Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-дидактическая концепция личностно ориен­тированного обучения (И. С. Якиманская)




Современные концепции личностного образования.

В современной российской педагогике имеется большое количество концепций и теорий, определяемых их авторами как «личностно ориентированные». По преимуществу, это — попытки соответствовать педагогической «моде», результат поверхностного ознакомления авторов с новыми потребностя­ми образования; иногда — умышленное использование гу­манистической риторики с целью утаить за ее терминами все те же ценности формирующего образования.

Так или иначе, далеко не все новые концепции личностно ориентированного образования соответствуют смыслу этого направления, который и должен устанавливаться, исходя из того, что такое личность в гуманистическом понимании, какие ориентиры необходимы для ее гуманного, человеч­ного образования. Не анализируя откровенные подделки, остановимся на тех концепциях, которые наиболее полно со-

ответствуют этим смыслам, хотя и не лишены отдельных недостатков.

В нашей стране концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И. С. Якиман­ской (12). Так же, как и К. Роджерс, И. С. Якиманская раз­личает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъек­та, в которой реализуется его личный опыт. Однако, если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И. 1C. Якиманской он — лишь субъект познавательной и предметной деятельности. Соответственно этому в качестве основных сфер возникновения и осознания субъектного опы­та автор рассматривает не целостную жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности.

И. С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становит­ся субъектом обучения, а и'м изначально является как носи­тель субъектного опыта. В обучении же происходит «встре­ча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обо­гащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его по­рождение. Иными словами, исследователь считает, что субъ­ектный опыт — это такой опыт, который приобретается ре­бенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъект­ного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

«Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика лич­ностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксиро­ванными в его субъектном опыте.

Содержание этого опыта должно быть раскрыто, макси­мально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного про­цесса», — пишет И. С. Якиманская (12, с. 26).

Поскольку главное назначение обучения, по И. С. Яки­манской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъ-

ективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориен­тированного образовательного процесса:

— учебный материал (характер его предъявления) дол­жен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

— изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структури­рование, интегрирование, обобщение предметного содержа­ния, но и на преобразование наличного опыта каждого уче­ника;

— в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

— активное стимулирование ученика к самоценной обра­зовательной деятельности должно обеспечивать ему возмож­ности самообразования, саморазвития, самовыражения в хо­де овладения знаниями;

— учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выпол­нении заданий, решении задач;

— необходимо стимулировать учащихся к самостоятель­ному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфиче­ские предметные приемы учебной работы с учетом их функ­ций в личностном развитии;

— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

— образовательный процесс должен обеспечивать постро­ение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц уче­ния, их описание, использование учителем на уроке, в инди­видуальной работе (различные формы коррекции, репетитор­ства) (12, с. 28-29).

Автор доказывает, что «единицами учения» в личностно ориентированном образовательном процессе следует считать лнчностно значимое отношение к учебному тексту, самостоя­тельность мышления и способ учебной работы, который соз­дает и реализует сам ученик. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познава-

тельных способностей, условие их проявления. Творцом спо­собов является субъект учения — ученик. Учитель их «окуль­туривает», «опредмечивает», способствует их закреплению и превращению в приемы интеллектуальной деятельности.

Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку.

Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика.

Основной формой обучения в концепции И. С. Якиман­ской выступает урок, но не традиционный, а личностно ори­ентированный, концентрирующий все вышеизложенные поло­жения организации личностно значимого учения:

— использование разнообразных форм и методов орга­низации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

— создание атмосферы заинтересованности каждого уче­ника в работе класса;

— стимулирование учащихся к высказываниям, исполь­зованию различных способов выполнения заданий без бояз­ни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

— использование в ходе урока дидактического матери­ала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

— оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно—неправильно), но и по процессу его достижения;

— поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наибо­лее рациональные;

— создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, са­мостоятельность, избирательность в способах работы; созда­ние обстановки для естественного самовыражения ученика (12, с. 46).

И. С. Якиманская утверждает, что направленность обра­зования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориен-

тировать на использование разных способов учебной работы. изменять вектор движения: не от педагогических воздейст­вий к ученику, а от ученика — к условиям его обучения. Автор выделяет важнейшие из них:

— разработка предметного содержания, технологии его -использования в учебном процессе. Для этого в рамках про­граммы (тематического планирования) учитель должен рас­полагать дидактическим материалом, варьирующим вид и форму репрезентации учебного заведения, а ученик иметь свободу выбора задания (одно и то же задание должно обе­спечивать возможность его выполнения через образ, слово, схему, практическое моделирование и т. п.);

— анализ использования учеником разнообразных спосо­бов проработки учебного материала (выбор наиболее раци­ональных, сопоставление своих и чужих способов, их анализ, обсуждение, аргументация применения и т. п.). Выявление отношения ученика к знанию, учению; избирательности уче­ника к предметному содержанию знаний, характер ее про­явления, устойчивости;

— направленность учителя на учебные возможности каж­дого ученика; составление индивидуальной карты его лично­стного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой прежде всего на ус­пех в достижении положительных учебных результатов;

— построение урока, направленного на создание усло­вий самореализации, самостоятельности каждого ученика;

на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога) (12, с. 87—88).

В заключение отметим, что последовательное применение принципа субъектности как методологической основы проек­тирования личностно ориентированного образовательного процесса и всех его компонентов, позволило И. С. Якиман­ской создать теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоя­тельной познавательной деятельности (например, способ учения, способ самореализации и др.). Можно предположить, что эти механизмы обладают значительно большей степенью действенности, чем те, которые возникают под влиянием

внешних педагогических воздействий и их интериоризации во внутренний план личности.

2. Аксиологическая концепция личностного воспитания (И. Б. Котова, А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов). Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гумани­стических концепции. В данной концепции он состоит в оп­ределении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, иде­алов, где человек выступает высшей ценностью. Рассматри­вать социальное развитие вне человека — значит отделить мышление и сознание от их гуманистического фундамента. Система ценностей, образующих аксиологический аспект пе­дагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и про­фессиональной сфере (общественная значимость труда учи­теля, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением); ценности, удовлетво­ряющие потребности в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными лицами, пере­живание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т. д.); ценности, ориентирующие на саморазви­тие творческой индивидуальности (возможности развития творческих профессиональных способностей, самосовершен­ствование и пр.); ценности, позволяющие осуществить само­реализацию (творческий характер труда педагога, увлечен­ность профессией, возможности помощи детям и т. д.);

Ценности, дающие возможность удовлетворения практи­ческих потребностей (возможности получения гарантирован­ной «бюджетной» службы, оплата труда и длительность от­пуска, послужной рост и т. д.).

Социализация рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также, как процесс саморазвития и самореализации личности. При этом воспи­тателю отводится функция организатора и ускорителя соци­ализации. По мнению этой группы исследователей, образо­вание соответствует истинному предназначению, если оно создает условия для развития личностей, способных освобо­диться от влияния функциональной заданности. В связи с этим задача педагогического образования — под­готовка учителя как творческой личности, способной к реф­лексии и коррекции своих действий по осуществлению куль­турно-гуманистической личностно образующей функции. Пер­вый этап решения этой задачи представлен в программе

«Введение в педагогику», призванной, помимо прочего, спо­собствовать развитию «Я-концепции» будущего педагога (9).

3. Дидактическая модель личностно ориентированного об­разования (В. В. Сериков).

В основу модели личностно ориентированного образова­ния, разработанной B. В. Сериковым, положена теория лич­ности С. Л. Рубинштейна, согласно которой сущность лич­ности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность — это не набор заданных качеств, а спо­собность человека «быть личностью», то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе.

Исходным пунктом концепции является представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе обучения. Не формирование личности с за­данными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов об­разовательного процесса становится определяющим замыс­лом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориенти­рованное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребования личности, сил ее саморазвития.

Феномен «востребованности» проявляет гуманистическую сущность любой деятельности, имеющей отношение к чело­веку. Если учитель востребует, производя педагогические действия то, что действительно личностно, принадлежит от­дельному ученику и составляет его личную ценность, зна­чимо для ребенка, то в этом случае воспитание основывается на личностных ценностях. Состояться человеку как личности помогает учитель, востребующий его личностное "понимание жизни, проявляющий его смысловые значения, актуализиру­ющий ребенка во всех его личностных проявлениях, прида­вая им общественно значимую важность. Состоявшаяся лич­ность в постоянстве установок на ценностные ориентации органически сочетает не только «независимость», но и обя­зательную зависимость от трех глобальных условий жизни человеческого сообщества: мир, труд, охрана окружающей среды. Исходное положение концепции состоит в определе­нии места «включения» личностных функций обучаемого, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию ученика в структуре учебной ситу­ации.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В. В. Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познаватель­ной, жизненной). В чем ее суть? Это такая ситуация, в ко­торой востребуется проявление личностных функций, то есть ребенок попадает в ситуацию, когда требуется искать смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, вы­брать творческий вариант решения проблемы, дать критиче­скую оценку факторам и т. д. В этой ситуации возникает задача, которую нельзя решить на знаниево-репродуктивном уровне. То есть нет правил, нет однозначных истин, нет про­стых решений. Ориентировка на прежний смысл оказывается неэффективной, неадекватной, и происходит явление, кото­рое психологи называют «ревизия смысла». Ребенок сам на­ходит проблему, противоречие, он выражает обоснованное несогласие с какими-то утверждениями, находит причину и источники собственно ошибки, ищет собственное объяснение и толкование явления и т. д. Иными словами, в такой ситу­ации формируется его субъективный опыт. Содержание лич­ностно ориентированного образования должно включать раз­личные виды такого опыта.

Основное внимание в концепции В. В. Серикова уделено педагогической технологии создания личностно ориентирован­ных ситуаций. Предлагаемая технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников. Триада «Задача — диалог — игра» образует базовый техно­логический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения в личностно ориентированном об­разовательном процессе (Ы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.