Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии педагогической деятельности




В гуманистической педагогике учитель — всегда автор своей стратегии. Вместе с тем, его авторство не стихийно. В гораздо большей степени оно подчинено разумному уме­нию выбирать, чем необходимости выдумывать велосипед. Для овладения таким умением необходим большой объем знаний того, из чего он может выбирать, как учитель-гума­нист. Для того, чтобы выбор не стал механическим копиро­ванием, накопленный в педагогике опыт должен быть твор­чески осмыслен, подвергнут сомнению, переосмыслен, «примеряя на себя», на ситуацию, на учеников, принят или не принят как основа, из которой будет выстроена лично­стная тактика отношений учителя с учебным материалом, поведенческим феноменом и т. д.

Педагогическая стратегия — высший уровень перспек­тивной теоретической разработки главных направлений пе­дагогической деятельности. Она реализуется в профессио­нальных умениях методологического характера: про­никновения в сущность явления, его реальный смысл, явные и скрытые причины, установления связей смыслов теории и практики, определения целей, постановки задач воспитания и обучения на основе принципов, выбора условий и средств педагогического взаимодействия. Педагогическая стратегия обеспечивает успех тактики, т. е. прямых и опосредован-

ных отношеий с учащимися в процессе их воспитания и обучения.

Предписываемое методологией закрытого познания обу­чение будущих учителей педагогическим действиям без ос­мысления их содержания стимулирует бездеятельность.со­знания. Развращаемое соблазном безмыслия, педагогичес­кое сознание обращается к наиболее.простым, прямым, быст­рым и внешне эффективным средствам воздействия на со­знание ученика. При этом возбуждается не деятельность со­знания, а эмоциональная реактивность.

Поэтому главные приоритеты в педагогической подготовке учителя-гуманиста состоят в создании условий для включе­ния его личностных структур сознания — критичности, моти­вирования, смыслотворчества, рефлексии и т. д. Благодаря их деятельности начинается процесс педагогического творче­ства: определение ценности педагогических воздействий, своего места в отношениях с детьми, ценностей диалога, лич­ностных особенностей учащихся, которые определяют смысл, содержание и направленность их образования. Главной цен­ностью становится способность к самоорганизации, развитие которой обеспечивает учитель, создавая условия и применяя специальные средства для востребования личностных струк­тур сознания учащихся.

До недавнего времени понятие «стратегия» в педагогике не рассматривалось. С' начала 90-х гг. оно начинает при­меняться в психологии и философии при обосновании средств, необходимых для долговременного и эффективного прогнозирования личностью программ своей самореализации, выбора цели, определения жизненной позиции и т. д. Следует отметить, что понятие «стратегия» рассматривается в этих науках в аспекте самостановления человека, его само строительства, где внешняя помощь не предпо­лагается.

Проясняя три основных признака стратегии жизни, К. А. Абульханова-Славская дает ориентиры для педагогического осмысления этого феномена. Стратегия возникает как замы­сел жизни, ее смысл, идеальный план, реализация которого зависит от умения личности решать противоречия между идеальным и реальным. Эти умения рассматриваются как особые жизненные качества личности и отличаются от спо­собностей и характера тем, что для их создания необходима деятельность, выходящая за рамки данного от природы:

создание условий, которых нет в наличии. «Ценность жизни,

состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности д новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком» (1).

Применительно к педагогике это высказывание придает гуманистический смысл стратегии образования, как вида про­фессиональной деятельности, непосредственно связанной с личностным началом учителя. Гуманистическая стратегия об­разования, как программа профессиональной жизни, пред­стает не просто в виде необходимости, но в виде возмож­ности проявить, реализовать себя в профессии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Для каких целей в педагогической деятельности ис­пользуется понятие «стратегия»? Обоснуйте свое пояснение с двух позиций: с точки зрения традиционной и гуманистичес­кой педагогики.

2. Поясните ваше понимание необходимости учительского авторства в гуманистическом образовании. Какие факторы определяют его возможность?

3. В чем, по вашему мнению, состоит педагогический смысл противоречия между идеальным и реальным?

4. Поясните, почему «умение личности решать противоре­чие, между идеальным и реальным» рассматривается как особое жизненное качество?

5. Как вы понимаете утверждение о том, что умения стратегического планирования отличаются от способностей и характера человека? Какой, в связи с этим, смысл приобре­тает понятие «ценность жизни»?

6. Почему при выборе педагогической стратегии эмоциональная реактивность оценивается ниже, чем смысловая ак­тивность?

7. Чем можно объяснить недавнее отсутствие внимания науки и практики к выбору учителем педагогической стра­тегии?

Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ \ К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.