КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аксиология национальной прочности
Необходимость противостояния, как национальная черта, имеет позитивный и негативный ценностный потенциал. С позиций российской аксиологии — это наиболее весомая позитивная нравственная характеристика. Она сформировалась благодаря историко-географическому положению России и отведенной ей Богом миссии. С позиций евро-американской аксиологии противостояние — это грех неповиновения, гордыни, препятствующий вхождению того или иного народа в царствие Божие на Земле, т. е. в прижизненное благополучие, средствами созданной человечеством цивилизации. Для определения необходимой меры противостояния, как способности нации к самосохранению, т. е. к сохранению сво- ей самобытности, следует вновь обратиться к философской школе российской аксиологии. Очевидно, что евро-американские ценности смыслотворчества, самореализации, рефлексии, критичности, построения жизненной стратегии и т. п. имеют разночтения в контексте российских ценностных ориентации. Более того, они во многом чужды российской ментальности. Однако как в настоящем, так и в будущем попытка обойти их, сославшись на это обстоятельство, приведет к новому -витку изоляционизма. Повторение педагогической обособленности в условиях экономической зависимости России от Запада будет означать возобновление отношений эпохи «железного занавеса», что уже по определению представляется абсурдным. Вместе с тем, в российском менталитете присутствует достаточное количество косвенных оснований, зачастую ценностно не означенных,-которые могут способствовать более эффективному вхождению россиян в контексте цивилизации. Феномен сознания, сопротивляющегося внешним воздействиям, известен в философии и психологии как «феномен неадаптивной активности» (В. А. Петровский). В концепции А. Г. Асмолова личность трактуется в аспекте преодоления субъектом отживающих свой век норм и традиций, шаблонов и релей, предписанных ему обществом.
Обосновывая непривычную для отечественной науки теорию психологии субъективности, В. А. Петровский отмечал,. что деятельность чаще всего отождествляется с конструктивной направленностью творчества. Однако объективно в ней присутствует и деструктивная тенденция, ведущая к отрицанию тех ограничений, которые лежат в фундаменте конкретного вида деятельности. Наличным формам деятельности как бы сопутствует их двойник — негативная «снимающая» активность субъекта. Она образует невидимую сторону деятельности. Поэтому существует путь имплицитного устранения стесняющих мышление установок. Этот путь и приводит личность к отрицанию элементов-заданности, предсказуемости, линейности своего самоопределения. Личностные ценности опыта имеют в России специфическую основу неадаптивности, сопротивляемости внешним установкам. Они определяют ту вторую, «деструктивную» сторону мотивации, которая опосредует перевод общественных ценностей в опыт личностного понимания и принятия их смысла. Проблема такого «перевода» внешнего во внутреннее, т. е. проблема интериоризации объективного в субьек- тивное на уровне образования смыслов составляет предмет исследования во всех современных философских школах, развивающих идеалистическое направление. Итальянский философ и социолог М. Полани установил возможность использования технократизма как инструмента экономической политики, базирующегося на ценностях научной рациональности и технической экспертизы. По его мнению, использование технократизма на определенном этапе эффективно способствует решению важных проблем экономического развития.
Ценности «очеловечивания» научной рациональности органично вписываются в многовековой контекст Западной культурной традиции, где главной ценностью является человек. Позиция М. Полани оправдана культурно-историческим контекстом европейской цивилизации, где ценностно-мотивированный «человеческий» фактор подкреплен столетиями обращения массового сознания к приоритету личности, а не обстоятельств. Традиционная ценностная ориентация российского менталитета, представленная в русской философской мысли, несколько иная. В философских течениях всеединства, русской идеи, евразийства и др. огромное значение придавалось «тонким» методам исследования, позволявшим проникнуть к основаниям и механизмам российского характера. Именно там, в скрытых от губительного воздействия европейского «рацио» глубинах, происходила совершенно иная, чуждая прагматике Запада смыслотворческая работа души русского человека. Не случайно Н. С. Трубецкой, подчеркивая необходимость и плодотворность для России следования западной экономической модели, одновременно осуждал космополитизм и интернационализм как неприемлемые для России формы «ложного стремления к общечеловеческой культуре». В соответствии с концепцией Н. А. Бердяева, большевизм, как олицетворение нигилизма, победил в России потому, что русские не смогли принять новоевропейский гуманизм с его формальной логикой, «секулярной серединностью». В силу радикализма русского духа большевики оказались ближе к народу, чем либеральные интеллигенты. Коммунизм, по Бердяеву, в силу той же радикальности будет побежден, но не материально, а духовно, посредством свойственной русскому характеру устремленности к покаянию за «грехи радикальности». В весьма обобщенном виде российскую аксиологию можно представить апеллирующей к приоритетам всеединства, симфонической личности, антиномичного радикализма, интуиции. Данные приоритеты придают не столько субъектную, интернальную, сколько объектно-экстернальную направленность действию личностных структур национального сознания, присутствующих в переживаниях критичности,мотивирования, рефлексии и т. д., определяя их гораздо более-гуманистическую, человеческую сущность.
Специфика российского менталитета состоит не в приверженности стадному инстинкту, на чем настаивают национал-коммунистические интерпретаторы перечисленных ценностей, а в гораздо большей, по сравнению с европейской, способности субъективировать объективные ценности человеческого сообщества под знаком доверия высшей воле и разуму. Открытость к их принятию, отзывчивость.к внешне идеальному, способность принять идеальные ценности на уровне личностно значимых оборачиваются в онтологической ретроспективе наивной буквальностью, доверчивой прямотой их восприятия. Детская простодушность, вера в управляемость земной справедливостью божественным провидением определяют возникновение цепочек регулярно повторяемых и нарастающих разочарований, разуверований. Отсюда произрастают бесчисленные сектантские расколы,. обращения к антиценностям обманутой души — бунтарскому самоистребляющему протесту, бросающему русского человека из крайности смиренческой аскезы в крайность буйства разрушения и вновь возвращения к покаянию. Но гуманность российской личностной направленности «вовне» определяется не навязанными пасторами католичества, протестантства и т. д., т. е. воспитанными посредством заучивания смыслами соответствия христианским заповедям, а культуросообразной традицией следовать освященной божественным смыслом ценности самоотдачи, жертвенности, в том самом буквальном смысле, который утвердил своим спасающим, но не спасшим человечество, подвигом Христос. В соответствие с концепцией этногенеза Л. Н. Гумилева, русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Поэтому, как бы мы ни старались воспроизвести европейские формы жизни, мы не сможем добиться благосостояния и нравов, характерных для Запада, который принадлежит другому суперэтносу. Скорее всего, платой за попытку вхождения в состав западноевропейской цивилизации станет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция.
Потенциалы развития России, в том числе образовательные, не могут быть заимствованы ни на Западе, ни на Востоке. Они связаны с исторически-культурной традицией самой России и участвоваших в ее формировании народов. Все более очевидным становится тот факт, что не умиление российской ценностной спецификой и не «перековка», «перевоспитание» ее в угоду западной аксиологии составляют педагогический аспект гуманизации российского образования. Его основой становится умелое задействование как положительных, так и отрицательных ценностных ориентации российской ментальности. Объективный дух, составляющий основу ментальности, как совокупность возможных характеристик понятия «народ», проявляется в общем духовном достоянии, к которому относится (наряду с господствующей моралью) и традиционная форма воспитания. Оно проявляется и там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в принятии и суждении — в сфере логического (Н. Гартман). Логическое — это только одна из частей, наряду с интуитивным составляющих основу сознания и познания. Различные уровни выраженности интуиции, как способности не только «схватывать» сущность явлений, но и постигать их во взаимосвязи, охарактеризованной А. Бергсоном как «способность устанавливать непосредственный жизненный контакт всего со всем» составляют наиболее гуманную часть ценностных ориентации. Степень умелости задействования «сензитивных» российскому менталитету ценностных ориентации в педагогической. деятельности возможна при весьма высоком уровне культуры преподавателя. Следовательно, речь должна идти о понимании учителем как позитивных, так и негативных национальных ценностей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |