КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские основания российской духовности
Аксиология (теория ценности) появилась в России в конце XIX в., почти одновременно с немецкой аксиологией, оформившейся в новую философскую дисциплину после публикации в 1864 г. Р. Лотце сочинения «Микро-космос». Так же как европейская, российская философская мысль уже в течение XVII—XVIII вв. теоретически подготавливает научное осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий, его определяющий — истина, добро, красота, польза, священное. Однако уже в Творчестве Ф. М. Достоевского (1821—1861 гг.) обнаруживаются первые расхождения: то, что западноевропейская философия называет «ценностями», он именует «святынями» — воплощением идеала. Дефиниция заключается в понимании термина: в немецкой философии ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к нему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Понятие «святыня» выше по значению и влиянию. Оно определяется не чувствами, а сущностью бесконечной полноты божественного величия, следовательно, внутренней потребностью поклонения и безусловной внешней заданностью. Подтверждение этому обнаруживается в более поздних специальных аксиологических исследованиях. В. С. Соловьев (1853—1900 гг.) определяет «ценность» как "безусловное» значение, как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей. Для ценностно-этической характеристики вводится понятие «достоинство». «Достойное бытие» понимается как идеальное, должное, «нормативное», но в отличие от И. Канта и неокантианцев «достойное» бытие у В. С. Соловьева выступает как преодоление «тяжелого и мучительного сна отдельного эгоистического существования в мире иллюзорном и неподлинном». Бессмертие отдельной, эгоистичной, противопоставляющей себя всем другим души (по В. С. Соловьеву) невозможно. Грех «индивидуации» — в самоутверждении отдельной личности; спасение души — в освобождении от индивидуального существования, в единении с «душой мира». Трагедия человеческого бытия заключена в противостоя- нии двух религиозных метафор: утверждении восточным миром «бесчеловечного бога» и западным миром «безбожного человека». Преодолеть этот разрыв призван народ, свободный от всякой исключительности и односторонности. Эти свойства принадлежат «племенному характеру славянства и, в особенности, национальному характеру русского народа». Предназначение России — объединить распавшиеся стороны и воссоединить Бога с человечеством. В качестве ценностей, как «естественных корней нравственности», В. С. Соловьев определяет чувства — стыд, жалость, благочестие, т. е. личные ценности, выводящие человека на связь с «племенной душой мира». Фактически вся российская религиозная философия конца XIX начала XX века—С. Н. и Е. Н. Трубецких, Н. О. Лосского, Франка, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Карсавина и др. развивалась под знаком идей В. С. Соловьева. Но значение «святынь» имперсонализма, общности, единения с «душой мира» и др. воспринималось и трактовалось испытавшими его влияния философами далеко не однозначно. В частности, Н. А. Бердяев, утверждая, что только божественным ценностями могут подчиняться ценности человеческие, определяет абсолютную ценность человеческой личности (проявленной индивидуальности) как самоцели. Главная проблема философии Н. А. Бердяева (1874— 1948 гг.) — смысл существования человека и в связи с ним— смысл бытия. "Его философия познает бытие из человека и через человека, а смысл бытия обнаруживается в смысле собственного (личностного) существования, которое возможно в двух оппозиционных формах: подчинения экстериоризованной негативной объективации, как бегство (спасение от реальности), приспособления к подавляющему личность объективному миру или на путях творчества (активного переустройства мира культурой), в процессе которого происходит интериоризация, направление духа на самого себя, т. е. миру подлинно сущему, к царству свободы. Главная ценность бытия (по Бердяеву) состоит в активном самостроительстве личности, в достижении его посредством соучастия в Божественном творчестве богоподобия человека и в очеловечивании Бога. Только личное творчество позволяет человеку вырваться из-под знака объективации» — отчужденности личности, поглощенности личного общим, господства необходимости, де- терминации извне, приспособления к массивности мира, социализации и т. п. — в целом — из-под господства коллектива, где положение человека опосредовано безличными нормами и законами, исключающими «свободную интимность», а отношение человека к человеку определяется через его отношение к коллективу. Процесс субъективации определяет возможность преодоления антигуманной объективации и ее ложных центров, ставших целями средств человеческого бытия — техники, науки, посредством возврата.в христианство утраченной им гуманистической установки на творческое начало, «самобытные силы» человека. Главная катастрофа, по мнению Бердяева, — дегуманизация личности посредством ее технократизированной объективации (социализации, коллективизации). По географическим, историческим и религиозным обстоятельствам в спасении человечества от грозящей катастрофы особая роль отведена России. Русский народ, в силу противоречивости своего психологического склада, поддавшись буржуазным началам западной цивилизации (марксизм, коммунизм, рационализм, атеизм), тем не менее, в грядущий постсоветский период объединит восточное (религиозное) и западное (гуманистическое) начала истории. Для Л. М. Лопатина (1855—1920 гг.) необходимо говорить о нравственном смысле жизни при основоположении идеи свободы волн как исходной. Сама идея свободы воли предполагает всепроникающую творческую активность. Но в свободе присутствует и необходимость — нравственный смысл жизни, т. е. состояние, когда достигаются подлинные самоопределение и самодеятельность личности, без чего духовная, нравственная жизнь невозможна. Главная ценность — внутреннее достоинство личности: жизнь человека не ограничена временными рамками, она спроецирована в вечность и это обеспечивает основания для нравственного творчества, которое органично связано с идеей бессмертия души, в чем и состоит необходимость разрешения проблемы смысла жизни для человека. Определенность, достижимость «земного» счастья, по мнению В. В. Розанова (1856—1919 гг.), обуславливают переориентацию человеческой души с высших ценностей на утилитарные, на стремление к наслаждению. По идея земного счастья, как ценности, лишает человека «какого-либо руководящего света», и поэтому она опасна, как уводящая от более высоких самоценностей — справедливости, долга, красо- ты, истины, пребывающих в изначальных, вечных и безусловных представлениях. Страстное желание счастья может послужить стимулом к забвению абсолютных нравственных и духовных ценностей. Духовная сила христианства — в обращении человеческой души на ценности вечные, а не относительные. В качестве относительных антиценностей Розанов определяет чудо, тайну, авторитет, «освобождение от свободы» посредством передачи своей воли и сознания более развитым личностям. Все это, по его мнению, уловки, иезуитский способ «устроить судьбы человечества на земле, воспользовавшись слабостями человека». Антиценность идеологии общего блага, всеобщего счастья, но уже с позиций их пагубности в варианте насильственного принуждения рассматривает К. Н. Леонтьев (1831—1891 гг.): «человечество XIX века как будто отчаялось совершенно в личной проповеди, в морализации прямо сердечной и возложило все свои надежды на переделку обществ, т. е. на некую степень принудительного исправления». Лично с себя человек как бы снимает ответственность: он отвечает за мир, за общество, но не за себя — демократический и либеральный прогресс верит больше в исправность всецелого человечества, чем в нравственную силу лица» (8). философские поиски российских мыслителей концентрировались вокруг традиционной для гуманизма идеи — всеединства, выражаемой в категориях цельности и соборности. Суть всеединства — взаимопроникнутость и раздельность образующих мировое бытие частей, их тождственность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. Специфика российского осмысления всеединства — определение категории любви в качестве внутреннего принципа, созидающего и скрепляющего его. Сугубо российский характер содержит обоснование С. Л. Франком (1877—1950 гг.) гносеологического принципа единства предметного «доступного» и недоступного (интуитивного) знания, пребывающих в отношениях опытной данности и одновременно трансцендентности субъектов предмету познания. Целостность доступного и недоступного определяется выражением предметного знания в суждениях и понятиях, а недоступное — предмет самоконструирования личностью так называемого значения-переживания, знания-общения, знания-понимания. Выделенные С. Л. Франком два основных рода бытия — действительность и реальность определяют специфически русскую соотнесенность внутреннего мира личности (реальности, ее сознания и самосознания) с мирами действительности и реальности других личностей. Реальность, по Франку, не есть замкнутая в себе, обособленная сфера внутренней жизни человека. Ей присущ момент трансцендирования — выхождения за пределы своей личности, проявляющейся в психической жизни как самосознание, в опыте общения — как «мы» и «ты», в нравственности «как совесть, в познании — как интуиция. Человек преодолевает свою субъективность, конечность посредством обнаружения глубинного родства с единственно возможной безусловной реальностью и абсолютной ценностью Бога. Российский гуманизм Франка более гуманен, чем совокупный гуманизм западной философии, поскольку раздвигает рамки эгоистического «я», определяя, что человек укоренен в мире, а тайны мира заключены, прежде всего, в человеке; мир очеловечен, и его невозможно постигнуть вне человека. Бог в нас самих, Бог с нами, являясь нам в общении с ним. В основе социальной жизни заложены духовные ценности — солидарность, любовь, служение. Рассматривая русскую идею, с точки зрения философского осмысления российского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее религиозного наследия п будущности, путей соединения народов и преображения человечества, невозможно прийти к обобщающему и однозначному выводу. Каждый философ вносил свое, зачастую противоположное другим, видение значения России. Тем не менее, достаточно общим местом в творчестве российских философов является обращение к человечной (гуманной) сущности русского характера, который в силу своей открытости податлив как позитивным, так и негативным влияниям. Эта открытость (доверие, непосредственность) образует основу для возникновения не имеющей аналогов в мировой философии фигуры симфонической личности, как синонима единства, активной «стяженности» элементов объективного целого. Личность индивидуальна лишь в своем стремлении к состоянию симфоничности, т. е. к слиянию человеческого и вечного бытия в акте познания. Мир очеловечивается посредством отдельных неслиянных и одновременно слитых человеческих личностей. Поэтому окружающему миру приписываются личностные качества, но качества преобразованные. Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется в знании. Концепция симфонической личности Л. П. Карсавина (1881—1952 гг.) и Н. С. Трубецкого (1890—1938 гг.) снимает проблему принципиального противопоставления объекта субъекту, поскольку единство личности и бытия утверждает личностные характеристики неодухотворенных элементов этого единства. Важнейшим процессом при этом является самопознание — и как основа для восхождения твари к Богу через постижение себя и своей сути, и для активного переустройства национального бытия. Мир мыслится как всеединая человеческая личность. Смысл и назначение личности — в движении к совершенству посредством осознания себя в качестве свободного осуществления высшей личности. Идея абсолютной полноты бытия, вытекающая из мысли В. С. Соловьева о возможности познавательной соборности человечества, определяет одновременно и невозможность ее порождения человеком только из себя. Интимное внутреннее единство человечества имеет своей основой стремление личности к абсолютной полноте своего бытия, а через нее к полноте мирового бытия. Безустановочный, смыслоориентированный характер российской философии, вместе с тем, способствовал и способствует возникновению спекулятивных теорий, как в националистических философствованиях, так и в педагогических построениях псевдогуманистической ориентации. Вульгарное толкование идеи всеединства симфонической личности, как некоего внеличностного, коллективистского начала, послужило основанием для политико-педагогических спекуляций. Эта и другие концепции стали использоваться в качестве «знаковых фигур» в идеологиях черносотенства и коммунистического коллективизма, при обосновании современных концептов Русского национального единства, объединения «Держава», Народно-патриотического союза и т. п. Это связано с тем, что даже в современных исследованиях сохраняется советская ориентация на идеологический заказ. Некоторые ученые, анализируя, в частности, философское наследие Л. П. Карсавина, сознательно приписывают ему обоснование идеи о вторичности, подчиненности индивида примату коллективного, об отсутствии в симофонической личности собственного и подлинного бытия. Вместе с тем, момент самопознания, как исходный момент очеловечивания личности, по Карсавину, способствует тому, что «в социально-симфонической личности всякая индивиду- альная личность целиком пространственно определяется по отношению ко всем другим, так, что любой ее момент противостоит им в качестве ее самой» (7). Очевидно, что проблема состоит не во вторичности, а в способах преодоления' личностью своего несовершенства посредством познания инобытия (т. е. окружающего мира), что совершенно не означает в концепции Карсавина необходимости подчинения личного общественному. Упрощаясь до уровня обыденного сознания, как это произошло при недоброкачественном анализе творчества Л. П. Карсавина, первоначальная философская идея утрачивает не только свои смысловые оттенки, но и приобретает противоположный ей смысл. Таким образом, возникают многие методологические подделки, негативно влияющие и на ценностные основания воспитания. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какое значение для педагогики приобретает российская особенность понимания ценности, введенная Ф. М. Достоевским? 2. Как вы понимаете абсолютную ценность человеческой личности (проявленной индивидуальности) как самоцели (Н. А. Бердяев) в контексте гуманизации российского образования? 3. На каком основании В. С. Соловьев определял, что-предназначение России — объединить распавшиеся стороны (мира) и воссоединить Бога с человечеством»? Приведите исторические подтверждения (опровержения) этого утверждения. 4. Наличие каких личных ценностей отличает ментальность россиянина от других национальных ментальностей? Влияют ли эти ценности на отношение к России в целом со стороны и каким образом? 5. Каким образом устанавливается связь между человеком и Богом в этике творчества Н. А. Бердяева? Насколько она, по вашему мнению, соответствует российскому воспитательному идеалу, российскому пониманию духовности? 6. Чем объясняется негативное отношение Н. А. Бердяева к идеологии коллективизма? Какое педагогическое значение приобретают, в связи с этим, данные им определения смысла бытия и личности в бытии? 7. Дополните модель аксиологии Бердяева «личность=творчество» определениями из исследований других филосо- фов. Какой образ личности (воспитательный идеал) вырисовывается в качестве национальносообразного? 8. Какими причинами обусловлен «педагогический аскетизм» В. В. Розанова? Почему ценности чуда, тайны, авторитета и др. отнесены им к педагогическим антиценностям? 9. Можете ли вы согласиться с утверждением, что «российский гуманизм С. Л. Франка более гуманен, чем совокупный гуманизм западной философии»? Обоснуйте свою позицию с педагогической точки зрения. 10. Поясните, как вы понимаете педагогическое значение российских феноменов открытости, доверчивости, непосредственности, антиномичного радикализма и др. 11. Какой педагогический смысл заложен в определение «познавательная соборность человечества» (В. С. Соловьев)? 12. Какие последствия для педагогики может повлечь недоброкачественный анализ философских концепций?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |