Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель воспитания человека культуры




Развитие «духовной множественности нации», воспитание людей по-разному талантливых и хороших во многом зависит от содержания воспитания, т. е. от того, что воспитание пред­лагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

Требования к содержанию воспитания многоплановы: они обусловливаются потребносгями детей, родителей, общества, государства, культуры, экологии, производства. Как упорядо­чить эти требования? Очевидно, речь должна идти о выделе­нии базового компонента содержания воспитания. При этом необходимо учитывать невостребованный практикой опыт описательной систематизации содержания в программе вос­питания, разработанный коллективом сотрудников бывшего НИИ общих проблем воспитания. Представленное в нем со­держание имело поэлементный характер, обусловленный его расчленением на отдельные направления или стороны воспи­тания, осуществление которых не связывалось с развитием личности как целостной самореализующей системы. Реаль­ная ж'изнь ребенка, его собственные проблемы, все то, что происходило с ним как с человеком, в рамки этих заданных извне направлений воспитательной работы не укладывалось. Содержание воспитания было чрезмерно заидеологизировано, перенасыщено коллективными формами работы и не ориен­тировано на конечный результат — усвоение базовых основ общечеловеческой культуры.

Мы полагаем, определение базовых компонентов со-

держания воспитания обуславливается требованиями, иду­щими от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации об­щечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связан­ными с закономерностями формирования поведения, его нрав­ственных основ (идущими от педагогики).

Педагогической науке предстоит еще обосновать эти тре­бования, вместе с тем концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позволяет вы­делить некоторые особо важные компоненты содержания со­временного воспитания, которые могут войти в его базовую основу;

— Интернализация детьми универсальных общечеловече­ских ценностей, осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного ду­ховного опыта человечества; диалог между различными куль­турами и народами; уважение к человеческой жизни, осо­знание ее неприкосновенности; ответственность перед буду­щими поколениями; свобода, братство, равенство, человеч­ность и др. (мировоззренческий компонент содержания вос­питания);

— овладение детьми основными сферами жизнедеятель­ности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми: художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совмест­ные экскурсии и путешествия, участие в воспитании млад­ших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания и др.;

— освоение материальных и духовных ценностей общече­ловеческой и национальной культуры: художественных, на­учных, технических, нравственных путем ознакомления, их охраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности;

— формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе в ситуациях риска, противодействие аморальным яв­лениям, отстаивание прав человека и др.;

— накопление опыта проживания эмоционально-насыщен­ных ситуаций гуманного поведения: организация детьми ак­тов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, тер­пимости, уважения к правам и достоинству других людей и ДР.;

— овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществления самоанализа и самооценки, нроектирование поведения, овладение способами самосовер­шенствования, психокоррекции и др.

Осмысление культурных (человекообразующих) функций личностно ориентированного образования завершает мето­дологическую рефлексию, направленную на выявление его антропоцентрической сущности, и подводит нас к следующему определению его цели.

 

Человек культуры как цель личностно ориентированного образования.

 

Проблема человека, выяснения его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отноше­ний к семье, роду, государству составляет смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений, начиная с древности.

В контексте гуманистической философии возникло множе­ство различных научных направлений (рационализм, утопи­ческий социализм, экзистенциализм, философская антропо­логия и Др.), каждое из которых создало свой образ, идеал человека культуры. По происхождению этот образ историчен, интегрирует черты образа мыслей и образа жизни людей определенной эпохи, а по определению — отвечает в той или иной степени на знаменитые кантовские вопросы о возмож­ностях человека в познании смыслов и его отношениях к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

История человекознания накопила немало различных под­ходов к определению культурной сущности человека. Резю­мируя их, В. П. Зинченко в одной из работ отмечает множе­ство попыток одним словом определить сущность человека: хомо-сапиенс, хомо-фабер, хомо-хабилис, хомо-политикус, хомо-гуманус, хомо-эректус и т. д. Однако исследователь спра­ведливо заключает, что «все перечисленные определения были частичными, в лучшем случае взаимодополнительными. Они не составляли целостного образа». Такое же положение имеет место и в известных научных концепциях человека. Так, К. Марксом разработана концепция, в основу которой поло-

жено социальное качество человека («совокупность всех об­щественных отношений»), 3. Фрейдом — концепция биосо-циального человека. К. Д. Ушинским — концепция человека нравственного, А. Ф. Лосевым — концепция человека ду­ховного и т. д. В наше время В. С. Шубинским обоснована концепция, в которой человек предстает как субъект творче­ской жизнедеятельности.

Указанные теории имеют не только различия, но и общее, Объединяющее их начало. Мы видим его в способах разре­шения противоречий развития человека, которые предлага­ются различными авторами. Так, рассматривая в качестве основного противоречие между социальным и биологическим (природным) началами в человеке, К. Маркс способом его разрешения считает окультуривание человеческих потребностей, 3. Фрейд — культурное творчество и психоанализ, К. Д. Ушинский и А. Ф. Лосев — труд души, высокие нрав­ственные помыслы и альтруистические поступки, В. С. Шубинский — свободную творческую деятельность. Иными слова­ми, все указанные авторы концептуальных построений о че­ловеке едины по существу в главном — в утверджении, что единственно возможным способом разрешения противоречий его развития является интеграция человека в культуру, в со­циально-культурное творчество, созидание культурных цен­ностей. Это означает, что человек должен быть свободен для культурного саморазвития и жизнетворчества.

Человек культуры — свободная личность. Человек куль­туры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в вос­питании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как вы­сокий уровень самосознания, чувство собственного достоин­ства, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, не­зависимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение прини­мать решения, нести ответственность за свои поступки, осу­ществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание сво­бодной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и все­мерного поощрения и развития практики включения учащих­ся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механиз­мов демократизации образовательно-воспитательной системы.

Задача образования — создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой

как благом.

В воспитании, ориентированном на человека, утверждал Василий Васильевич Зеньковский (Россия, 1881 — Париж, 1962 гг.), дело идет об «освобождении», то есть о восхож­дении к свободе. Но «освобождая» ребенка для свободной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра». «Свобода так часто переживается людьми как бремя,— писал он, — и не только в наше время, когда индивидуум жаждет раствориться в массе, в коллективе и спешит отка­заться от своей свободы». Вся «тайна» свободы в ее стран­ной антиномичности — в ее глубокой связи с самой основой личности и в ее «неустроенности», в возможности срыва, ухо­да во власть страстей.

Свобода больше смущает, чем помогает, больше обреме­няет, чем окрыляет: «благие порывы так легко оказываются смятыми, бессильными, и лишь в горьком раскаянии после совершенного греха сознаем мы всю реальность свободы, ко­торая была в нас и которой мы все же не владеем» (9).

Отсюда педатог-гуманист делает очень важный вывод о том, что проблема воспитания добра или направления ребен­ка к добру есть главная проблема его воспитания в прост­ранстве свободы.,

Человек культуры — гуманная личность. Если человек свободен, то нельзя заставить или принудить его быть доб­рым, справедливым, гуманным. Он может это сделать толь­ко сам. Значит, роль образования состоит в том, чтобы про­будить его субъектность. желание и волю к нравственному самосовершенствованию.

Для этого необходимо «включить» такие механизмы, как нравственное самосознание, рефлексия, нравственный выбор, принятие ответственности за свои решения и поведение, со­переживание и понимание других людей.

Гуманность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, го­товностью оказывать помощь близким и дальним, понима­нием ценности и неповторимости каждого человека, непри­косновенности человеческой жизни, стремлением к миру, со­гласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы. национальности, вероисповедания, положения в Обществе,

387.

личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитариза­ции содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений, обеспечения тесного единства и взаимодействия когнитивного и нравственного компонентов содержания образования В связи с массо­вым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия, актуальной становится за­дача воспитания безопасной личности, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе

Человек культуры — духовная личность. Воспитание ду­ховности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития твор­ческой индивидуальности. Воспитание такой личности пред­полагает развитие духовных потребностей в познании и са­мопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзья­ми, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Образование — основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компонеты.

Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной индентификации, то есть осознанию при­надлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации и самодетер­минации является русская национальная культура — от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и це­левые установки личностно ориентированного образования мы связывает с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, централизованного на национальные цен­ности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.