КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторая группа — принципы учета социально-профессионального опыта
Традиционная советская педагогика предполагала строить воспитательную работу в школе исходя из теории «чистой доски». Но если у Дж. Локка под чистой доской (tabula rasa) понималось девственное сознание новорожденного, то педагогика коммунистическая наделяла таковым сознанием уже сформировавшуюся в основном личность 6—7-летнего ребенка. За границами педагогического внимания оставался, пусть небольшой, но уже накопленный опыт социального поведения, профессиональных знаний и умений. В школе же все должно начинаться сначала, поскольку важен и необходим единый уровень стандартизации сознания. Отсюда берет начало процесс десубъективации, обезличивания учеников. Педагогика-самоорганизации, избавляясь от этого наследия, становится педагогикой Личности, где важны все ее проявления, где накопленный опыт ребенка помогает педагогу разработать. 368 личностно значимую, личностно ориентированную тактику воспитания. С другой стороны, учет социального и профессионального опыта устраняет воспитательные и образовательные повторения, избавляет и учителя и учеников от необходимости обрабатывать уже возделанное поле. Опыт, в неравных объемах, уже есть — он приобретен (но не в готовом виде) от родителей, товарищей, с экрана телевизора. Задача школы — на его разнотгродвинутой основе создавать новый опыт мировосприятия, отношений, поведения, привычек. Принцип учета поведения. Определяет социальную значимость поведения, наличие позитивной или негативной направленности, утверждения прав личности, саморегуляции. Учет поведения наиболее полно возможен при демонстрации поступка личности, его значения для референтной группы. Ученик убеждается, к каким последствиям приведет его поступок социальную группу — учителей, одноклассников, родителей, мнением которых он дорожит. Принцип учета привычек. Определяет наличие или отсутствие навыков поведения-привычек — определенных нормами поведения, этикой отношений, самообслуживания. В целом выявляется уровень этической культуры личности. Принцип развитости общения. Помогает выявить и развить основные показатели культуры общения — уравновешенности, надежности, уверенности в себе, лояльности к окружающим, умение вести диалог. Принцип учета профессиональных умений. Определяет наличие элементарных и относительно сложных знаний и умений, связанных с учебной деятельностью — уровни начитанности, умелости в выполнении задания учителя сообразительности и т. д. Принцип учета развитости аудио-визуальной культуры. Этот принцип как бы развивает предыдущий. Из-за неучитываемого педагогами, но объективно существующего мощного влияния телевидения, радио, видеофильмов у школьников накапливается огромное количество неупорядоченной информации обо всех сферах жизни, науки, искусства и т. д., в том числе и сведения, входящие в школьные программы. Получаемая таким образом информация не закреплена в сознании, отрывочна, хотя благодаря ей многие школьники считают себя весьма эрудированными. На самом деле это не эрудированность, а нахватанность, разбросанность интересов. Учет этого принципа при разработке содержания воспи- 36 9 тания и обучения очень важен, поскольку дает выход в окружающий школьника мир. Для учителя необходимо умение -увязывать проблемы жизни с проблемами организованного воспитания и своего предмета, определять связь науки с окружающей действительностью, прогнозировать ее влияние, опасные последствия и положительные результаты.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |