Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек культуры — личность творческая и адаптивная




Жизнеспособность личности в современных условиях склады­вается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и го­товности к их преобразованию, то есть к творчеству Успеш­ность жизнестроительства определяется тем, как человек тво­рит себя, свои отношения с окружающими, с природой, как он ориентируется в материальной и духовной жизни, то есть

его жизнетворческим Потенциалом Это означает объективную необходимость развития у детей способности к жизнетворчеству.

Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, орга­низации досуга, общения и т д

Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятель­ности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способ­ность и стремление к жизнетворчеству

Цель образования человека культуры включает и прак­тическую подготовку его к жизни в определенном культур­ном пространстве выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога куль­тур и народов, межнационального общения, новой религиоз­ности, повышения роли приватной (частной) жизни.

Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотности, владения языками мира, навыками общения, знания рели­гиозных праздников, народных обычаев и т. д В новых ус­ловиях актуализируются бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приум­ножать благополучие семьи и богатство страны

Целостность "человека культуры. Мы понимаем, что об­раз человека культуры обрисован здесь схематично. Вместе с тем обратим внимание на то, что в нем нашли отражение и природные особенности человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и его социальные свой­ства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимо­действовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество). При этом развитие и природных и социальных начал представле­но в контексте культурных свойств, имеющих общечеловечес­кую ценность

Итак, в образе человека культуры представлены различ-

ные срезы культурного начала в человеке: свобода, гуман­ность, духовность, творчество, адаптивность. Разумеется, это лишь один из подходов к образу культурного человека. Че­ловек культуры — это субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни. Современные гуманитарные науки открывают все новые грани индивидуально-личностной культуры человека. В то же время все большее значение приобретает идея его целостности.

Целостный человек культуры в современном представле­нии — это не набор свойств, функций, не сумма добродете­лей, эталонов культурности, а это человек, способный макси­мально реализовать свои индивидуальные способности, свои интеллектуальные и нравственные возможности в каком-либо одном «специальном»-срезе личности. Им владеет страсть самореализации, которая полностью никогда не удовлетворя­ется. Идея незавершенности человеческой личности противо­стоит идее ее целостности и объясняет постоянное стремление человека культуры к творчеству, саморазвитию, самоизмене­нию.

Из ценностного отношения к ребенку как целостному са­моразвивающемуся человеку культуры вырастает понимание задач личностно ориентированного образовання — не сфор­мировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самооп­ределения, самореализации, саморазвития, адаптации, само­регуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необхо­димые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопас­ного взаимодействия с людьми, природой, культурой, циви­лизацией. Их реализация возможна, если ориентирами, на­правляющими образовательную деятельность, станут прин­ципы природосообразности, культуросообразности, индиви­дуально-личностного подхода, личностно-смысловой направ­ленности образования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое значение в рассматриваемой модели имеет по­нятие «развитие духовной множественности нации»?

2. Разверните данное в тексте определение базового ком­понента содержания воспитания, дополнив его собственными пониманиями.

3. Какие из рассмотренных в тексте концептуальных спо-390

собов разрешения противоречий в развитии человека, по ва­шему мнению, наиболее соответствуют гуманистическим тре­бованиям?

4. Как понимается свободная личность в контексте куль­туры?

5. Почему свободного человека нельзя принудить быть добрым, справедливым, гуманным? Можно ли добиться от че­ловека исполнения этих качеств и какими средствами?

6. К какому типу противоречий вы отнесете определение жизнеспособности личности, как единства усвоенных алго­ритмов поведения и готовности к их преобразованию — к не­обходимым или непреодолимым?

7. От чего может зависеть успех жизнеспособности?

8. Каковы особенности гуманистического понимания це­лостности человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.