Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция педагогики свободы и педагогической под­держки (О. С. Газман)




Новые ориентации и ценности образования, характерные для ситуации постсоветизма, обусловили необходимость об­ращения к пониманию воспитания как деятельности, бази­рующейся на свободном саморазвитии личности и его педа­гогической поддержке.

Одним из первых советских ученых Олег Семенович Газ­ман обращается к педагогическому потенциалу сознания, как главной ценности образования. Сознание — целостная кате­гория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я», в свя­зи с чем эти категории «наиболее точно характеризуют лич­ность как субъекта сознание... сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека» (6).

О. С. Газман по-новому ставит вопрос об «объекте» обра­зования. В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллек­тив). Им является только образовательный материал (пред­меты, явления, символы, модели, ситуации, ценности, дея­тельность, отношения, психологическая атмосфера), в про­цессе выбора, исследования и преобразования которого про­исходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы. Подобное определение объекта образования ведет к такой с ним работе, которая изменяет и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Самоопределение явля­ется процессом и результатом осознанного выбора лично­стью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внут­ренней свободы (7).

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педа­гогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении'его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчест­ве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманиз­ме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т. е. не в ролевых иерархических функциях). Гума­нистическая культура воспитания есть качественно иное из­мерение человеческих взаимоотношений (равноправия,, рав­ноценности, уважения и доверия).

Весьма знаменательно, что ключевым понятием в этом оп­ределении выступает «преодоление» препятствий. Это связа­но с тем, что предметом педагогики свободы, в отличие от предмета педагогики необходимости, являются способы изучения человек ом самого себя, а не только ес­тественнонаучной картины мира. Изучая мир таким, «каков он есть», как он представлен наукой, педагогика необходимо­сти не ставит перед собой задачу развития у детей способно­сти к самопознанию — это не ее предмет, если она и изуча­ет человека, то в качестве всеобщей, а не частной, лично­стной данности, категории.

. Педагогика свободы, изучая человека как субъекта вы­бора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания сво­бода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентиру­ющихся на ученика, как на уникальную, духовную «самость»..Она понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Это снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (предмет социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъек­ту свободного сознания (самосознания), свободной деятель­ности (самодеятельности), свободного выбора (самоопреде­ления).

Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней обуслов­ленности сознания и поведения: «Человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к

ним» (В. Франкл). В этом смысле-человеческая свобода — это конечная свобода. Гуманистическое рассмотрение чело­века и как существа биологического (природного), и как со­циального (культурного), и как экзистенциального (незави­симого, свободного) позволяет определить свободоспособность как характеристику нового измерения личности.

Свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Такая постановка вопроса требует от учителя умения отличать социализацию от индивидуализации.

Под социализацией понимается введение ребенка в мир взрослых, научение жить «как ВСЕ люди живут», по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности»: первично общество (оно — цель), вторичен человек (он — средство для обще­ства).

Индивидуализация (не путать с индивидуальным подхо­дом к ребенку, чтобы он лучше усвоил задачи социализа­ции) — это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что за­ложено в нем от природы или что он приобрел в индивиду­альном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) индиви­дуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинст­ва; 2) создание условий для максимальной свободной реали­зации заданных природой способностей и возможностей, ха­рактерных именно для этого индивида; 3) стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном ду­ховном строительстве, в творческом самовоплощении («не­адаптивная активность»), в развитии способности к жизнен­ному самоопределению (экзистенциальному выбору).

В индивидуализации первичен индивид, вторично общест­во, человек — цель, общество — средство.

Индивидуализация — это система средств, способству­ющая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного про­зрения, для самостоятельного выбора собственного смыс-

ла жизни, это помощь ученику в личностном самоопредении.

Семантический и педагогический смысл такой помощи, т. е. поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «са­мости», самостоятельности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 9640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.