КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смыслоразвивающие модели-ориентиры
Модель Силы Личности. Эта модель, представленная в качестве основы для создания условий воспитания творческой личности, являет педагогически адаптированный нами» концентрат жизненных и психологических установок, разработанных П. Вайнцвайгом (3). Поль Вайнцвайг — канадский социальный психолог. Он — не профессиональный педагог, но специалист в области популярного «человекознания». В своей книге «Десять заповедей творческой личности» он не рассматривает педагогические аспекты данной темы. Но они легко домысливаются, что и позволило нам адаптировать основные положения автора «практической теории» к школе. При этом Вайнцвайг значительное внимание уделяет вопросам воспитания и образования. В частности, причины взрослых бед и неурядиц (некоммуникабельность, одиночество и т. п.), считает Вайнцвайг, находятся в детстве; причем в детстве самом раннем. Дети постоянно сражаются за свою суверенность и достоинство против подавления их личности со стороны взрослых. Такие поведенческие проявления, как медлительность, демонстративное неповиновение, нарочитое заикание, эмоциональные взрывы т. д. — стереотипный комплекс «боевых действии» в борьбе со взрослыми, к которым дети прибегают, чтобы привлечь к себе внимание и восстановив нарушенную справедливость. Отсутствуют у Вайнцвайга и столь привычные нам педагогические пояснения. Они заменены на страстную проповедь с элементами популяризации научных данных, на испо- ведь о том, во что человек свято верит и в чем, открыв однажды для себя, хочет убедить других. В целом работа Вайнцвайга, и как писателя, и как автора и комментатора телесерий «Вайнцвайг ТВ-ток шоу» посвящена рассказу о создании таких условий, при которых полностью раскрывается творческий потенциал личности. Здесь центральным понятием является «Сила Личности», как способность саморазвития уникальных энергетических, мыслительных и творческих задатков человека, направленная на преодоление препятствий судьбы и обращение их себе на пользу. Памятуя о том, что Вайнцвайг прежде всего психолог, мы выделили только четыре основных направления создания условий развития творческого потенциала личности. На наш взгляд, они наиболее педагогичны, наиболее полно сочетаемы со школьной практикой. К ним относятся: преодоление жизненных испытаний, самоконтроль, гармоничное сочетание противоречивых начал в природе и человеке (гармония), высокие духовные цели и ценности (идеализм). Дальнейшее развитие творческого потенциала Силы Личности сопряжено с деятельностью психологов: механизмы стресса и его снятия при обмене жизненной энергией; соотношение между мышлением, чувствами и поведением; аутотренинг и медитация; воля и воображение; мечты и сновидения. Вероятно, в скором будущем отечественная психологическая наука все-таки переориентируется с деятельности как основы психического развития личности на личность как основу собственного развития. Тогда, очевидно, разработки Вайнцвайга станут ориентиром для становления новой ветви науки — личностной прикладной психологии, обращенной к развитию тех основ, которые заложены педагогами как содержательная сторона условй развития творческой личности. Содержательная сторона модели Вайнцвайга ориентирована на процесс, сочетающий поиски и результат — становление Силы Личности. Этот термин, при всей своей напористости, исключает насилие, превосходство, эгоизм. Такие «волеизъявления», отделяющие человека от общества и природы и вносящие разлад и вражду в отношения между людьми, разрушают Силу Личности. Сила Личности — это в первую очередь любовь, творчество и мудрость. Это свобода оставаться самим собой в самых непредвиденных обстоятельствах. Это, одновременно, умение быть человеком практичным и неподдающимся разлагающему влиянию цинизма, предполагающим высокий идеализм, позволяющий преодолевать любые трудности. Это сознание того, что здоровье человека зависит не столько от физического состояния, сколько от состояния духа, вбирающего в себя отношения с окружающими, эмоции, мысли и оценки. Сила Личности проявляется и в знании своей «дхармы» — уникальной тропы к своей миссии в жизни, в умении определить свои возможности и способности на пути к своему предначертанию. Сила Личности — это не власть, не финансовое благополучие и не господство. Она основана на знании, смелости и сотрудничестве. Но она не дается просто так и не' может быть привнесена извне. Ее можно обрести лишь собственными усилиями. В связи с этим новое звучание приобретает сегодня изречение А. Дистервега: «Развитие и образование никому не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». У Вайнцвайта это положение живет и работает потому, что в первую очередь Сила Личности зависит от умения преодолевать необходимость подчинения внешним обстоятельствам. Еще в содержание этого понятия вкладывается то, что Сила Личности — не только в крепких мускулах. Она — в-самостоятельности мышления, в глубине, искренности и чистоте помыслов, в природной мудрости, которая закладывается в детстве и накапливается всю жизнь. Сила Личности — синтез ума, сердца, физического здоровья, воли. В самом словосочетании «Сила Личности» содержится утверждение, что сила зависит от личности, а не от внешних обстоятельств. Зарожденная и накопленная во времени и пространстве. Сила Личности продолжает существовать вне их, в человеке Она аккумулируется в течение всей жизни, но растет и крепнет только в зависимости от воли, желания и воображения. Первое условие воспитания творческой личности, развития-ее Силы, состоит в преодолении жизненных испытаний. Не-пройдя через них, никто не сможет поверить в свои творческие возможности. Но при этом не надо воссоздавать столь привычный нам стереотип воспитания, предполагающий построение образа врага. Не имеет смысла создавать и искусственные трудности, поскольку самые обычные школьные к жизненные будни полны трудностей и испытаний. Они рядом с учеником, а в большинстве случаев — в нем самом: раз- дражительность, несовместимость с соседом по парте, застенчивость, слабое здоровье, неумеренность, грубость, лень — все это преграды, которые приходится преодолевать. Невежество, нерешительность, ложная гордость подводят ребенка в жизненных испытаниях. Благодаря глубокому осознанию природы повседневных забот и невзгод, накапливается уверенность ученика в собственных возможностях. Но Сила Личности не может быть приобретена в бесшабашном веселье, бессмысленных развлечениях и поощрении собственного эгоизма. При преодолении трудностей ученик извлекает для себя урок: в каждом жизненном испытании содержится крупица Силы Личности, которую необходимо добыть. Если урок этот усвоен, ребенок научится все преодолевать, обретая при этом внутреннюю свободу. Шансы справиться с превратностями судьбы, в основном, зависят от желания их преодолеть. Задача учителя — стимулирование этого желания посредством создания условий для его формирования и развития, превращения в постоянную потребность. Полюбить жизнь такой, какая она есть, без всяких условий — значит принимать ее с. пониманием и тогда, когда она трудна, и тогда, когда она легка. Если испытания встречаются с надеждой и улыбкой — борьба выиграна. Более того, надо научиться с благодарностью вспоминать испытания, потому что они помогли приобрести силы, находчивость и терпение. Только после осознания до конца своих слабостей и недостатков, высвеченных выпавшими трудностями, можно переходить к следующему условию — к «включению» самоконтроля для укрепления Силы Личности. Самоконтроль. Истоки многих человеческих ошибок и трагедий состоят в неумении покорять собственную натуру. К сожалению, познание самого себя не является предметом обучения в школе. Как известно из мудрого изречения Ф. Бекона — «Знание — это сила». Но познание себя — это Сила Личности. По сравнению с первым условием, помогающим открыть скрытые возможности, потенциальную силу и узнать о своих слабостях, самоконтроль — это сознательное использование жизненной энергии на более высоком уровне. Главным препятствием на пути к самоуправлению личностью и, как ни странно, одним из средств достижения самоуправления, является негативный аспект мыслей и чувств. Он,— поворотный момент движения от.обратного. Самоконт- роль помогает трансформировать его в позитивный, творческий и конструктивно распределять жизненную энергию. Первое условие — испытания — создают огромное поле деятельности для тренировки и в самоконтроле. В основе ее — перевод негативных установок, мыслей, эмоций, отношений в позитивные: раздражение и гнев — на спокойствие и терпение, зависть — на доброжелательность, коварство — не великодушие, жестокость — на милосердие и т. д. Гармония. В отличие от традиционной педагогики, где главным инструментом воспитания всегда является воздействие на ученика, педагогика сотрудничества и воспитания Силы Личности использует другой инструмент. Настоящий успех в развитии человека, по мнению ее приверженцев, обусловлен даже не взаимодействием с учениками, а реакцией на них со стороны учителя. В зависимости от того, как учитель реагирует на эти взаимодействия, можно судить о Силе Личности, которая при этом передается и его ученикам. Если в своих реакциях он руководствуется принципом гармонии, то его Сила Личности увеличивается в соответствии с естественными законами природы. В советской педагогике под гармоничной личностью понималась «оптимальная соотнесенность всех сторон ее воспитанности с учетом полной реализации ее духовных, нравственных и физических возможностей». Расшифровка этой терминологической казуистики должна, очевидно, означать следующее. Гармония — это совпадение всех качеств человека, воспитанных под воздействием все? воспитательных направлений, с его внутренним миром. Следует отметить, что советская педагогика более конкретной формулировки не дала. Но/при всей расплывчивости. заметно, что приверженцы объективизма, ориентации на внешнее воздействие, противоречат своим базовым постулатам: отсутствует важнейшая для марксистской педагогики обусловленность воспитания социальной средой. Оказывается, что человек может быть гармоничен только с самим собой. а это уже экзистенциализм. Впрочем, такими противоречиями изобилует вся советская педагогика. В соответствии с положениями педагогики развития Силы Личности гармония — это золотая середина между противоборством и покорностью, мост от сердца к разуму, продвижение по которому возможно лишь при отказе от насилия при решении любых проблем. Гармония — это не только союз с самим собой, но и с другими людьми, с природой, с космо- 405, сом. Гармония значительно увеличивает творческий потенциал личности потому, что позволяет человеку ненасильственно соединять свою энергию с- энергией других людей. Собственно, само слово «гармония» и означает согласованность. Гармония включает в себя такие понятия, как уравновешенность, красоту, грацию и единение. Если вспомнить Жирафа, то именно эти качества характерны и для него. Таким образом, гармония — неотъемлемый результат самоконтроля, главным качеством которого является уравновешенность, основанная на уверенности. Антиподом уравновешенности становится неумеренность, превращающая достоинства человека в его пороки: фанатизм как неумеренная целеустремленность, трусость как неумеренная осторожность, безрассудство — «гипертрофированная» храбрость, пассивность — передержанное терпение, упрямство — несгибаемая воля, унизительная жалость и сентиментальность — беспредельное сострадание. В основе воспитания гармоничных отношений личности с миром — восстановление отношений между полами, между юношей и девушкой. Восславленные нацистами типично «мужские» качества — физическая сила, агрессивность, превосходство, грубость, эгоизм — соответствовали не столько ницшеанским представлениям о качествах сверхчеловека, сколько сверхмужчины. О таких «женских» качествах, как доброта, любовь, самопожертвование, мягкость, естественно, не могло быть и речи. Поэтому предметом и результатом воспитания становились жестокость, хватка, похоть, культивируемые в мужчинах и направленные на разрушение женщины. Но.пренебрегая женщиной, мужчина разрушает и себя и вносит дисгармонию в окружающий его мир. С другой стороны, постоянно подавляемое женское начало, избавляясь от насилия, зачастую переходит грань навязываемой мужчиной уравновешенности и оборачивается cуперэмансипированностью. Чтобы не погрязнуть в ней, женщине достаточно воспитать в себе необходимость соперничать с мужчиной не в проявлениях зла, как самой простой реакции на насилие, а в проявлениях добра. Только такое соперничество помогает восстановить принцип гармонии, поскольку жизнь остро нуждается в ласке, красоте, терпении, умении прощать. Механизм баланса и принципа гармонии заложены также 406 в юморе. Невзгодам и страданиям мудрые люди всегда противопоставляют это замечательное чувство. В способности умственно и эмоционально адаптироваться к постоянным трудностям и заключен источник юмора, помогающего обрести духовные силы в любых обстоятельствах. Не случайно, закостенелые в фанатизме тоталитарные режимы юмором не-блещут — разве только в самых грубых и злых проявлениях. Человек не рождается с чувством юмора, это качество — всегда благоприобретенное, результат контактов с людьми обладающими им в сочетании с определенной умственно] культурой. Следовательно, юмор и должен быть воспитан. как одна из основ, вводящих равновесие-гармонию в человеческую жизнь. Лучший.метод воспитания юмора— пример, где в качестве образца для подражания выступают способные к юмористической оценке учителя, родители, одноклассники. Сложность заключается все в том же соблюдении умеренности, предотвращающей переход доброй усмешки в злостное издевательство и высмеивание. Гармония, как баланс противоположного, включает в себя и преодоление трудностей, самоконтроль, предполагает сочетание мужского и женского начал, твердости и мягкости, юмора, решительности и гибкости, настойчивости и уступчивости Достижение гармонии возможно благодаря огромному напряжению, но результатом его становится и колоссальная мощь увеличивающая Силу Личности. Идеализм. Одним из разрушающих факторов, доставшихся нам в наследство от тоталитарной педагогики подавления личности, сегодня выступает цинизм. Сомнение в искренности и доброте, заостренное внимание только на негативных сторонах жизни, неверие в какие-либо ценности, кроме собственного «Я», попытки судить обо всем с пренебрежением к позитивным идеям — вот разлагающие личность установки, приводящие ее к эгоизму, замкнутости и человеконенавистничеству. «Мировые проблемы не могут решаться скептиками или циниками, горизонты видения которых ограничены очевидными реалиями. Для этого нужны люди, способные выйти за предел возможного» (Дж. Ф. Кеннеди). Циник за эти пределы не выйдет никогда, так как его мировоззрение ограничено переживанием собственных неприятностей, в которых, по его мнению, повинны другие — обстоятельства, люди. Цинизм — защитная броня труса, который боится обнаружить собственную ущербность и кото- рому не достает храбрости для приобретения убежденности. Что можно противопоставить цинизму, самому опасному врагу Силы Личности? Он присущ не только нашему, но и западному обществу, где его истоки заложены в упрощенно понимаемой необходимости выживания с использованием любых средств. Цинизму противопоставлено воспитание идеализма, но не как некоего отрешенного видения жизни, а как стремление к высоким идеалам, ориентируясь на которые легче достичь обычных земных целей. Но и здесь необходима осторожность, поскольку пренебрежение самоконтролем и гармонией может преобразовать идеализм в религиозный фанатизм. В основе идеализма заложена культура как гармония знания, творчества, чувств и общения, подпитывающая собой воображение человека. Современные дети все меньше мечтают о возвышенном. Их воображение, в основном, переполнено соображениями о прибыли, о том, где и что дешевле добыть, перекупить, перепродать. В этом виноваты и мы, взрослые, постоянно размышляющие вслух о том, как свести концы с концами, и неустойчивая экономика, и средства массовой информации. Но все-таки, хоть иногда, родители, и особенно учителя должны отрываться от стереотипов жизни, потому что чрезмерная приземленность, практицизм не позволяют развиться творческой личности. Идеализм — не пустые мечтания, а творческое участие в конкретных событиях. Развитие Силы Личности предусматривает и стимулирование воображения, и здоровое восприятие окружающего мира. Ограничивая жизнь ребенка школой,. семьей, соседями или собственным «Я», мы уменьшаем поток энергии, питающей Силу Личности. Что дает возможность прорыва? Позитивное мышление, осознанная доброжелательность в восприятии других, альтруизм, самоотдача, щедрость, независимость, разумное отношение к своим интересам, соотнесение их с интересами окружающих, уважение свободы других людей. Особое значение в воспитании идеализма играет преодоление укоренившихся в сознании ребенка догм, взращенных семейным воспитанием и жизнью ближней социальной среды. Догматическое восприятие окружающего мира основывается на ложных установках, внедренных в сознание ребенка. Прежде всего — это стереотип отношений взрослых, выступающий в качестве единственного образца для подражания и воплощения в собственном поведении. К ним относятся такие укоренившиеся в быту явления, как грубость, рукоприкладство, эгоизм, двоемыслие, ложь, бессмысленное накопительство, зависть, морализаторство, нетерпимость к чужому мнению и т. д. Проявляясь в конкретных ситуациях взрослых отношений быта, эти стереотипы прочно оседают в детском сознании и применяются уже в детских отношениях — сначала на уровне игры, а в дальнейшем — как принятый добровольно канон поведения и поступков. Противопоставлением догматизму выступает включение детей в игровую, досуговую и учебную, ролевую деятельность, где ребенок, выступая в силу предложенных условий в разнообразных качествах, проигрывает на себе результативность вышеприведенных негативных явлений; попадает в условия необходимости преодолеть их и почувствовать себя в противоположной роли. Другим «противоядием» может выступить своеобразная общая романтизация школьной жизни. Богатый опыт ее становления и развития накоплен в творчестве И. П. Иванова, С. Л. Соловейчика, О. С. Газмана, В. А. Сухомлинского, в разработках методик по организации работы лагеря «Орленок». Вполне естественно, что многие из этих разработок, в соответствии с духом времени их создания, были пронизаны чрезмерным увлечением революционной романтикой, ее возвеличиванием, Но главным в них остается искренняя направленность на преодоление жестокости, цинизма, косности, эгоизма. Модель дона Хуана. В истории зафиксированы спонтанные всплески страстного интереса человечества к необъяснимым традиционной наукой явлениям: телепатии, левитации, ясновидению, телекинезу, неопознанным летающим объектам и т. п. Предполагается, что эти увлечения связаны со смутным массовым предчувствием грядущих потрясений — кровавых революций, смены правительств, глобальных войн, истребления целых народов. Подобные переживания, как правило, совпадают по времени с окончанием и началом столетий. Анализ наиболее ярких событий, происходивших на переломе веков, выявляет определенную закономерность: мощная волна кликушества и юродства, сопровождавшая воцарение Бориса Годунова, как бы предвестила «смутное время», восшествие лжецарей на российский престол, затяжную русско-польскую войну; религиозный, самоуничтожающий фа- натизм староверов с присущими им пророчествами конца света предварил реформы Петра 1; увлечение царствующих особ мистицизмом, экстрасенсорикой, ясновидением и оккультизмом в конце XVIII и XIX веков (Павел I — рыцарь Мальтийского ордена, Николай II — духовный сын ясновидца Рас путина), предшествуют нашествию Наполеона и первой русской революции и т. д. Но еще менее уловимая связь устанавливается уже между этими событиями и явлениями иного порядка. Это — философские открытия, совпадающие с этими же переломными моментами и определявшие, зачастую не в прямом, а в опосредованном влиянии, развитие педагогики. Каждое из этих открытий указывало зону прорыва, благодаря которой человечество могло бы подняться на новую ступень развития посредством самовоспитания сознания, мышления и ителлекта. Далеко не все из этих открытий становились основой для принятия педагогических решений «по свежим следам». Отвергнув учение Декарта о врожденных. идеях во второй половине XVII века и объявив источником всех идей опыт, Джон Локк установил, что идеи возникают не только вследствие действия внешних влияний (среды), но и вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (рефлексия). Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть пере работай деятельностью рассудка: сравнением, сочетанием отвлечением. Потребовалось три столетия, чтобы это открытие, претерпев массу подтасовок и фальсификаций в коммунистическо) педагогике, обрело адекватную Локковской идее форму и смысл одного из стратегических принципов, гуманистической воспитания — принципа личностной деятельности. Обретение соответствия истинности философских идей их педагогическому воплощению происходит сейчас и с другими открытиями этого ряда — Н. А, Бердяева, В. А. Вернадского, И. Канта, Ф. Ницше, П. А. Флоренского, Э. Фромма, А. Швейцера, М. Штайнера и др. Все они так или иначе оперировали «ненаучным», отчасти метафизическим аппаратом исследования, пытаясь совместить истины науки с религиозной верой. Сейчас процесс сближения этих «несовместимостей» пошел значительно быстрее. Появилась уверенность, что отвергаемые ранее из идеологических соображений возможности не- традиционных, научно необъяснимых влияний на развитие личности получат достаточное применение в науке о воспитании. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время наметилась и другая тенденция.Она отражает не только попытку описания и объяснения нормальных и аномальных Явлений и состояний, таких, как процесс творчества, открытий, самореализации личности благодаря озарениям, контактам с Божественным промыслом, и т. д. В большей степени эта тенденция связана с попыткой научить человека использовать заложенные в его психике и организме мощные энергетические потенциалы. Не призывая и не признавая богоборческий пафос оккультизма в качестве философско-теософской основы для нового содержания воспитания, мы хотим обратить внимание на некоторые философски окрашенные педагогические идеи одного из популярных трактатов Карлоса Кастанеды (4). Он привлек наше внимание тем, что в своеобразных тренинговых установках мексиканского колдуна дона Хуана автору удалось выразить основное содержание мудрости воспитания, направленного на преодоление искушения человека его вечными врагами. Речь идет «О четырех естественных врагах Человека знания»: страхе, ясности, силе, старости. Пользуясь языком педагогической терминологии, мы имеем дело (так же, как и в модели Силы Личности) с четырехкомпонентной моделью содержания воспитания. В ее основе осознанное продвижение человека к своему месту, предназначению в жизни. Следует отметить, что понятие «место» у Кастанеды трактуется не только в расширительном смысле (положение в, обществе, в семье, в жизни в целом). Оно означает и биоэнергетическое место, отведенное каждому человеку Высшим промыслом. В этом месте он ощущает себя наиболее свободным, раскованным, испытывает прилив физических и душевных сил. Не случайно у каждого есть свое любимое место — в городе, дома, в аудитории, где мы чувствуем себя комфортно и раскрепощенно. Современная биолокация весьма точно определяет как эти, так и противоположные им зоны — биоэнергопатогенные, где человеку находиться просто нельзя. В контексте нашего поиска содержания воспитания творческой личности продвижение человека к своему жизненному месту в расширительном и узком смыслах происходит в процессе преодоления страха, в очищении ясности и силы от безрас- судства, поспешности, жестокости и своеволия, в отсрочивании старости. Преодоление каждого из «врагов» предполагает мощное нравственное самосовершенствование на основе изживания внешне притягательных, но столь же губительных состояний я привычек. Страх приходит к человеку, когда ему приходится сражаться с собственными намерениями, поскольку они, сталкиваясь в процессе учебы с трудностями, оборачиваются противоположностью воображенному. Преодолени& страха — в стойкости, в новых шагах навстречу опасности, в обретении-уверенности. Главное — не останавливаться, целеустремленность окрепнет и учение перестанет казаться пугающе трудным: «Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него. до конца своей жизни». Ясность наступает, когда человек осознает, что он хочет и знает, как этого добиться. Перед ним открываются возможности предвидения. Но ясность понимания и видения грозит обернуться ослеплением и скрытым несовершенством. Человек спешит, когда надо выжидать, медлит, когда следует торопиться. Поэтому он начинает топтаться на одном месте, пока вообще не утрачивает способность учиться. Вместо человека знания он может стать отважным воином или шутом. Он будет ясно видеть, но не сможет стремиться к чему-либо. Отсюда — необходимость использовать ясность только для того, чтобы видеть, научиться терпеливо выжидать и тщательно все взвешивать, прежде чем сделать очередной шаг, Только поняв это, человек достигнет такого состояния, когда никто и ничто не сможет причинить ему вреда, потому что это будет уже не заблуждение, а сила, которая, в свою очередь, тоже может обернуться врагом. Сила наделяет человека неуязвимостью: он идет на рассчитанный риск и... устанавливает свои законы. Сила превращает его в своевольного и жестокого человека. Поэтому человек должен преодолеть и силу тем, что не расслабляясь, осторожно и добросовестно относится к тому, чему научился. Когда он поймет, что ясность и сила при отсутствии самоконтроля хуже, чем заблуждение, все снова окажется в его руках. Он узнает, как применять свою силу и победит третьего врага Человека знания. Старость находится в конце пути учения. Это самый жестокий из врагов, победить которого невозможно, но можно-отсрочить ее наступление. В процессе борьбы со страхом, яс- полстью и силой человек устает, его одолевает желание отдохнуть, которое пересиливает всю ясность, все могущество, 'все знание. Преодолев усталость и пройдя свой путь до конца, он станет Человеком знания хотя бы на то краткое мгновение, когда ему удастся отогнать последнего врага. Этого мгновения ясности, силы и знания — достаточно. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем, на ваш взгляд, состоит принципиальное отличие моделей Силы Личности и. Дона Хуана от двух моделей, рассмотренных выше? 2. Что общего и отличительного в рассмотренных моделях? 3. Дайте собственное определение понятиям? Сила Личности (сопоставьте с понятиями «субъективные факторы», «внешние обстоятельства»), судьба и самосознание. 4. Приведите примеры типичных ситуаций подавления взрослыми самостоятельности действий и суждений ребенка, его личного достоинства и т. п. Назовите: основные средства, используемые при этом: ближайшие и отсроченные последствия, проявляемые в поведении таким образом «воспитуемого» ребенка, его отношениях с окружающим миром. 6. В какой фор,ме.и какими средствами возможно оказание родителями и учителями помощи детям в преодолении жизненных трудностей? 7. В толковых словарях понятие «идеализм» рассматривается в трех основных значениях: 1) враждебное материализму философское направление; 2) идеализация действительности; 3) приверженность высоким нравственным идеалам. Выберите наиболее соответствующее смыслу модели. 8. Определите, в чем идеализм противостоит своим антиподам — догматизму, косности и т. п. Какие качества личности могут способствовать этому противостоянию? 9. Насколько гармоничен мир и человек в мире, если иметь в виду синергетический принцип «порядок из хаоса»? Гармоничен ли человек в своем психическом, физическом, нравственном развитии, если иметь в виду возрастные особенности, например, подростковый возраст? Какие противоположности могут быть сбалансированы в развитии личности и за счет каких педагогических средств? 10. Насколько средства массовой культуры способствуют развитию в человеке Силы Личности? 11. Как вы понимаете чувство юмора? Юмор — это зер- кало неудачника или оружие в борьбе за успех? Можно ли по характеру юмора определить менталитет нации? 12. Составьте мини-сценарий педагогических действий учителя по преодолению одной из негативных характеристик личности в соответствии с одним из компонентов рассмотренных моделей. * * * Недостаток любой модели состоит в том, что она — всегда формальна. Модель и не может быть иной, потому что ее-задача — дать общую схему, показать возможные ориентиры достижения цели. При всех попытках наполнить модели содержания воспитания переживаниями, т. е. придать им жизненную силу, они отражают переживания авторов, а не учителей, которые могут откликнуться на них, а могут пройти мимо. И чем более детальным становится описание моделей воспитания педагогов-мастеров, тем меньше шансов на продление их в учительском опыте. Так и происходило в традиционной педагогике: все учителя изучали опыт Макаренко, Сухомлинского, Шаталова, но никому не удалось его повторить. Педагогика личности решает другую задачу: чужой опыт воспитания не может быть повторен принципиально, поэтому должны предлагаться не его детали, а смысл, содержащийся в принципиальном описании содержания этого опыта. Замечательный российский феноменолог Г. Г. Шпет утверждал, что «формально-рассудочные схемы оживают под дыхание разума (10). Смысл предложенных моделей может ожить и стать содержанием воспитания только тогда, когда он будет дополнен живым дыханием вашего разума, углублен его интуицией, «подсказывающей» педагогическому сознанию россиянина гораздо больше, чем кому бы то ни было. Модели требуют, чтобы с ними работали, но это работа не по вое-произволению чужого содержания, а по конструированию собственного. В этом и состоит феномен самоорганизации и,. чтобы он состоялся, мы предлагаем вам своеобразный вспомогательный материал: работу с условиями формами и технологическими основами самоорганизуемого воспитания.
Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |