КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич)
Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что учитель может принимать педагогические решения, руководствуясь «подсказками» особым образом развитого сознания. Данный вид творчества — наиболее специфическая черта именно российского учительства. Его наличие обусловлено комплексом исторических, этнических, природных и этических факторов, что позволяет рассматривать его как национально и культур несообразную личностную. характеристику россиянина. Идея о приоритетной роли личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации достаточно полно разработана в феноменологических и синергетических исследованиях сложных неравновесных систем (Р. Г. Баранцев, Е. Н. Князева, И. Пригожий, Г. Хакен, С. С. Шевелева и др.). Она базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т. е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание учителя, и образование, которому необходимо стать частью деятельности сознания. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустой-чивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями, сознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии (полное подчинение условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности) или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации (неадаптивная активность как основа саморазвития и самореализации личности). Потенциал самоорганизации свойствен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национальносообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать («принимать близко к сердцу») происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни в течение м'ногих столетий. Не является исключением и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости, тем самым соответствуя предмету синергетики. Рассматривая данную ситуацию с позиций науки о самоорганизующихся системах — синергетики, достаточно легко обнаружить в ней педагогическую перспективу. Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации. и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки. В качестве энергии может рассматриваться и информация различных видов. В гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора. Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможно- стен. Он возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило — хаотичной — среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию хаос, рассматривая его как источник развития. Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном (критическом или бифуркационном) состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. При этом новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений, случайностей должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости. Главный вывод — в периоды неравновесности в критических (кризисных) точках разрушения старых структур возможны неоднозначные, различные варианты развития событий. Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения: — система (личности, образования) сама формирует свою границу; — развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично; — концепции самоорганизации — это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании; — концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования; — одним из элементов тонкого и мягкого.регулирования имеет смысл рассматривать процесс педагогической подготовки будущего учителя, во многом сохраняющий параметры стихийности; — регулирование (управление), которое осуществляет такой процесс, должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механиизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида; — регулирование должно учитывать «деликатность» ме- ханизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его человечной, т. е. гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию. Механизм включения самоорганизации в России отличен от предписываемых западными учеными технологий для личности, ориентированной на естественные, исторически устоявшиеся культурные традиции. В нашей стране таких традиций нет. Тем не менее, переживания сознания в России, как момент «запуска» интеллекта, если для их возникновения создаются необходимые условия востребования, имеют более высокий воспитательный, самоорганизующий потенциал, чем те же переживания для западного интеллекта. Особенность российской ментальности означивается ее нравственно ориентированной поисковой деятельностью. Наше обращение к проблематике отражения синергетических идей самоорганизации в педагогическом сознании опосредовано также следующими соображениями. Россия, как средоточие противоречий, имеет мощный личностно развивающий потенциал, представленный ценностной спецификой национальной ментальности. Но методология его развития несводима к закономерностям, формулам и, тем более, к технологиям. Она определяется тринитарностью, т. е. несводимостью развития к полярным (двойным, бинарным) противопоставлениям в обосновании чего-либо. Ее гуманистический потенциал обуславливает возможность разработки общих и частных ориентиров, определяющих содержание теоретико-методологического и технологического разделов педагогических дисциплин. Ориентиры, выступающие в качестве ненасильственных условий и средств востребования личностного потенциала самоорганизации, выполняют функцию тонких и мягких регуляторов, внешне инициирующих деятельность сознания на поиск смысла, построения собственной педагогической картины и своих действий в ней. Помимо ориентиров, открыто представленных в учебном пособии, неявными средствами пробуждения педагогического смыслотворчества определяются: — философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения); — проблемная неоднозначность выдвигаемых ориентиров; — демонстрация позитивных и негативных последствии описываемых явлений; — востребование экспертных оценок и условий для перевода обучаемых в позицию экспертов; — установки на осознание внутренних источников, связей» механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения; — востребование «обыденных» пояснений студентами it учителями собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений; — ион-абсолютизация (деидеологизация) каких-либо сторон явления; — открытость и бесконечность, изменчивость знания; — антитезное изложение учебного материала, стимулирующее потребность самостоятельно изучать, осмысливать уроки прошлого и конструировать собственные модели его актуализации и т. д. Для достижения самоорганизации сознания содержанию педагогической подготовки придается личностно-ценностный смысл. Принятый личностью смысл задает нравственные нормативы образовательной деятельности и определяет принятие ею гуманных педагогических решений, как личностно значимых — и для учителя, и для ученика. При определенной организации учебного материала сознание оперирует не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно-следственных и интуитивных связей и т. д., т. е. осуществляет самоорганизацию методологической культуры учителя (см. раздел I, § 3.7). Владение этим видом культуры, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет учителю самостоятельно перейти из позиции ре-продуктивно-отражательного реагирования на образование и функционального исполнения своих обязанностей в.позицию продуктивного педагогического творчества. Знания, преобразованные в умения, становятся основой, для самостоятельного педагогического творчества, как' особого состояния педагогического сознания. Это состояние характеризуется способностью к личностной самоорганизации учителя. Самоорганизация — свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация — способность учителя к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов — личностных стру.ктур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы. Особого внимания заслуживает то, что в самоорганизующихся системах основной фактор развития — внутренний. Самоорганизация, как обязательное условие развития, не может быть навязана системе извне. Однако она инициируется внешними воздействиями, которые, вместе с тем, не являются определяющими. Это свойство применимо к любой педагогической структуре, в связи с чем ее понятия получают принципиально новую и более точную трактовку. В частности, воспитание может быть рассмотрено как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации. Внутренние ресурсы — это личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредствование, автономность и др. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации традиционного содержания педагогической деятельности, а также осмысления ее новых ориентиров, «включающих» личностные структуры сознания в режим осмысленного, достаточно автономного поиска. В зависимости от ориентирования учебными средствами (внешняя инициатива) каждой личностной структуры на соответствующие российскому менталитету ценности или антиценности, переживания сознания, как основа осмысленной деятельности, обеспечивают нравственность или безнравственность принимаемого педагогического решения. Умения определять смысл учебной информации способствуют ее интенсивной субъективации, проявляя уровни сформнрованности методологической культуры учителя. Деятельность развитого сознания определяет достаточно сбалансированное сочетание логического и интуитивного в принятии решений. Поэтому методологическая культура, определяемая умениями искать смысл, формируется не посредством заучивания, а посредством осмысления и переосмысления содержания образования и самоформирования на этой базе его личностного восприятия и понимания. Наличие этих умений является необходимым и достаточным условием перехода педагогического сознания из режима внешнеуправляемого функционирования в режим интенсивного самоорганизуемого развития. Самоорганизация творческого педагогического мышления обеспечивается в процессе изучения измененного содержания теоретических основ педагогики. Привычные категории образовательных процессов представлены новыми ориентирами, устанавливающими гуманистический смысл педагогической деятельности: 1. Цель изучения педагогики переориентируется с накопления педагогических знаний, умений и навыков на поиск смысла воспитания как гуманистической деятельности, отраженной в представлениях о творческих возможностях работы учителя, как личности, самостоятельно избирающей направление и стиль педагогических отношений, наполняющей их личностным содержанием с ориентацией на принципы, а не на методики воспитательной работы по формирующим направлениям. 2. Принципы воспитания изменяют привычный смысл их использования: они преобразуются в многоуровневую систему ориентиров, разнопланово представляющих деятельность учителя по включению личностных структур сознания учеников, как основу для творческого построения индивидуальных программ их развития. 3. Содержание воспитания переориентируется с внешне-задаваемых ценностей и качеств на развитие имплицитно существующих в национальном самосознании ценностей самоорганизации, представленных открытыми для дополнения смысловыми ориентирами. 4. Методы воспитания рассматриваются в контексте тонких и мягких средств и условий, представленных в творчески развиваемых моделях конструирования самоорганизующейся педагогической ситуации. Таким образом, базовый компонент воспитания представляет собой основу для включения личностных структур сознания будущего учителя и позволяет вырабатывать творческое видение воспитательной или обучающей ситуации, наполняемых гуманистическим смыслом, произведенным собственными усилиями студентов на основе осмысления, кри- тичного отношения, рефлексии, обнаружения коллизийных II других смыслообразующих моментов, заложенных в содержании учебного пособия. Афоризм А. Н. Леонтьева «смыслу нельзя научить, смысл воспитывается» обретает значение самоорганнзующегося смыслотворчества. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Поясните, как вы понимаете феномен «подсказывающего» сознания. 2. Термин «самоорганизация» встречается практически во всех ранее рассмотренных концепциях. Выделите основные признаки его отличия по сравнению с определениями, данными в разделе II. 3. Выделите основные позиции концепции самоорганизации, которые устанавливают связь и развивают основные позиции концепции педагогики свободы, педагогической поддержки и культурологической концепции. 4. Дайте ваши опережающие трактовки методологически важных положений рассматриваемой концепции. 5. Как вы понимаете утверждение о том, что методология личностного развития в России несводима к закономерностям формулам и, тем более, к технологиям. 6. Определите роль, место и значение методологической культуры учителя в рассматриваемой концепции. 7. Составьте перечень новых умений учителя, предлагаемых в концепции самоорганизации. Насколько они соответствуют вашим представлениям о педагогической деятельности? 8. Почему в концепции самоорганизации преимущество отдается «тонким» и «мягким» методам воспитания? Рассмотренные концепции с различных сторон представляют новые подходы к подготовке учителя, способного не только транслировать опыт воспитания, но и самому быть его автором. Общим моментом выступает необходимость ценностной переориентации учителя, в основе которой — перестройка личностных установок педагога, а не ученика. Для этого предлагаются различные пути становления и развития педагогического сознания средствами содержания учебного пособия по педагогике, задающего ориентиры для смыслопоисковой деятельности в логическом и интуитпв- ном режимах. Данное содержание рассматривается как источник педагогического творчества, задаваемый не в виде готовых рецептов поведения, но в качестве основ, пробуждающих смыслотворческую деятельность сознания в целом. В связи с этим, в качестве опорной категории процесса педагогической подготовки выступает содержание культурно-педагогических ценностей, которое и определяет смысл образования. Контуры понятия «содержание» определяются весьма «прозрачной» границей, допускающей на его «территорию» привносимые вами личностные смыслы. В концепции педагогической самоорганизации цель педагогической подготовки переориентируется с накопления педагогических знаний, умений и опыта на их производство, т. е. порождение в процессе изучения педагогических дисциплин. Наиболее эффективные способы понимания нравственных ценностей традиционно предлагала философия. На смену господствовавшей в течение многих веков материалистической философии однозначного объяснения, уже более ста лет назад пришла философия, помогающая выработке человеком понимания явлений и способностей к саморазвитию своей нравственной (духовной) стороны личности. Это философское направление — феноменология — учение о явлениях, в том числе и педагогических, как о феноменах, которые даны нам не только в чувственном, но и в смысловом значении. Глава 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. 2.1. Педагогические ценности феноменологии. Новые ценности образования. Воспитательная деятельность современного учителя постепенно отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному поведению». По мнению ведущих педагогов и психологов, определяющих новую государственную политику в сфере подготовки учителей, «уходит в прошлое основная задача школы — передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира... функциональные обязанности учителя-предметника, успешно работающего в рамках классно-урочной системы, но не уме- ющего оказывать влияние на процессы духовного и душевного становления делен замещаются более широко трактуемыми умениями проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условии нормального развития человека на основных этапах онтогенеза» (1). Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний — к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации. В связи с этим учитель все в большей степени становится не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания, смысл и содержание непривычной деятельности которого проясняются при обращении к феноменологии. Феноменология — учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности; это и учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении; феноменология — это и смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации — это не только результат влияния внешних факторов (среды, условий существования, этнических образцов поведения), но и внутренних факторов — в первую очередь — сознания и его внутреннего содержания — личностных структур (рефлексии, критичности, мотивирования и Др.). Внутренние факторы и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. Путь к педагогическому творчеству представляется возможным, если будущий учитель сумеет вырастить в себе особые интеллектуальные умения. Они позволяют по-новому взглянуть на привычные явления, как бы «открыть заново» для себя сложный мир педагогических отношений. Сделать это самостоятельно крайне сложно, положиться на чьи-либо рекомендации — значит перекрыть дорогу собственной самостоятельности. Вместе с тем, существует некий набор научных ориентиров, которые не утверждают, не наставляют, не рекомендуют, но заставляют задуматься, усомниться, посмотреть критично, обнаружить скрытые причины явлений. Иными сло- вами — приступить к самоорганизации важнейшей составляющей педагогической работы — к смыслопоисковой деятельности. Однако «получить» эти ориентиры в готовом виде нельзя. Они должны «родиться заново» в познающем сознании. Один из эффективных путей гуманной организации познающего сознания предлагает педагогическая феноменология. Гуманность этого пути обеспечивается углубленным проникновением к истокам собственно человеческого в человеке, к тому, что порождает действия, отличающиеся от действий животных. На этом пути — огромное количество препятствий. Большая их часть находится в нашем сознании, пребывающем в плену педагогических традиций. Но попытки выяснения их смысла, понимания значения для сегодняшней школы обеспечивают основу для включения педагогического сознания в новом направлении. Все более очевидным становится тот факт, что личность может найти опору для познания и построения себя не в «правильных» выкладках материалистической философии, а в нравственных ценностях, соответствующих ее субъектному опыту нравственности. Эти ценности могут быть проявлены "и реализованы личностью, осмыслившей и переосмыслившей их в контексте совершенно иной, чем материалистическая, философии. Истоки самоорганизации сознания. Обращение к феноменологии обусловлено способностью данной отрасли научного знания изучать, осмысливать, описывать и преобразовывать на уровне"конкретной личности деятельность сознания как основу ее саморазвития в контексте самоорганизуемого знания. Такое описание «являющегося сознания», (т. е. феноменология по Г. Гегелю), только приоткрывает потенциальные, недостаточно оцененные науками о воспитании, пласты познания педагогики. Но и первоначальная гегелевская трактовка феноменологии изменяет привычный взгляд на такую педагогическую категорию, как содержание воспитания. Схема самополагания «мирового духа» определяет необходимость понимать реальность как самоосуществление, саморазвитие абсолютного, заложенного в сознании человека. Сознательное, мыслимое, логическое в своем развертывании становится средством самоосуществления духа в действительности. Мир познаваем целиком, ибо адекватен мышлению как принципиально главному средству познания, обучения, воспитания. Таким образом Гегель определяет исходные по- сылки своей педагогической концепции, главный смысл которой состоит в новаторском для своего, но и актуальном для нашего времени отстаивании идеи самопорождения человека в процессе его собственной деятельности. Феноменологическая установка Гегеля определяет глав ным средством достижения гармонии между бытием (социальной средой) и внутренним миром человека «субъективным духом») познание своей собственной духовной субстанции, как идентичнойсо своим сознательным содержанием. Акт «явления сознания» обуславливает присущее только» человеку духовное развитие личности посредством восхождения от «чувственной непосредственности к абсолютному знанию». Между этими состояниями расположена деятельность мышления, опосредованная сознанием. Изоморфность, а в некотором смысле — тождественность мышления объективному миру, как продукта сознательной мыслительной деятельности, достаточно давно задействована как основоположение для многих технологий формирования умственной деятельности. Феноменология в педагогике. Пользуясь гегелевским принципом изоморфизма в его обратном действии, т. е. опираясь на то, что не только мышление моделирует отношения и связи реальности, но и в самой реальности наличествуют связи и отношения, моделирующие процессы мышления, Л. С. Выготский обосновал механизм интериоризации социально-психологических элементов совместной деятельности в статус-психических функций. На этом же принципе им разработаны основы трансформации языковых коммуникаций в формы понятийного мышления. Эти теоретические разработки были успешно переведены в ранг технологий поэтапного формирования умственных действий, в которых абстрактно-логическая деятельность опредмечивается, а материальные действия последовательно трансформируются в идеальные (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.). Приведенная нами схема реализации только одного принципа феноменологии иллюстрирует не столько эффективность. данного научного направления, сколько все тот же «потенциал» для развития содержания образования в целом и содержания воспитания — в частности. Феноменальна и гегелевская трактовка дисциплины: только благодаря дисциплине-в ребенке должно быть сломлено своеволие, стремление к без- удержной самостоятельности. Вместе с тем, утверждает Гегель, дисциплина должна более поддерживать и развивать у ребенка способность к рефлексии, нежели подавлять его собственное «Я». Подобные противоречия, на которых выстраивается вся гегелевская диалектика, вероятно, должны -были иллюстрировать деятельность механизма всеобщего развития, где частное подтверждает закономерность общего л т. п., как закона единства и борьбы противоположностей. Гегель не только дал «точку опоры» для -легитимации Марксом насилия в теории антагонистического противостояния классов, но и для научного обоснования необходимости насилия, как средства воспитания. Следует также отметить, что гегелевская диалектика, почему-то приписываемая Марксу, вернула к жизни потребность в развивающих средствах образования, которая благополучно дремала со времен применения иронической майевтики Сократом. Противоречивые, феноменальные по своей сути сократические беседы, уже в эпоху античности имели мощный, развивающий смыслопоисковую деятельность, потенциал. Феноменальны были и вопросы, наводящие мышление на поиск путей достижения «истины». Установление такой непривычной связи между Гегелем и Сократом приводит нас к предположению, что содержание воспитания может и должно выстраиваться исходя из заложенных в этике, философии, морали и т. п. противоречивых, парадоксальных —. феноменальных — но при этом и разрешимых самостоятельной деятельностью мышления положений. Основоположником современной феноменологии, как одного из четырех крупнейших направлений философии XX века (наряду с онтологией, экзистенциализмом и философией жизни) считается Эдмунд Гуссерль (1859—1938 гг.). На базе феноменологии он разработал обоснование наук о сущности в противоположность наукам о внешних фактах, в частности, метод эйдетической редукции. Данный метод определяет путь к природной установке человека на связь со всеми -людьми, с человечеством, посредством «расчистки» сознания, заполненного предрассудками «социальных» идеологий, как отвращающих человека от его творческой миссии'соблазнами «растворения в общественном сознании». «Расчистка», в понимании Гуссерля, это освобождение явления, его сути от всех суждений, положений, оценок для того, чтобы сущность стала свободной и поэтому — познаваемой. Общая направленность метода эйдетической редук- цин — возврат человека к его природной сущности, т. е. к микрокосмосу, как центру разума и силы мира, воплощенном в каждой личности. Микрокосмос представлен в принадлежащих только конкретному человеку переживаниях, которые в силу связи с макрокосмосом человечества делают возможным возникновение общности личных и общечеловеческих ценностей, понятий, переживаний и т. п. Благодаря этому, мир превращается в личный феномен мира. В этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира человеком и для человека. Это конструирование осуществляется в переживаниях сознания, создающих смысл и полагающих его существование в цепи природных явлений. По определению Николая Гартмана (1882—1952 гг.),.. феноменология — это непредвзятое выявление и описание феноменов (целостных единств внутреннего и внешнего) с позиций исследования их значений, смысла, сущностей. Выявление и описание феноменов — только первая ступень систематизирующей работы мысли, за которой следует апоретика и теория. Апоретика — это уровень проблемного мышления, поскольку основные, формы бытия проблемны — существование, сознание, свобода и т. д. — вечно остаются загадочно-непознаваемыми. К проблемным, неразрешимым до конца вопросам относится вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием. Такая установка выводит человека на способность к самоформированию проблемного мышления. В свою очередь, проблемное мышление создает предпосылку для перехода к теоретическому мышлению, позволяющему человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, в частности — добра и пути осуществления их в жизни. Только через человека ценности воздействуют на мир, предоставляя человеку власть над вещами, позволяющему ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь нравственным императивом. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Насколько возможна и необходима замена «обучения учителя управлению поведением» на «обучение пониманию и соперживанию проблем ученика»? 2. В чем состоит смысл «открытия заново» педагогических отношений? 3. Почему педагогическая феноменология не дает готовых к «употреблению» учителем конкретных рекомендаций? 4. В чем, по вашему мнению, состоит новаторство идеи Гегеля о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности? 5. Почему открытия феноменологии используются поверхностно и частично в педагогике? Опровергните или докажите состоятельность этого утверждения на примере реализации феноменологического принципа изоморфизма в теориях советских педагогов. 6. В чем состоит «дисциплинарный парадокс» Гегеля? Какое отношение к феноменологии может иметь это явление? 7. Почему феноменология, как наука о сущностях, противостоит другим наукам? 8. Согласны ли вы с утверждением Гуссерля о том, что социальные идеологии развращают сознание человека соблазнами «растворения в общественном сознании»? Обоснуйте свою позицию. 9. Доказательства Гартмана убеждают в том, что проблемное мышление — это только первая ступень к развитию сознания. Почему советская педагогика не пошла далее в обосновании и технологическом оформлении развития более высоких структур личности, остановившись на формировании мышления?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |