КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели педагогической поддержки
Индивидуальная педагогическая поддержка. Разнообразные свойства личности интегрируются в ее индивидуальности. В соответствии с учением В. С Мерлина об интегральной индивидуальности, системообразующую роль в ее развитии выполняет индивидуальный стиль деятельности Необходимо учитывать, что одни и те же требования дети могут выполнять при помощи различных приемов и способов. Каждый субъект деятельности выбирает такие приемы и способы, которые оптимально соответствуют его индивидуальным особенностям (потребностям, способностям, темпераменту, привычкам, настроению и т. д.). Наиболее полно и всесторонне индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Охранительное отношение к индивидуальности, ее поддержка — необходимое условие целостности личности, ее нравственного здоровья, эмоционального благополучия. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки, которыми пользуется учитель на уроке, можно разделить на две группы. Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Вторая группа.средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ученика, его способность к саморегуляции. Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства, развивать в се)бе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное — не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания, саморазвития, самоосуществления. Эти качества предполагают оказание педагогической поддержки на еще более глубоком, личностном уровне. Личностная педагогическая поддержка. Российский -вариант системы личностной педагогической поддержки во многом отличается от зарубежных. Американский термин «школьное консультирование и руководство» (School counselling and guidance) отличается от российской «педагогической поддержки» тем, что на Западе, в соответствии с многовековой культурно-цивилизованной традицией, понятия «руководство» и «поддержка» не воспринимаются как помощь, поддержка, но как возвышение взрослого над учеником, ведение ученика, подталкивание вперед. Примечательно, что можно трактовать как «руководство через консультирование» т. е. «мягкое» руководство, идущее от запроса ребенка, а не навязанное ему. Совершенствование содержания деятельности специалистов системы «counselling and guidance» привело в Англии к тому, что в настоящий момент употребляя понятие «guidance», имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку, опекунство. В США употребление «guidance» больше связывают с превентивной работой, a «counselling» — с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей. Невзирая на различия в терминологии, важно подчеркнуть сущность деятельности специалистов, работающих в системе, педагогической поддержки. Это оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и оправдаться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды. Вместе с тем, нельзя не отметить,что особенности российской ментальности затрудняют «обучение социальным навыкам», а понятия «забота» и «опекунство» трактуются в России как перенесение, перекладывание ответственности за свои поступки и даже самоопределение на «заботящихся» и «опекающих». С другой стороны, обостренное невнимание к советам в нашей стране обусловлено и своеобразным постсоветским синдромом отвращения к воспитанной советским строем привычке «жить по регламенту», принесшей разочарование в «рекомендуемых» действиях. Гораздо более приемлемой представляется педагогическая поддержка не столько за счет обучения и заботы, сколько благодаря использованию метода 'понимания смысла деятельности как ценности, способствующей нравственному возвышению человека. Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Основное внимание уделяется поддержке деятельности и личностных структур сознания. Преодоление препятствий определяется ключевым понятием педагогической поддержки в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, пытаясь реализовать свои феномен «быть личностью», ученик поступает далеко не всегда сознательно и целенаправленно. Повседневные препятствия перерастают в проблемы, решение которых происходит на спонтанном и эмоциональном уровнях, что вынуждает обращаться за помощью к взрослым. Получая ее в традиционной форме регламентации поведения, ученик отчуждается от старшего, наращивая не только комплексы неудовлетворенности по отношению к себе, но и к учителям. Во-вторых, в успешном преодолении препятствий реализуется феномен борьбы «Я» — реального и «Я» — идеального, что приводит личность к саморазвитию и самоопределению, которые вновь нуждаются в поддержке В-третьих, синергетический феномен гармонии и оппозиции социализации (как необходимой деятельности по воспитанию нормативного поведения) и индивидуализации, приносит позитивные результаты — развитое самосознание, нонконформистская позиция, неадаптивная активность и т. д. — лишь в процессе преодоления препятствии между обществом и личностью. Опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии и самоопределении. Таким образом, преодоление препятствий составляет содержание педагогической поддержки. В связи с этим необходимо уяснить смысл этого понятия и того качества, которое отличает гуманистическую поддержку от традиционной поддержки в педагогике нормированного поведения. Препятствие — это обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности. Препятствие — то, что отдаляет личность от достижения желаемого результата. Препятствия подразделяются на: 1) субъективные (личностные) «Я»-препятствия — отсутствие ориентации, трудность, проблема. Отсутствие ориентации связывается с недостаточностью у личности первичной информации для самостоятельного действия. Потеря или отсутствие информации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог ориентироваться, т. е. определить свое местоположение в возможных границах поведения, оптимальное направление своей активности. В системе педагогической поддержки ориентировать — означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении. «Я»-препятствия обычно расположены в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах личности Препятствие-трудность: некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил. Трудность требует дополнительного труда от личности. Поддержка в преодолении трудностей основывается на оказании помощи в мотивации и самоорганизации. Препятствие-проблема: переживаемая личностью недостаточность (физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности) для достижения необходимого результата. Ее невозможно устранить имеющимися у школьника средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем. 2) объективные (социальные) «ОНИ»-препятствия: социальная среда — учителя, администрация — как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля отношений к ученикам; друзья, группы сверстников; семья; социокультурная атмосфера региона и др. 3) материальные препятствия — нехватка учебных помещений; финансовое положение семьи и др. Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализации, самоорганизации и самоопределения. Работа с каждой группой составляет специфические задачи педагогической под- держки, выступающей в-качестве учительской помощи, имеющей своп особенности и отличия от традиционной. Основной метод традиционной педагогической поддержки — реакция на ситуацию; оценивая в соответствии с полученной педагогической подготовкой деятельность ученика на; основе бинарной методологии, учитель ситуативно реагирует на его трудности, препятствия и проблемы с позиций своего,. а не ученического понимания правильности их решения. Даже искренне пытаясь помочь, учитель не может вырваться из. рамок оценки: «хорошо-плохо», «можно-нельзя», «правильно-неправильно». Бесспорно, что пока есть авторитет учителя^ такой подход продуктивен, но он требует строгой профессиональной этики: «Оценивай культурное значение поступка, а не'человека, его совершившего» (П. П. Блонский), что доступно далёко не всем учителям. Собственно помощь и поддержка детям, если и оказывается, то носит непрофессиональный, а дилетантский характер милосердия. Как правило,. учитель оказывает поддержку не из потребности помочь, а по необходимости, ориентируясь прежде всего на решение своих проблем — принятие мер, чтобы дети «не мешали» учебно-воспитательному процессу — а не проблем, которые волнуют детей и являются реальной причиной их «выпадения» из процессов саморазвития, самореализации и самоопределения. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой ориентации ученика,т. е. в ориентации на проблемы ученика; творчески ищущего свое место в жизни. Такая позиция поиска неявно присутствует у каждого как изначально заданная, но востребуется она только при педагогической поддержке. Этот феномен проясняется как отличительная особенность гуманистической поддержки при обращении к выявленным психологами (А. В. Запорожец, Я. 3. Немерович, А. Г. Асмолов, В. А. Петровский) шести фазам взаимопереходов от социального бытия к индивидуальному саморазвитию,. обуславливающих реализацию имеющегося' у всех индивидов. природного стремления «быть личностью». 1. В аспекте формирования личности для каждого возрастного периода является ведущим.не монополия конкретной' деятельности, а деятельно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с референтной (значимой) для него в этот период группой или лицом. Эти отношения складываются именно в группе, в которой ребенок- может пройти фазы: адаптации (овладение социотипичными надсознательными образцами поведения общности), индивидуализации (обостренного поиска средств и способов самоосуществления) и интеграции личности в общности. 2. Активность проявившегося в «мире человека», ребенка, приводит к тому, что в центре развития оказывается не индивид сам по себе, а первые изначально совместные акты поведения, содействия, преобразующие ситуацию развития личности. 3. Первые опыты сотрудничества ребенка со взрослыми нацелены не на выявление значения тех или иных предметов действительности, а на открытие их значения «для себя», т. е. их личностных смыслов. В самом начале процесса совместной деятельности и диалогического общения ребенок вступает в мир смыслов. 4. Со-действие — исходный момент развития ребенка в обществе, прохождения смыслового образа-мира. 5. Ребенок в ходе со-действия со взрослыми и поддержки его самостоятельности, преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действия, в личностно-смысловые отношения, побуждаемые мотивами действия ребенка. 6. Перестройка личностно-смысловой ориентировки ребенка производится только тогда, когда в ходе со-действия он открывает для себя в социальном образе жизни группы новые ценности. При этом функционально-ролевые отношения как предпосылка со-действия ребенка с взрослыми и сверстниками превращаются в личностно-смысловые отношения ребенка к миру, к другим людям, к самому себе, появляются самоконтроль и самоорганизация. В социальном пространстве образа жизни процесс индивидуализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных «клеточек» личности через поддержку к самоконтролю и самоорганизации поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами индивидуальности. Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы «продолжения себя в другом», развития свойств личности как «значимого другого» и создания внутренних условий для саморазвития (А. Г. Асмолов). С организационной (технологической) позиции педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности учителя в целях помощи ученикам в решении проб- лем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Диагностический — выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа — создание условий для осознания учеником сути проблемы («прояснение сущности», вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая функция сознания). Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы? Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника. Задача педагогов на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить ее. Важность. этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации. Поисковый — организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как «глазами ребенка», так и при помощи синергетического принципа «выхода в стороннюю позицию». Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период — после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора — по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные «рабочие» вы-398 воды и способы достижения цели, как выхода из проблемы. В качестве педагогических средств поддержки могут использоваться: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога — поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае. Договорный — проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности, по решению проблемы, например — самоопределения). Развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы самоопределения является важным результатом педагогической работы. Однако этот порыв может пройти без педагогической поддержки. Деятельностный — для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалыистов, выступающих в двух качествах поддержки или «расшатывания» избранной позиции (психолога, работника службы занятости, врача, учителя-предметника, представителя избранной профессии). Момент «расшатывания» избранной позиции определяется внесением в описание профессиональных действий элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих о любой профессии. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от предполагаемой профессии. Педагог не только обращается к специалистам за консультацией, но и координирует их действия по оказанию помощи ученику в разрешении проблем. Рефлексивный — совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее "переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения. Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки (1). Приведенная структура приближает учителя к пониманию» своей роли в оказании педагогической поддержки выбирающим жизненный путь. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. На основании описания индивидуальной педагогической поддержки, данного в тексте, составьте ее примерное содержание. 2. Выделите общее и различное в индивидуальной и личностной педагогической поддержке, в зарубежном и российском ее вариантах. 3. Объясните, почему преодоление препятствий рассматривается как основной компонент системы личностной педагогической поддержки? 4. Почему педагогическая деятельность по воспитанию нормативного поведения (социализация) и по воспитанию индивидуализации рассматриваются в оппозиции друг к другу? 5. Что отличает гуманистическую поддержку от традиционной поддержки в педагогике нормированного поведения? 6. Продлите перечень традиционных мер по решению учителем проблем, связанных с преодолением трудностей учащихся в учебной и воспитательной деятельности. 7. Наполните содержанием педагогической поддержки предложенные психологами 6 фаз взаимопереходов от социального бытия к индивидуальному саморазвитию. 8. Составьте ориентировочную схему содержания модели «продолжения себя в другом». 9. Распределившись по парам, попытайтесь «проговорить» с напарником одну из учебных проблем: а) ваша оценка проблемы напарника (сформулируйте проблему за него); б) оценка самим напарником своей проблемы. Сравните результаты. Оцените проблему с точки зрения ее значимости для вас и для напарника. Установите смысловую и эмоциональную разницу в оценках. Попытайтесь перейти на позицию напарника, одновременно стараясь сохранить то отношение, которое вы считаете правильным. Какие факторы необходимо учесть для оказания педагогической поддержки и какие остались неучтенными? Сверьтесь с текстом. 10. В соответствии с этапами, определяющими эффективность личностной поддержки, пройдите каждый из них, с напарником в позиции учителя. После прохождения последнего этапа поменяйтесь ролями.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |