Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая группа — принципы учета социально-профессио­нального опыта




Традиционная советская педагогика предполагала строить воспитательную работу в школе исходя из теории «чистой доски». Но если у Дж. Локка под чистой доской (tabula rasa) понималось девственное сознание новорожденного, то педа­гогика коммунистическая наделяла таковым сознанием уже сформировавшуюся в основном личность 6—7-летнего ре­бенка.

За границами педагогического внимания оставался, пусть небольшой, но уже накопленный опыт социального поведения, профессиональных знаний и умений. В школе же все должно начинаться сначала, поскольку важен и необходим единый уровень стандартизации сознания. Отсюда берет начало про­цесс десубъективации, обезличивания учеников. Педагогика-самоорганизации, избавляясь от этого наследия, становится педагогикой Личности, где важны все ее проявления, где накопленный опыт ребенка помогает педагогу разработать. 368

личностно значимую, личностно ориентированную тактику воспитания.

С другой стороны, учет социального и профессионального опыта устраняет воспитательные и образовательные повто­рения, избавляет и учителя и учеников от необходимости об­рабатывать уже возделанное поле. Опыт, в неравных объе­мах, уже есть — он приобретен (но не в готовом виде) от родителей, товарищей, с экрана телевизора. Задача школы — на его разнотгродвинутой основе создавать новый опыт миро­восприятия, отношений, поведения, привычек.

Принцип учета поведения. Определяет социальную значи­мость поведения, наличие позитивной или негативной направ­ленности, утверждения прав личности, саморегуляции. Учет поведения наиболее полно возможен при демонстрации по­ступка личности, его значения для референтной группы. Уче­ник убеждается, к каким последствиям приведет его посту­пок социальную группу — учителей, одноклассников, родите­лей, мнением которых он дорожит.

Принцип учета привычек. Определяет наличие или отсут­ствие навыков поведения-привычек — определенных норма­ми поведения, этикой отношений, самообслуживания. В целом выявляется уровень этической культуры личности.

Принцип развитости общения. Помогает выявить и раз­вить основные показатели культуры общения — уравновешен­ности, надежности, уверенности в себе, лояльности к окру­жающим, умение вести диалог.

Принцип учета профессиональных умений. Определяет наличие элементарных и относительно сложных знаний и умений, связанных с учебной деятельностью — уровни начи­танности, умелости в выполнении задания учителя сообра­зительности и т. д.

Принцип учета развитости аудио-визуальной культуры. Этот принцип как бы развивает предыдущий. Из-за неучиты­ваемого педагогами, но объективно существующего мощного влияния телевидения, радио, видеофильмов у школьников накапливается огромное количество неупорядоченной инфор­мации обо всех сферах жизни, науки, искусства и т. д., в том числе и сведения, входящие в школьные программы. По­лучаемая таким образом информация не закреплена в созна­нии, отрывочна, хотя благодаря ей многие школьники счи­тают себя весьма эрудированными. На самом деле это не эрудированность, а нахватанность, разбросанность интересов.

Учет этого принципа при разработке содержания воспи-

36 9

тания и обучения очень важен, поскольку дает выход в окру­жающий школьника мир. Для учителя необходимо умение -увязывать проблемы жизни с проблемами организованного воспитания и своего предмета, определять связь науки с ок­ружающей действительностью, прогнозировать ее влияние, опасные последствия и положительные результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.