КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология ценностей воспитания
Ценностные точки нравственной опоры. В отличие от животных, человеку свойственно искать опору для своего поведения не в «естественных» инстинктах, а в нравственном (духовном) слое своего сознания. В связи с этим ученые выделяют феномен «нравственного инстинкта сознания». Он определяется различными уровнями духовности личности, которую связывают с меняющейся к окончанию эпохи Рыб (конец XX — начало XXI вв.) космической энергетикой. Его наличие обуславливает способности к интеллектуальному росту тех людей, которые идут навстречу своим скрытым духовным потребностям, тем самым усиливая способности к преодолению животных инстинктов. Отсутствие этого инстинкта, свойственное низкообразованным в духовном смысле людям, под влиянием этих энергий, наоборот, усиливает такие качества незрелых душ, как раздражительность, нетерпимость, агрессивность. Отсюда — рост преступности, военные конфликты. Все серьезнее становится внутренний дисбаланс, и, как следствие, серьезные болезни, эпидемии, массовые психозы. Духовные потребности могут быть воспитаны, вернее— востребованы и самоорганизованы самим человеком. Но все более востребованным образцом массового поведения становятся животные, а не человеческие инстинкты. Точки опоры, необходимые для нравственного роста личности, по-разному представлены в основных философских концепциях XVIII—XX веков. Со времен И. Канта, который, пожалуй, одним из первых философов предвосхитил гибельность продвижения человечества к технократической цивилизации, эти «точки» постоянно обогащались. Наибольшая их концентрация, соответствующая национальным особенностям российского менталитета, отражена в российской аксиологии. Для упорядочения нравственных опор-ценностей необходим специальный методологический инструмент, ориентирующий и личность учителя, и личность ученика на особый метод познания. Своеобразную методологическую «решетку», помогающую личности выработать (самоорганизовать) стратегию своего развития предлагает педагогическая феноменология. Преобразование аксиологических и феноменологических позиций в модели самоорганизуемого личностью поведения может состояться благодаря действию синергетических принципов и механизмов, в открытой форме представляющих логику возникновения порядка из хаоса. Общие ценности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием ее полноценного бытия. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, а для другого — малую или вообще никакой. Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности — это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. В соответствии с философской концепцией И. Канта существует различие представлений о должном (ценностях, нормах) и представлений о существующем. Мир должного как бы достраивает мир существующего, поэтому действие невозможно без включения его в структуру должного. Должное, или категорический императив, императив нравст- венности — это общезначимое нравственное предписание, в. противоположность личному принципу, правило, выражающее долженствование (объективное принуждение) поступать так, а не иначе, добровольно принимаемое личностью Категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает норму и принцип,, которым нужно следовать в поведении. Этика долга дает не теоретическую, а практическую уверенность в свободе морального поступка, в бессмертии морально поступающего лица, дает уверенность в Боге, как гаранте моральности и награды за нее, поскольку в земной жизни человек не имеет права на вознаграждение за свою моральность. Эти три убеждения Кант называет «практическими постулатами» Бога, свободы и бессмертия. Согласно М. Шелеру (1874—1928 гг.), всякое познание ценности есть акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей: они тем выше, чем менее «делимы» и чем глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными являются ценности «приятного» или «материального блага», связанные с удовлетворением преходящих ценностей и потребностей человека и которые наиболее «делимы». Человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полалагает ценность. Если мотивы деятельности задаются не ценностью, а ситуацией, то мир ценностей внеличностен и определяется низкими потребностями. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценностей, антиценность), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. Так, ценность категорического императива Канта состоит в том, что как моральное поведение он всегда является формальным законом. Этот закон не предписывает что человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Иными словами, категорический императив как бы задает мышлению метод, благодаря которому человек использует свой интеллект для осознания нравственности (или безнравственности) своего выбора. Личностные ценности. Один из первых феноменологов, Н. Гартман, обосновал понятие личностная ценность. Помимо всеобщей значимости человеческих поступков в них при- сутствует нечто собственное. Это то, что на месте конкретного человека никто другой не мог бы и не должен был бы делать. Таким образом, появляется понимание личностного, как принадлежащего только личности, носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания. Сознание руководствуется чувствами, когда извлекает заданные ему природой наборы ценностей. Эти наборы достаточно традиционны. Привычные "ценности образования, труда, творчества, свободы, профессионального идеала, пополняются гуманистическими — ценностями сознания, смысла, выбора, демократии, личной производительности, частной собственности и т. д. Общие ценности становятся личностными при включении деятельности сознания ненасильственным способом. Человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает осмысленную ценность. Если мотивы деятельности задаются не осмысленной ценностью, а только интуитивным, эмоциональным решением, то мир человеческих ценностей утрачивает связь с личностью. Он становится внеличностным и определяется низшими потребностями. Значение осознания, придания смысла какой-нибудь ценности не является абсолютной ценностью так же, как неабсолютна ценность эмоций. Тем не менее, они прочно связаны со смыслами, которые, в свою очередь, даны человеку изначально, т. е. являются знанием, существующим до познания, присутствующим в подсознании и проявляемым эмоционально — это предзнание, определяющее человечность человека. Феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество дознаниевых (априорных) элементов. Сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценностей, которая и превращает их в желаемое. Поэтому бытие какой-либо вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не интеллектуальном акте. Более того, существует чистая априорная ценность: «эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, желание — также обладают изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое утверждается этикой совершенно независимо от логики»,— утверждал М. Шелер. Вместе с тем, такие ценности, как образование, труд, творчество, свобода, выбор, личная производительность част- :276 ная собственность, культура, гражданское общество, справедливость, порядочность, самоактуализация, личностный' смысл и т. д. не могут быть продуктом только эмоционально-априорного опыта личности и составлять основу ее оценочных отношений. Они представлены в сознании в виде своеобразного эмоционального кода, иногда проявляясь в интуитивных озарениях. Однако для того, чтобы ценности стали достоянием и саморуководством сознания, они должны пройти через процесс придания смысла. Ведущим критерием познания, по Канту, признаком его истинности или ложности может быть только целостная соотнесенность внешне-чувственного и субъективно-смыслового,. присутствующая в любом явлении. Нравственность позитивного ноумена, т. е. внутреннего смысла, порождается только в переживаниях сознания субъекта познания. Но она и регулируется тем, что стремления, воля и действия любого человека согласуются со стремлениями, волей и действиями всех членов общества только на добровольной и самодеятельной основе. Критерий добровольности определяет ненасильственный, не навязываемый учителем, а принимаемый учеником на основе понимания способ проникновения в смысл явления. Добровольность определяет и критерий самодеятельности, как возможность творческого переосмысления различных вариантов предлагаемого знания. Сушностные проявления высших личностных ценностей, как духовных потребностей человека — любви, творчества, стремления к идеалу и т. д. обобщены А. Маслоу в своеобразную иерархию ценностей. Существуя в виде врожденных, ценности-потребности выстраиваются по нарастающей сложности; от физиологических потребностей — к потребностям в безопасности — в любви и привязанности — в признании и оценке — к потребности в самоактуализации, т. е. реализации духовных способностей и талантов. Самоактуализация понимается как «рост изнутри», т. е. самоорганизация личности в мире реализуемых ею ценностей. Предложенную А. Маслоу «ценностную лестницу потребностей» можно представить как данную природой человеку возможность к соединению чувственного и смыслового опыта. Ее можно представить и как необходимость восхождения от чисто эмоционального мира детского восприятия ко «взрослому» восприятию мира человеческих смыслов. В. Франкл показал, что ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. Они выступают как смысловые универ- салии и составляют три основных класса, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной. Это ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего — любви) и ценности отношений (в первую очередь — педагогических). Источником ценностей являются: мир «десяти тысяч уникальных ситуаций» и совесть человека как «смысловой орган», способный отыскать уникальный нравственный смысл в каждой ситуации (14). Разрушающее личность устремление к технократически целесообразным действиям и, как следствие, замкнутость в мире «полезного», «правильного», оторванность от духовных ценностей заставляют ученых обращаться к тому, что самоценно в личности — к ее внутреннему миру. B связи с этим, усилия гуманистической педагогики направлены не на функциональную, а на экзистенциальную сущность человека, т. е. на то, что служит его самораскрытию: в творчестве, поскольку несет в себе шифр его нравственного предопределения. В соответствии с логикой естественно-научного материализма основа правильности действий человека лежит за пределами его сознания, т. е. задается объективной внешней средой, которая и определяет отношение сознания к ней. Следовательно, правильность и истинность, т. е. то, что и как надо делать, что выбирать, обусловлены объективным (социальным, общественным) требованиям. Логики и философы идеалистического направления видят основы правильности в самом мышлении и в природе рассудка. Определение правильности или неправильности человеческого поведения в гуманистической философии выводится по единственному критерию: из степени соответствия нравственным нормативам, предписанным Богом. Эта зависимость, которая связывает человека с Богом, воспринимается личностью как единственно возможная и необходимая несвобода. Поэтому попытки взять за основу самореализации личности какие-либо «функциональные», «универсальные» другие внешние основания — антигуманны. В связи с этим, уместно вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо: «Так как противоположное всякому ложному положению есть истина, то число истин также неисчерпаемо, как и число заблуждений». Но истина укоренена в сознании человека, она — от Бога, а поэтому — единственна и абсолютна, когда человек поднимается до ее понимания. Понимание истины возможно при переживании человеческим соз- нанием нравственных нормативов, определяющих возможность ее реализации, но только — в «авторском» исполнении" самим человеком. Однако «исполнение» далеко не всегда соответствует «предписанию». Поэтому процедура извлечения ценностей обращена не к тому, что надо и не надо делать, а к регулированию переживаний сознания ценностей самоопределения, свободы, выбора и др. По мнению Э. В. Ильенкова, философ будет искать разгадку «структуры личности» в пространстве вне органического тела индивида и именно поэтому, — во внутреннем пространстве личности. В соответствии с такой парадоксальной ориентацией будет справедливо предположить, что самая главная личностная ценность человека — это его душа. Она руководит сознанием, превращая его в личностное или безличностное, в зависимости от умения человека адаптироваться, т. е. растворяться в обстоятельствах, мимикрируя и подчиняясь им, или противостоять среде в активной творческой неадаптивности, ведущей к «подчинению среды исходным интересам субъекта» (В. А. Петровский). Обобщенное философское понимание души — это совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности — чувств и стремлений. Герберт Спенсер в 1855 г. разработал учение о душе, т. е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. Более поздние исследования (Л. Клагес, М. Паладьи и др.) определяют, что переживания, носителями которых является полная жизнь, представляют собой непрерывный процесс. Напротив, духовные явления в человеке (сознание, мышление, воля) прерывны, вневременны и невидимы. Гештальттеория привнесла в трактовку души ее способность формировать образы — гештальты, которые продвигают высокоразвитые структуры сознания к завершенности, целостности, единству. Наиболее значимая для перевода внешнего значения в субъективный смысл — категория внутреннего. Она рассматривается в философии как склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, впитывать, принимать их; наделяя их смыслом, включать в круг ценностей; обнаруживая их сущность, делать привлекательными или способными возбуждать интерес. Внутреннее принятие — это особая форма усвоения, которая отличается от умственного постижения или понимания тем, что она стремится оценить все явления по достоин- ству. Явления стоят в одном ряду с человеком, который, благодаря такому усвоению, не видоизменяет (в каких-либо целях), не подделывает, не улучшает и вообще не насилует их существа. Внутреннее — это физическая потенция высшего ранга, так как подготавливает для духа путь к истине. Эта способность, данная человеку в виде задатка, определяет его добровольное повиновение, отдавание себя чему-либо, любовь к кому-либо. Содержание души, как личностной ценности, состоит из нравственных задатков — кодов, заданных всему Человечеству в едином ключе, но по-разному декодируемых. Дешифрация задатков, превращение их в саморуководство к действию, поступку — это удел культуры и образования, которые у каждого народа имеют свои особенности. Каждая из ценностей нуждается в уточнении посредством проведения с ними ряда феноменологических, аксиологических и синергетических операций прежде чем превратиться в эффективный механизм нравственного самоопределения. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Возможна ли связь между «нравственным инстинктом сознания» и образованием? Если возможна, то какими условиями она должна определяться? 2. Почему для развития нравственного слоя сознания педагогическая феноменология обращается к опорам-ценностям, а не к методам прямого воздействия на сознание? 3. Какое значение для гуманистической педагогики приобретает взаимосвязь между категориями должного и существующего, устанавливаемая феноменологией? 4. Почему ценности «приятного» или материального блага считаются наименее долговечными? 5. В чем состоит педагогическая ценность категорического императива Канта с точки зрения гуманизма? 6. Определите возможные сферы применения категорического императива в воспитательной деятельности учителя, 7. Что означает понятие «личностная ценность» с точки зрения педагогической феноменологии? 8. Проиллюстрируйте на примере конкретной педагогической ситуации, каким образом общие ценности могут стать личностными. 9. Поясните, в чем состоит педагогический смысл феноменологического парадокса: эмоциональное определяет цен- ность сознания/но чтобы ценности стали достоянием и саморуководством сознания, они должны пройти через процесс придания им смысла. 10. Почему критерий самодеятельности рассматривается как возможность творческого переосмысления различных вариантов предлагаемого знания? L1. Почему совесть человека названа Франклом смысловым, а не эмоциональным органом? 12. Завершите логическое построение: логики и философы идеалистического направления видят основы правильности в самом мышлении и в природе рассудка. Следовательно, человек... 13. Какой вид душевной активности (адаптивная или неадаптивная) наиболее соответствует общечеловеческим нравственным предписаниям? Поясните свой выбор. 14. Чем отличается внутреннее принятие от умственного постижения или понимания? Какое значение для педагогики приобретает это отличие?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |