности могла бы означать ее связь со всеми людьми, предметами, природой, космосом и т. д. В таком понимании личность становится как бы равной Богу (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк). При этом личность следует понимать безгранично открытой (ничем не ограниченной) для установления произвольных связей со всем окружающим ее бесконечным миром, для включения ее в этот мир. Вместе с тем, дидактические теории оперируют категориями конечного, означенного знания, одновременно представляя его как знание бесконечное и открытое. В воспитании существует обратная тенденция: от бесконечного к конечному, т. е. к конкретно-означенному, без чего воспитание утрачивает свой смысл. Но собственно воспитательный потенциал система будет иметь только тогда, когда в ней присутствуют элементы бесконечности, означенные в целях, критериях, ориентирах, способствующих собственно самовоспитательной деятельности сознания. Знание, особенно воспитательное, не может быть абсолютным, оно всегда открыто и предполагает рассмотрение и развитие наряду с ним и его противоположных сторон. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1 Почему феноменология рассматривается как один из вариантов придания воспитанию научного характера? 2. Поясните, какой педагогический смысл заложен в таком парадоксальном утверждении феноменологической соци- ологии, как «включение вненаучных значений в исследуемое явление»? 3. Дайте ваше объяснение, чем «осознанный выбор» отличается от «диапазона принятия решений»? 4. Какие новые ценности для понимания российской ментальности приобретает термин «воспитание» при феноменологическом анализе его национальной сущности? 5. Чем вызвана необходимость разделить понятие «обучение» и «воспитание»? Педагогическая ценность феноменологии состоит в том, что она возвращает «человеческое измерение» как основной метод познания в науку о воспитании и обучении. Благодаря ее специфическим принципам и методам, учитель, а не только ученый, получает возможность наиболее гуманно выстроить свое отношение к ценностям воспитания, а через их понимание — к ученику. В связи с этим появляется новый инструмент в педагогической деятельности: смыслопоисковый способ понимания и преобразования педагогических феноменов. Он определяет и новые, более «деликатные» грани педагогической культуры. Вместе с тем, такая педагогическая культура в гораздо большей степени требует подпитки из национальных ценностных источников, исследованием которых занимается педагогическая аксиология. Каждая национальная культура вносит в воспитание свои, зачастую неприемлемые в других культурах ценности. Для того, чтобы научиться выстраивать свою образовательную деятельность сообразно национальному характеру, будущему педагогу необходимо умение проникать в глубины ценностных оснований, обеспечивающих возможность самоорганизации российского педагогического менталитета. В связи с этим, содержание учебного материала должно помочь вам выработать решение о выборе гуманистической или принудительно-формирующей основ своей будущей профессиональной деятельности. Сделать этот выбор необходимо самостоятельно. Поэтому смысл вашей работы с прилагаемым содержанием состоит не в том, чтобы принудить к выбору или поставить в ситуацию безальтернативности, а в том, чтобы вы самостоятельно могли понять его нравственную сообразность как общечеловеческим, так и специфически российским представлениям о ценности и назначении человеческой личности. Глава 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКСИОЛОГИИ.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |