![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек культуры — личность творческая и адаптивная
Жизнеспособность личности в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, с природой, как он ориентируется в материальной и духовной жизни, то есть его жизнетворческим Потенциалом Это означает объективную необходимость развития у детей способности к жизнетворчеству. Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения и т д Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству Цель образования человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотности, владения языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т. д В новых условиях актуализируются бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны Целостность "человека культуры. Мы понимаем, что образ человека культуры обрисован здесь схематично. Вместе с тем обратим внимание на то, что в нем нашли отражение и природные особенности человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и его социальные свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество). При этом развитие и природных и социальных начал представлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность Итак, в образе человека культуры представлены различ- ные срезы культурного начала в человеке: свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность. Разумеется, это лишь один из подходов к образу культурного человека. Человек культуры — это субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни. Современные гуманитарные науки открывают все новые грани индивидуально-личностной культуры человека. В то же время все большее значение приобретает идея его целостности. Целостный человек культуры в современном представлении — это не набор свойств, функций, не сумма добродетелей, эталонов культурности, а это человек, способный максимально реализовать свои индивидуальные способности, свои интеллектуальные и нравственные возможности в каком-либо одном «специальном»-срезе личности. Им владеет страсть самореализации, которая полностью никогда не удовлетворяется. Идея незавершенности человеческой личности противостоит идее ее целостности и объясняет постоянное стремление человека культуры к творчеству, саморазвитию, самоизменению. Из ценностного отношения к ребенку как целостному саморазвивающемуся человеку культуры вырастает понимание задач личностно ориентированного образовання — не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Их реализация возможна, если ориентирами, направляющими образовательную деятельность, станут принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, личностно-смысловой направленности образования. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какое значение в рассматриваемой модели имеет понятие «развитие духовной множественности нации»? 2. Разверните данное в тексте определение базового компонента содержания воспитания, дополнив его собственными пониманиями. 3. Какие из рассмотренных в тексте концептуальных спо-390 собов разрешения противоречий в развитии человека, по вашему мнению, наиболее соответствуют гуманистическим требованиям? 4. Как понимается свободная личность в контексте культуры? 5. Почему свободного человека нельзя принудить быть добрым, справедливым, гуманным? Можно ли добиться от человека исполнения этих качеств и какими средствами? 6. К какому типу противоречий вы отнесете определение жизнеспособности личности, как единства усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию — к необходимым или непреодолимым? 7. От чего может зависеть успех жизнеспособности? 8. Каковы особенности гуманистического понимания целостности человека?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |