КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис как источник развития
Неклассическая наука и педагогика. Понимание (в данном случае) — первая ступень в продвижении к педагогическому творчеству, первый способ его самоорганизации. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Чем объясняется различный смысл феномена «противостояние» в российской и евро-американской аксиологии? Име- ет ли это очередное разночтение какое-либо педагогическое значение? 2. Насколько способствует традиционная педагогика вхождению России в мировую цивилизацию, если категория сознания, личностных ценностей, самоорганизации и т. п. обходятся в ней молчанием? 3. Используя основные положения теории неадаптивной ак-тивности, обоснуйте возможность использования деструктивного потенциала сознания россиян во благо его позитивного-ценностного развития. 4. Как вы понимаете утверждение: «субъективировать объективные ценности человеческого сообщества» в контексте-российских ценностных ориентации? Есть ли педагогическая перспектива и какая у этой национальной особенности? 5. Считаете ли вы эффективными для воспитания культурных качеств россиян такие средства, которые результативны в США и Европе (обучение смыслу ценностей, упражнение в понимании другого, внушение религиозного страха, воспитание покорности, законопослушания, тренинг образцов поведения и т. д.). Обоснуйте свою позицию. Ценностные ориентации, базирующиеся на определенной культурно-исторической традиции, составляют ту неявную основу, которая в наиболее критические периоды развития этноса определяет мотивацию, выбор, самоопределение личностей, его составляющих. Эта традиция не только подкрепляет, но и обуславливает деятельность сознания, от которой, в конечном итоге, зависит и самоорганизация личности. Созданию условий самоорганизации личности в советской педагогике противостоял комплекс искусственно созданных внешних условий жесткого «формирования» личности по образцу. В свою очередь, эта жесткость находила отклик в особенностях неявных ценностей национальной ментальности россиян. Тем не менее, потенциал этих ценностей имеет большую предрасположенность к нравственной самоорганизации. Для создания воспитательных условий востребования потенциала самоорганизации в современных обстоятельствах необходимо обращение к педагогической синергетике. Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА. Проблемы образования во многом определяются проблемами науки. Одной из таких проблем еще в начале XX века стала методологическая недостаточность рационально-механистического, естественно-научного познания. Она проявилась в точных науках, оказавшихся бессильными объяснить при помощи классических законов физики и математики произведенные ими же открытия. На смену «надежным» средним опытным величинам пришли нестабильные, переменчивые в своих значениях величины, являющиеся вероятностными функциями. Феноменальные открытия А. Эйнштейна, Н. Бора, М. Планка и др. поставили человечество перед сомнением в возможностях науки абсолютно точно предсказывать ход событий, процессов и явлений. Конечный результат исследований квантовой теории, изучавшей возможности одной из основ мироздания — природы света, оказался зависимым не от использования точных законов, а от изменчивых условий, диктуемых объектом исследований. Теоретическим и опытным путем было доказано, что атомный объект ведет себя не как классическая частица или волна, а как система, объединяющая свойства частицы и волны. Объект приобрел статус субъекта, что повлекло необходимость пересмотра общенаучной методологии, руководствовавшейся классическими принципами объектного познания. Введение понятий «двуединство» (дуализм) волны-частицы привнесло в науку потребность нового взгляда на казавшиеся вечными основоположения и методы. Наиболее обобщенную и точную оценку значения этого феномена дает С. С. Шевелева: «В рамках неклассической науки возникает понимание того, что ответы природы на вопросы, возникающие в процессе познания, определяются не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной детельности. Таким образом, неклассическая наука поместила наблюдателя внутрь системы наблюдения, и «мировая машина» стала выглядеть по-разному в зависимости от того, где находится наблюдатель» (13, с. 28). Непредсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения электронов, как частиц, в то же время обус- ловлено достаточно предсказуемым поведением целого — атома. Но и поведение атома во многом определяется поведением его частиц. Таким образом, возникает принципиально новое значение известного понятия — синергия (от греч. sinergeia — сотрудничество), разрабатываемое кооперативной наукой — синергетикой. Она исследует классическое взаимодействие с позиций реальной взаимосвязи неравновесных, сложных и открытых систем, пребывающих в постоянном процессе саморазвития благодаря природной способности новых систем к самоорганизации. «Недисциплинированный» электрон выступает в качестве одной из самостоятельных подсистем своей более организованной, высшей по отношению к нему, системы атома. Однако сама система «дисциплинированного» атома возникла в результате стихийной самоорганизации его электронов. Отсюда следует вывод, ставший девизом современной постнеклассической науки: Хаос необходим, он — источник развития. Отметим, что источник этот — внутренний, субъектный, во многом определяющий поведение сложноорганизованной системы. Результаты исследования сложных систем, способных к самоорганизации, привели к радикальной трансформации механистических представлений о природе, прежде всего о закрытости, замкнутости таких систем. Согласно синергетическому видению мира большинство существующих в природе систем — системы открытого типа. Между ними постоянно происходит обмен энергией, веществом, информацией. Поэтому для сложноогранизованных систем открытого типа характерна постоянная изменчивость — стохастичность. С понятием стохастичности тесно связаны явления флуктуации и бифуркации, т. е. случайных отклонений и раздвоений (точек возникновения новых структур). С позиций синергетики все системы содержат подсистемы, которые постоянно изменяются — флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуации может стать настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. В этот переломный момент, обозначаемый как точка бифуркации, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы еще более хаотическим и она прекратит свое существование, или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности (организации), который называют диссипативной структурой. К отличительным особенностям самоорганизованных, более сильных (диссипативных) структур относятся: 1. Согласованность (когерентность) — они ведут себя как единое целое и структурируются так, как если бы каждая молекула, входящая в более сложную систему (макросистему), была «информирована» о состоянии системы в целом. 2. Нарастающая изменчивость (флуктуативность) — происходящие в системе флуктуации вместо того, чтобы затухать, могут усиливаться, и система эволюционирует в направлении «спонтанной» самоорганизации. Это открывает перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия. 3. Конструктивизм хаоса — синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, так как рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности, с пере-структурированием и достраиванием за счет элементов среды, с выходом за пределы исходной системы. 4. Память структуры — важная особенность диссипативных структур состоит в том, что они способны «запоминать» начальные условия своего формирования и, проходя через точки бифуркации, «выбирать» одно из нескольких возможных направлений дальнейшей эволюции. 5. Взаимосвязь необходимости и случайности — эволюция сложноорганизованных систем содержит внешне обусловленные (детерминированные) и внутренне случайные (стохастические) элементы, представляя собой смесь необходимости и случайности. 6. Неравновесность (кризисность) — исходное состояние, источник самодвижения системы. 7. Время — оказывается не безразличным для системы внешним параметром, как это было в классической или квантовой механике, а внутренней характеристикой физических и социальных систем, выражающих необратимость процессов в этих системах. В сильно неравновесных условиях процессы самоорганизации соответствуют тонкому "взаимодействию между случайностью и необходимостью, стохастическими и детерминистическими законами. Вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации, тогда как в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистические связи. Следовательно, пути развития самоорганизующихся систем не предопределены. Вероятность выступает не как порождение нашего незнания, а как неизбежное выражение хаоса. Будущее при таком подходе перестает быть данным; оно не заложено более в настоящем. Это означает конец классического идеала всеведения и делает необходимым пересмотр рационализма как господствующего принципа научного объяснения действительности (13, с. 17—19). Ситуация, сложившаяся в российском образовании и педагогической науке полностью описывается терминами синергетики. Она имеет бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество; ее вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами, как образованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие; она обладает свойствами нелинейности, т. е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое; она неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития и т. д. Очевидно, что в этом феномене сконцентрирована возможность нового методологического решения как традиционных, так и современных проблем, применимая практически ко всем наукам, в том числе и к педагогическим. В педагогике она оформилась в новый подход к исследованию и преобразованию образовательной деятельности с непривычной стороны — со стороны внутреннего значения и смысла педагогических явлений, имеющих возможность самоорганизации. В связи с этим, основной проблемой современной педагогики становится проблема открытости педагогического знания и преобразования его в гуманистическое саморуководство образовательной деятельностью. В последнее время образование все чаще рассматривается как закрытая или открытая система. Это связано с появлением новых социальных понятий, в частности — общества открытого типа. Такое общество еще не создано, однако, его модели выступают в качестве наиболее приближенных к гуманистическому идеалу условий для выживания и успешного существования человечества XXI века. Нельзя утверждать, что создана и соответствующая полностью гуманистическому идеалу действующая модель образования. Вместе с тем, уже существуют успешно работающие и в российских школах праобразы такого образования, обладающие его главными синергетическими признаками. Современному учителю необходимо знать признаки как закрытого, так и открытого образования, поскольку в последних представлен основной аппарат, объединяющий все группы понятий педагогики личности в действии. Основные признаки закрытого образования: — линейность, законченность, объективность, замкнутость, предельная полнота описания, абсолютная точность, устойчивость, всеобщность основ передаваемых знаний и предсказуемость результатов их применения; — определение целей образования исходя из государственных (экономических, идеологических, военных и т. д.) потребностей; — формирование личности с заданными свойствами, понимаемое как ее всестороннее развитие за счет изучения все большего количества учебных предметов и участия в направлениях воспитательной деятельности ^умственное, нравственное, политическое, эстетическое и т. д. воспитание); — приоритет личности учителя над личностью ученика, выступающей в качестве объекта педагогических воздействий; — рассмотрение личности ученика как средства для достижения образовательных целей; — «предметоцентризм» — преобладание предметной (знаниевой) подготовки с ориентацией на заучивание и память над подготовкой, развивающей личностные (смысловые, творческие) возможности ученика; — независимость знаний от субъекта познания — ученика (все знания уже открыты или будут открыты только наукой): — приоритет логического над ассоциативным и интуитивным в познании; — монополия учителя на знание безусловных истин и односторонний монолог при их изложении; — формирование и привитие «правильного», единственного образа мира с позиций бинарной классической науки; — ритуальная строгость при исполнении методических канонов; — ориентация на конечный результат — накопление суммы знаний, умений, навыков и «образцового» опыта поведения посредством информативной передачи, закрепления и воспроизведения; — понимание процессов самоутверждения, самоорганизации, самореализации и самоопределения учащихся как ре- зультата образовательной деятельности, воплощающей объективные естественнонаучные законы; — рекомендательный, предписывающий, «рецептурный» характер образования, основанный на использовании учителем только внешних средств формирования личности; — определение общественного мнения коллектива приоритетным по отношению к индивидуальным возможностям личности, преобладание коллективных (фронтальных) форм образовательной деятельности; — отношение к сознанию как ко вторичному «продукту»,.возникающему, формируемому и развиваемому благодаря действиям учителя с правильно организованной внешней средой. Открытое образование не отменяет классический вариант. Оно продолжает и развивает закрытое образование в новых условиях, привносящих принципиально отличающиеся характеристики: — нелинейность (знания и опыт поведения не только наращиваются последовательно, по нормативно определенной линии, траектории благодаря сообщениям учителя, но к возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учениками при поддержке учителя); — незавершенность и открытость (информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом учащихся); — субъектность (знание принадлежит только конкретному ученику, независимо от уровней всеобщности знания, т. е. объективности). — неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности); — относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности); — определение целей образования не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в образовании, привносимыми учениками, их родителями, учителями; — ориентация образования на разностороннее, а не всестороннее развитие личности, так как охватить все стороны развития невозможно, поскольку это ограничивает, «закрывает» и образование, и личность; — свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, интеллектуально-нравственные задатки; — личности учителя и ученика — субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами — знаний, отношений, пониманий; — ученик — цель, а не средство образовательных процессов, выполнения требований учебных программ и рекомендаций: он самоценен, т. е. имеет значение в том виде, в каком он есть и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т. е. необходимый, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий образования; — приоритет образования, ориентированного на личность ученика (личностно ориентированное) над образованием, ориентированным на «знания по предмету» (предметоцентрирование); — знания существуют и имеют значение для ученика только тогда, когда из объективных, т. е. существующих независимо от человека, становятся субъективными, т. е. личностно значимыми; — логика познания дополняется ассоциативными и интуитивными открытиями, возникающими при работе сознания со специально подобранным учебным и воспитательным материалом; — учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди, он постоянно приб л и ж а е т с я к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог; — образ мира постоянно изменчив, он не может быть оценен однозначно: помимо бинарной оценки явлений, знаний, опыта, законов и закономерностей, правил и предписаний вводится тринитарная (тройственная) возможность познания и оценки, позволяющая и учителю, и ученику выйти в так называемую стороннюю позицию, рассмотреть явление во всей его изменчивости и неоднозначности; — понятие «методика», как набор жестких предписаний, требующих точного «ритуального» исполнения в образовании и обеспечивающих твердое запоминание и закрытость знаний, уступает место понятию «технология», как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию; — ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаний и опыта поведения посредством специально организованного проживания и переживания в учебно-воспитательной деятельности; — самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самоорганизация не сводится к распространенным в современной педагогике представлениям о ней, как об умениях самоконтроля и саморегуляции, появляющихся в результате внешних образовательных воздействий (см. «Самоорганизация»); она происходит при педагогической поддержке, опирающейся, преимущественно, на внутренние источники развития ученика; — образование не дает готовые «рецепты» знаний и образцы поведения, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека выбирать, которая определяется как одна из гуманных характеристик, отражающих внутренний мир личности; — общественное мнение ученического коллектива рассматривается как эффективный, но вместе с тем, и опасный педагогический инструмент; если в закрытом образовании ему отводятся, в основном, функции торможения, выравнивания и подавления личности, то в открытом образовании они преобразуются в функции групповой поддержки, совместного оценивания и переживания личных и групповых достижений, успеха (неудачи) в человечной атмосфере близости, теплоты и единства; — однозначно установлен приоритет сознания над любыми внешними (бытием, политическими, экономическими, военными, социальными и т. д.) факторами: мир «открывается» перед учеником благодаря работе его сознания, как главной личностной ценности; учитель не «преподносит» мир в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика. Главный признак постнеклассической науки — приоритет теоретического познания над эмпирическим — проявляется и в педагогике. Однако он продолжает трактоваться с позиций бинарной механистической методологии закрытого образования и без учета российской специфики педагогического сознания. Данная специфика состоит в способности сознания не только отражать привносимые значения, но и противостоять им, порождая собственные, личностно-окрашенные смыслы воспитания и обучения, проявляя свойственный только российскому учителю феномен педагогического творчества. Кризисный смысл этого явления состоит в том, что развитие педагогической науки продолжается в режиме борьбы со следствиями, а не с причинами, которые их породили. Методология, используемая как обоснование открытой, гуманистической парадигмы образования, опирается на философские основы закрытого, т. е. формирующего образования. Это противоречие проявляется в концептуальной ориентации того, что выдается за гуманистическое образование, на его механистические, внешнезадаваемые регулятивы. Они устанавливают роль и место человека в системе образования, как части механизма. Синергетическое мировоззрение позволяет усмотреть в данном феномеме определенные оптимистические начала. Неоднозначность кризисной ситуации, как синергетического феномена, требует более углубленного исследования самого понятия кризис. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каким образом методологическая недостаточность естественнонаучного подхода сказалась на проблемах образования начала XX в.? 2. Какое событие в науке началаXX в. обусловило необходимость пересмотра общенаучной методологии, руководствовавшейся классическими принципами? 3. Можно ли заменить понятие «наблюдатель», используемое для понимания перемены ценностей в неклассической науке на понятие «ученик»? Какие изменения повлечет такое переименование для образования? 4. В чем состоит специфика российской самоорганизации сознания с точки зрения синергетики? 5. Дайте опережающее определение педагогическому по- тенциалу, представленному в российской самоорганизации сознания. 6. Используя предложенные схемы определения признаков открытой и закрытой моделей образования, проанализируйте любое педагогическое явление (урок, воспитательное мероприятие) с позиций наиболее привлекательных для вас положений открытости. 7. Что является наиболее эффективным условием педагогического творчества с позиций синергетики? 8. Почему теоретическое познание признается более эффективным по сравнению с опытным (эмпирическим)? Находит ли этот приоритет отражение в современной педагогичекой науке? Соединив феноменологический способ познания (углубленное проникновение к источникам, движущим силам и механизмам явления) синергетическим способом рассмотрения явлений, как открытых, нестабильных и нелинейных структур, мы обнаружим огромное количество новых смыслов в тех образовательных феноменах, которые представлялись досконально изученными. Отделяя наслоения идеологических «предрассудков», мы получаем явление почти в «чистом виде». А такое рассмотрение проблем образования уже дает научные основания поставить точный диагноз и разработать собственную схему преодоления проблем. Неравновесность является основным исходным состоянием, необходимым для возникновения процессов самоорганизации. Она же является главным показателем кризиса. Кризис — это резкий крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-либо процесса. Медицинское определение кризиса — это перелом в течении болезни, сопровождающийся исчезновением всех ее признаков. Обращение к этимологии понятия приводит нас к греческому «krisis», обзначающему одновременно и поворотный пункт, и решение. Тем не менее, ассоциации, возникающие при его упоминании, как правило, связаны с негативными, катастрофическими явлениями развала, крушения устоявшихся связей, представлений. Показательна точка зрения на этот феномен совремеи- ной философии экзистенциализма. По мнению К. Ясперса, философия существования исходит из пограничных (кризисных) ситуаций человека, в которых раскрывается неминуемое, роковое. Но столкновение с судьбой влечет не завершение жизни, а предоставляет человеку шанс подняться над ее видимым крушением посредством постижения разумом господствующего в действительности неразумного. В крушении бытия, считает К. Ясперс, можно наиболее глубоко постигнуть смысл бытия. Крушение — это роковое переживание при встрече с пограничными ситуациями, которое человек, если он намерен остаться человеком, должен использовать для того, чтобы выйти на «путь к бытию». В крушении отчетливо выявляется неразумное (предрассудки в том числе), и уже от человека, а не от рока, обстоятельств, зависит освобождение и прорыв к новой жизни или гибель вместе со старым миром: «Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Кризисные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на них маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия» (К. Ясперс). Кризисное состояние, по мнению философов, должно побуждать человека к поиску причин, породивших «пограничную ситуацию», чтобы, разобравшись, устранить их и расчистить путь к своему самосознанию, обеспечивающему поиск средств и возможностей для выхода из кризиса. Однако сложность российской ментальности состоит в том, что наряду с творческой активностью в ней сосуществует не менее мощная потребность в саморазрушении. Эта потребность в гораздо большей степени стимулируется закрытым традиционным образованием, формирующим бессмысленное запоминание и механическое исполнение, чем не менее сообразная российской ментальности потребность в активном творчестве. В связи с этим, любая самостоятельная мыслительная операция для людей, поколениями воспитывавшихся в отчуждении от активной деятельности своего сознания, не имеющих привычки полагаться на него, перепоручавших эту ответственность «вышестоящим инстанциям» — дело крайне трудное. Привыкнув руководствоваться решениями своей судьбы «сверху», предшествующие поколения не только утратили способность самостоятельно оценивать ситуацию и актуализировать себя в них, но и передали эту неспособность по- следующим поколениям. Царящие в современном российском обществе настроения растерянности, сомнения, неуверенности и порождаемые ими безразличие, паника, агрессия —-лишь некоторые проявления неумений реально оценивать ситуацию. В современной науке накоплен достаточный запас доказательств, позволяющий утверждать, что большинство негативных явлений современной российской жизни — это закономерное преобразование критической массы внутреннего протеста во внешние проявления. Нетрадиционные свободы, спроецированные на традиционное представление россиян о свободе, как о полной вседозволенности, породили чисто русский феномен беспредела. Негативизм современной ситуации можно отчасти рассматривать и как неосознаваемую попытку реализовать ущербные, но противопоставленные официально насаждавшимся, собственные антиидеалы. Наличие или отсутствие насаждевшей их силы уже не имеет значения — переданный генетически и имплицитно заряд недовольства получил необходимый детонатор. В соединении с традицией неумения и нежелания соединять концы и начала,. т. е. устанавливать связь между причинами и следствиями —• социально-психологический интерьер кризисной ситуации обозначается все более рельефно. Проблемный портрет современного учителя. Исследователями отмечается преобладание у учителей оценок, переживаний и реакций отрицательного, пессимистического свойства, в целом определяемых педагогическим сознанием как «не-. сбывшиеся ожидания». Кризисная ситуация воспринимается как крушение надежд, связанных с ожиданием перемен, инициируемых «сверху», поскольку предоставленный пограничной ситуацией шанс на изменение «снизу», от личности учителя, не осознается. Феномен несбывшихся ожиданий проявляет набор противоречивых установок. Профессиональный идеал, составленный из представлений учителей: учитель должен быть обаятельным, увлеченным, порядочным, достойным уважения, оптимистом, волевым, фантазером и т. д., вступает в конфликт с описанием себя как учителя: несдержанность, настроения безысходности, подавленности, бессилия, неудовлетворенности результатами своей работы, озлобленность, невнимание к своей внешности, грубость, конфликтность, пессимизм и т. д. В целом, эмоциональная оценка перспектив своего будущего у учителей определяется сомнением — 67,4%, и пессимизмом — 13,3% (12).
Эти недостатки своего профессионального поведения учителя объясняют переполненностью классов, низкой заработной платой, большим объемом учебной работы (но работа на двух ставках считается нормой), неоплачиваемыми общественными нагрузками, тупостью детей, "отношением властей к образованию, отсутствием добротных учебников и рекомендаций по их использованию, безразличием учеников. В целом оценка направлена на порицание внешних, явно стрессогенных, факторов. Как правило, их появление ассоциируется с последствиями разрушения привычного уклада жизни в целом и традиционного воспитания в частности. В представлениях московских учителей (1996 г.) ценность воспитания занимает только четвертое место (34,9%). Первое место занимает счастливая семейная жизнь (66,9%). Ценности таких профессионально-значимых характеристик, как общение, развитие своих способностей, полноценное приобщение к культуре, занимают, соответственно, пятое, шестое и седьмое места. Исследователи фиксируют значительное внимание учителей к взаимоотношениям учащихся. 60% старшеклассников отмечают, что учителя вмешиваются в их отношения, но эффективность этих вмешательств подтвердили менее 25% старшеклассников. Ученические анкеты свидетельствуют: вмешательство учителей неэффективно, бестактно и вряд ли является воспитательным, если осуществляется в виде контроля, замечаний, поучений, наставлений. Позиция выжидания двух взаимосвязанных участников учебного процесса, учителей и учеников, отмечается как еще одна кризисная черта современной школьной жизни. Большинство учеников считает, что для успешной учебы первостепенное значение имеет интерес к предмету, который определяет учитель (56%), в меньшей мере он зависит от ученика (24%) или предмета (25%). Пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны...»). Это противостояние проявляется и в отношении к отметкам: по мнению учащихся, отметка оценивает знания (38%), отношение учителя к ученику (30%), способности ученика (21%), используется как способ давления (11%). Вместе с тем, учителя уверены, что они используют отметку как стимул индивидуального развития учащегося, как поощрение и наказание, ориентир для достижений. Уклоняясь от развития к знаниям, к процессу познания, педагоги занима- ются тренировкой памяти и послушания, тормозящих развитие мышления и личности в целом. Проблемный портрет современного ученика. Данные Центра социальной адаптации подростков (11) выявляют набор других кризисных показателей. Способность представить свое будущее — залог положительного развития личности. Большинству старшеклассников оно кажется предопределенным -^-95% собираются учиться в вузах. Но большинство из определившихся в сфере продолжения образования не могут указать, в какой именно вуз они намерены поступать. Среди тех, кто знает, более половины — 52% связывают получение высшего образования с применением его в сферах диаметрально противоположных избранным специальностям: спекуляция, рэкет, совместные и малые предприятия. Среди наиболее привлекательных качеств, приоритетов молодежи, отмечаются умения выделиться, привлечь внимание, выпятить свои способности. Стремление к самоутверждению соотносится не с перспективой, а с необходимостью приспосабливаться к кратковременным стратегиям каждодневного выживания. Традиционные образцы для подражания — интеллект, сдержанность, аккуратность, оказываются непривлекательными (10). Мотивация самоутверждения не стимулируется организацией учебной деятельности в школе и не связывается с ней в сознании старшеклассника. Около 68% предпочитают пассивные виды учебной деятельности — читать, смотреть, слушать учителя; для 19% имеет значение возможность высказываться на уроке, однако она реализуется как пересказ «правильных» ответов в соответствии с учебником или рассказом учителя. Школа, жизнь которой построена на монологе учителя и пассивном следовании ученика предлагаемым образцам и правилам, формирует удобный тип личности. Основной способ взаимодействия старшеклассника с внешним миром — поглощение информации о нем. Достаточно оригинально преломляется образ учителя в сознании старшеклассника. По их мнению, главное требование учителей—это дисциплинированность и послушание (55%). Хороший ученик для учителя — послушный, дисциплинированный, исполнительный, вежливый, скромный, не выделяющийся, не думающий, не имеющий собственного мнения, безропотный, не мешающий работать, смотрящий учителю в рот. Второе место среди качеств, удобных для учителя, старшеклассники отводят прилежанию (внимательность, работоспо- собность, старательность) — 21%. На третьем месте располагаются качества, ценимые учителями (по мнению старшеклассников) как не требующие дополнительных усилий со стороны учителей — способность, понятливость, ум, сообразительность, самостоятельность — 16%. В значительной степени возросли такие неподдающиеся измерению, но весьма заметные в ученической среде кризисные показатели, как агрессивная политизированность, жестокость, цинизм, неприятие каких-либо общественно-значимых идеалов, общая невротизация. Профессиональный портрет учителя во многом повторяет эти проявления невоспитанности, дополняя их оправданиями собственного авторитаризма, морализаторства, грубости и т. д. В числе ярких проявлений отношения со стороны учителей 22% опрошенных школьников отмечают грубость, оскорбления, унижения, подавление, крик, полное равнодушие; 16% свидетельствуют о фактах рукоприкладства (подзатыльники, выталкивание за дверь, дергание за уши, шлепки линейкой по голове). Агрессия учителей, по мнению школьников, проявляется в том, что они громко, резко разговаривают, держат класс в напряжении. По мнению учителей, причины их конфликтов с детьми заложены не столько в самих детях, сколько в общей «фоновой» напряженности, усиленной жалостью к себе, поисками возможностей разрядиться и знанием о безнаказанности и безответственности учеников. Неявные причины наркомании. Современная молодежная среда шокирует вовлеченных в водоворот ее жизнедеятельности старших — учителей, преподавателей, родителей и т. д. по всем параметрам: от разговорного сленга до музыкальных пристрастий, от сексуальной гпперактивности до проституции, от потребительства до самоуничтожения, от цинизма до неуемной эмоциональности Над всем этим «нравственным опустошением» доминирует феномен молодежной наркомании. Скорее нежелание, чем неумение устанавливать причинно-следственные связи приводит некоторых исследователей к определению ложного истока этой реальной угрозы жизни подрастающих поколений. Принято считать (и это все больше становится признаком хорошего научного тона), что все перечисленные и рядоположенные им кризисные показатели, увенчанные катастрофической наркотизацией молодежи — есть в целом результат отказа от системы жесткого подавления каких-либо свобод, т е. следствие либерализации российской жизни в целом и образовательной в частности. Такой диагноз как бы автоматически определяет необходимость возврата к отвергнутому тоталитарному режиму и восстановления его в школе с тем, чтобы учащиеся (как будущие граждане) лишились возможностей для развития своих «дурных» наклонностей. Приведенные выше статистические фрагменты отношений между учителем и учениками в современной школе свидетельствуют о том, что школа не утратила репрессивных функций и в период своей «демократизации». В связи с этим вряд ли уместно обвинять школу в недостаточности давления на учеников и в плане употребления наркотиков. Тенденция к расширению наркотизации определяется не ослаблением противостояния школы и других социальных институтов этому социальному пороку. Наркотическое зелье и разного рода информация о нем, проникая через неформальные каналы (товарищеская среда, дискотека, видео и т. д.), неизбежно остаются более привлекательными для молодежи, чем любая контрпропаганда: чем запретнее плод, тем он слаще. При очевидной бесполезности решать эту и другие молодежные проблемы только средствами агитации и запретов. усилия школы продолжают разворачиваться в традиционном для нее направлении поверхностных воздействий, вызывая у преобладающего большинства учащихся реакции протеста, неприятия, отторжения. Эти меры достаточно эффективны по отношению к тем, кто имеет сравнительно высокие уровни развитости самосознания и культуры, чье самосознание нуждается в более высоком уровне самоутверждения. Было бы наивно утверждать, что школа формирует высокий уровень самосознания, если большинство ее учеников не утруждают себя выбором места работы или учебы, находясь на пороге выхода во взрослую жизнь. Имея в виду обусловленную природой предрасположенность примитивного сознания искать и находить выход из дискомфортных и угрожающих психике ситуаций общей внутришкольной невротизации (угроза наказания, прямое и косвенное унижение, атмосфера принуждения и т. п.) посредством разнообразного эскапизма (ухода от реальности) не сложно понять, по какой причине современные тинейджеры пытаются найти душевный комфорт при помощи наркотиков. По данным лаборатории социологических исследований Воронежского университета (9) по области в 1995 г. зарегистрировано почти двухкратное (по сравнению с 1993 г.) увеличение преступлений, связанных с изготовлением и сбы- том наркотических препаратов. Во столько же раз увеличилось количество зарегистрированных наркобольных. Усредненный процент употребляющих наркотики молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет составляет 20,5%. То, что эти данные представляют не всю полноту наркотизации, подтверждается косвенными показателями: 22,5% опрошенных отметили, что видели, как приобретаются наркотики, а 35,1% наблюдали за их употреблением другими. При этом в среде учащихся школ и ПТУ наиболее часто наблюдают употребление наркотиков друзьями 44,7% опрошенных; среди пробовавших нарковещества снова присутствуют учащиеся школ и ПТУ — 25,3%. Педагогический аспект наркотизации прослеживается в показателях информированности по проблемам наркомании, в отношениях к употреблению наркотиков и, что наиболее значимо, в мнениях о мотивах и причинах их употребления. Устойчивый интерес к проблемам наркомании, как однозначно негативному явлению, проявляет более половины опрошенных — 55%. Обращает внимание весьма большая группа «безразличных» — 15,4% и затруднившихся определить свое отношение — 11,6%. Вполне вероятно, молодежь — 27%! — скрывает таким образом свое положительное отношение к наркомании или не имеют ничего против ее распространения. Отношение к потреблению наркотиков в молодежной среде характеризуется такими показателями, как отказ идентифицировать их употребление с преступлением — 25,6%, утверждение «это лучший способ хотя бы на время забыть сложности и проблемы жизни» — 21% и «употребление наркотиков — личное дело каждого человека» — 55%. Прямой выход на проблемы школы, помимо двух косвенных, обнаруживается при анализе мотивов и причин, приводящих молодежь к употреблению наркотиков. Первое место занимает мотив любопытства — 46,8%, что уже характеризует уровень культуры, сформированный в школе; на втором месте — желание испытать новое, необычное ощущение — 22,5%, как свидетельство неудовлетворенности впечатлениями школьной жизни. Особое значение приобретает при педагогическом осмыслении третий мотив — потребность выйти из состояния подавленности, психологического стресса испытывают 16,7% девушек и 12,2% юношей; на четвертом месте — мотив протеста против запретов и запугиваний — 5,1% девушек и 3,5% юношей. Два последних мотива, с нашей точки зрения, достаточно четко прослеживают обусловленность наркотизации общим школьным климатом. Учителя осознают необходимость противостоять тенденции обострения негативных установок (антиценностей) и ростом их привлекательности для молодежи. Но несформированность у педагогов умений и навыков смыслопоисковой деятельности (осмысления, осознания, проникновения в суть явлений, критичности, коллизийности, нравственной рефлексии и саморефлексии и т. д.), подкрепленная осознанием полной социальной незащищенности, приводит учителей и их воспитанников к поиску простых и однозначных, «абсолютных» ценностей и истин. Воспитательный вакуум заполняется притягательными в своей доступности примитивными ценностями, расположенными на явном, эмоционально-чувственном уровне познания бытия. Удовлетворение стадных, животнообразных инстинктов значительной частью современной школьной молодежи проявляется в обращении к традиции организовывать свою жизнь за счет усилий других. Она реализуется в приобщении к деятельности политических и религиозных объединений, гарантирующих простые и быстрые средства преобразования как общества, так и самого себя. Простая и эффективная самореализация, предлагаемая объединениями типа РНЕ, КПРФ, РКСМ, «Белое братство» и др., стимулирует агрессивность, ограниченность мышления, безоглядную веру в «абсолютную правильность» антигуманных идей, отчуждение от активной деятельности своего сознания, формирование собственных примитвных, но противопоставленных наивной официальной «воспитательной работе» антиидеалов. Очевидно, что в приведенном нами портрете современного образования преобладают мрачные тона. Они свидетельствуют о наличии системного кризиса. В целом ситуация достаточно полно описывается термином «феномен», поскольку не поддается логическому осмыслению, но при всей своей иррациональности воспринимается и существует как норма. Было бы допустимым предположить, что иррациональность реставрации принципов социалистического управления наукой и образованием в условиях перехода к стандартам «образования без границ» приведет к осознанию педагогами несостоятельности официальной науки, ее шаткого балансирования на грани нестыковки с нормами цивилизованной морали, образованности, обеспечения нормального развития учащихся, подготовки специалистов, спо- собных к выработке творческих подходов к профессиям и т. д. Однако этого не происходит. Рассматривая ситуацию с позиций науки о самоорганизующихся системах — синергетики, обнаруживаются признаки оптимизма в, казалось бы, безнадежно запущенных процессах. Яркий показатель принадлежности к самоорганизующейся системе — кризисная ситуация — в российском варианте является наиболее продуктивным условием становления самоорганизующегося сознания, управляющего соответственным профессиональным поведением. Рядоположенные с этим основания представим на сигнальном уровне: кризисная ситуация сензитивна особенностям российского национального характера; специфический российский кризис обладает всеми характеристиками самоорганизующихся систем; способность существовать и развиваться в перманентных кризисных условиях свойственна этносам, не утратившим энергию пассионарности (концепция этногенеза Л. Н. Гумилева); самоорганизующееся сознание, при создании специальных педагогических условий, обладает несравненно большим творческим потенциалом, чем сознание, формируемое по «необходимым», задаваемым извне стандартам; профессиональное педагогическое творчество обеспечивается только самоорганизующимся сознанием, оперирующим не столько «заученным» знанием, сколько поиском его. источников, соотнесением его смыслов с актуальными значениями, установлением причинно-следственных связей и т. д. — т. е. методологической культуры профессионала в целом. Парадоксальность кризиса образования соответствует специфически российскому феномену синергетической взаимосвязи консервативности и инновационности образования. Его отличие от евро-американской консервативности, как залога надежности и прочности знаний, передаваемых в контексте традиций гуманистической культуры, столетиями возвышавшей личность, состоит в непротиворечивом единстве противоположных устремлений и культуросообразных потребностей российских педагогов: подсознательно следовать устоявшейся схеме и сознательно стремиться к ее разрушению посредством бесчисленных инновации. В качестве иллюстрации можно привести опыт учителей-«новаторов», положивших начало уничтожению единой системы догматического закрытого образования. Для этого оказалось достаточно ввести в педа- готический обиход понятие «индивидуальное творчество учителя». В основе этого парадокса — наличие комплекса специфически российских потребностей — от радикальной необходимости саморазвития до необходимости предельно ответственно и полно соответствовать избранной профессии как предназначению. Они исходят от учительства и, представляя своеобразный опыт стихийной саморганизации, наделены ее основными пороками. Тем не менее, данные потребности свидетельствуют о наличии позитивного синергетического потенциала в российской педагогике. В контексте неизбежных перемен в российском образовании последнее положение определяет актуальность весьма активно разрабатываемых учеными основоположений тринитарной методологии, приложение которой к проблемам воспитания только начинает осмысливаться. Методология развития личностно-нравственного потенциала, представленного ценностной спецификой национальной ментальности, вбирает в себя энергетическую подпитку диссонанса, нестабильности, интуиции. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями сознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностных позиций двух видов: социальной мимикрии (с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности) или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации, следствием чего является саморазвитие и самореализация личности. Неотягощенное деятельностью осмысления и переосмысления ситуации, сознание ориентируется на наиболее простые, легкие и быстрые способы адаптации (мимикрии) к навязываемым средой условиям. Этому активно содействует традиционная педагогика, базирующаяся на идее приоритетности бытия по отношению к сознанию. Следствием идеологии формирования приспособленческих качеств личности, т. е. развития ориентации на доминанту среды (обобществление личности в коллективистском воспитании, «абсолютная» правота учителя и т. п.), является блокировка смыслотворческой деятельности педагогического сознания. Развращаемое соблазном безмыслия, оно ориентируется на предписываемые традиционными методами воспитания прямые, быстрые и внешнеэффективные средства воздействия на ученика, возбуждая этим не столько ответную деятельность его сознания, сколько эмоциональную реактивность. Вместе с тем, потенциал самоорганизации, как нон-кон-формистской, неадаптивной активности сознания, свойствен личностной характеристике россиянина в гораздо боль-•шей степени, чем личности европейца, американца или японца. Это утверждение находит подтверждение как в разработках российской аксиологии, так и в более современных исследованиях (Л. Н. Гумилев, И. С. Кон, В. А. Петровский и др.). Потенциал самоорганизации, в виде возможности преодоления кризиса, присутствует в деятельности личностных структур сознания россиянина как генетическая нацно-нальносообразная потребность осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать («принимать близко к сердцу») происходящее. Таким образом, можно полагать априорное наличие специфической куль туры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Объясните, почему в синергетике неравновесность является основным исходным состоянием, необходимым для возникновения процессов самоорганизации?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |