КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив и группа
Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» — классный час — постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственному и т. д. Как правило, они проводились «фронтально», были адресованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока... Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне. Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения — неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение — в различных формах — всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником. Преимущества объединений уже рассматривались нами. В основе отличия — гуманистический подход к объединению,-где главная ценность — интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это ни парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в ниболее эффективном достижении общей цели. Вторая отличительная особенность — в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него. Третья особенность — необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других. Четвертая особенность — задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели. Перечисленные отличия характерны для наиболее распространенной формы объединения — группы. Предметом педагогического внимания здесь выступают межличностные отношения как своеобразная система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Именно группа противопоставлена коллективу в силу своей главной ориентации — на успех отдельной личности, который обеспечивает общий успех благодаря совпадению трех основных факторов группообразования: совпадения индивидуальных интересов людей, их близости в пространстве и времени, а также внешних условий, которые рассматриваются как трудности, которые необходимо преодолеть. Межличностные отношения в советской психологии и педагогике рассматривались только в контексте их существования в коллективе и были предельно идеологизированы привязкой к его ценностям, целям, средствам, установкам. Основные исследования межличностных отношений, как предмета психолого-педагогической деятельности, проводи- лись учеными западных стран. Эти отношения рассматривались как главное условие, объединяющее людей в группы для достижения личного успеха, понимаемого, прежде всего, как развитие личностного потенциала каждого участника. Следует отметить и такую особенность западных подходов, как перенос сугубо медицинских достижений (психиатрия) ^ на развитие групповых отношений в условиях школы. Наиболее полно западная педагогика использует результаты исследований, разработанные в групповой психотерапии (К. Роджерс, К. Рудестам). Очевидно настало время изменить наше традиционное, негативное отношение к этой непривычной сфере педагогической деятельности. Необходимость поиска новых организационных форм, предполагающих создание условий для раскрепощения творческого потенциала личности, заставляет нас обратиться к научно обоснованному опыту, где групповое объединение, работающее с учетом достижений психотерапии, альтернативы своей эффективности не имеет. Однако, использование методов и форм групповой психотерапии не означает, что учитель должен стать и психотерапевтом. Использованием психотерапии как средства влияния на психическое здоровье человека занимались Э. Дюргейм и Г. Зиммел. Первый же социально-психологический эксперимент, проведенный Н. Триплеттом в 1887 г., показал, что велосипедисты значительно увеличивают скорость только в присутствии других велосипедистов (14). Этот феномен получил название «эффект социального облегчения» и послужил своеобразным толчком для разработок теорий по объединению людей в группы, где они получали возможность психологической поддержки и помощи благодаря этому эффекту. Более поздние исследования принятия решений в условиях группы, проведенные-в 60-е годы XX века, свидетельствовали о том, что люди более рискованны в решениях, принимаемых в групповой дискуссии. Впоследствии эта тенденция «рисковать» в группе была названа феноменом «сдвига к риску». Пожалуй, наибольшее значение для оправдания переноса психотерапевтических подходов в педагогическую практику имело установление Дж. Бахом того факта, что процесс развития представлений о нормах поведения, достижения сплоченности и развитие моделей общения в лечебных терапевтических группах аналогичен процессу в группах решения проблем, т. е. в группах развития. Значительное влияние на проникновение психотерапевтических подходов в современную педагогику оказала «теория поля» К. Левина. Еще в 30-е году он экспериментально установил, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» (8). Может показаться парадоксальным, но именно западные ученые впервые стали рассматривать преимущества групповой формы обучения и воспитания не по отношению к коллективным формам, а по отношению к индивидуальным. Считаем необходимым вычленить эти преимущества, поскольку они свидетельствуют в пользу гуманистического подхода к объединению детей в целом, независимо от идеологических пристрастий тех пли иных ученых. По свидетельству известного американского психолога К. Рудестама (5), чьи психокоррекционные разработки обеспечили бесконфликтное вхождение психотерапевтических методов и форм в воспитательную практику, преимущества групповых объединений перед индивидуальной работой с отдельными людьми заключаются в следующем. Несмотря на то, что отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной работе, успехи группового объединения значительно выше успехов индивидуальных. Обусловлено это тем, что жизнь — это прежде всего явление социальное. В сфере межличностных отношений во время игры, при общении человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Такое распространенное как на Западе, так и в России явление «публичного одиночества», когда большинство людей в присутствии других чувствует себя изолированым и одиноким, вызвано социальными противоречиями п бюрократическими переплетениями, порождающими замешательство, недоверие и бессилие. Но опыт, обретаемый в специально организованных группах — организационного развития, решения проблем, личностного роста, терапевтических и опыт, приобретаемый учениками при специально- создаваемых условиях, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном общении, взаимодействии. Специфика группы в том, что она становится микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир н. добавляющим момент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние, конформизм, повседневно су- ществующие в жизни, в группе, где они проявляются в специально создаваемых условиях, становятся очевидными, положительно воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. Те переживания, которые происходят в искусственно создаваемой обстановке, естественно и безболезненно переносятся во внешний мир. Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы для переживания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Именно в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. Реакция других на человека и человека на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы, В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает ощущение удобства, комфорта при контактах с равными партнерами. Группа также облегчает процесс самонаблюдения п самоисследования. Люди часто знают, чего они хотят, но требуется соучастие в принятии их группой, чтобы человек мог реально раскрыться сам. Когда попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут отождествлять себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Общая психотерапевтическая идея излечения от стрессов, конфликтов, стеснительности, заторможенности, неосознанного страха и т. д., объединяющая людей в психокоррекционные группы, распространяется и на групповое объединение школьников, учащихся колледжей, лицеев, гимназий. Существенно изменяется цель объединения, где общим моментом становится рост личности, а частным — преодоление различных комплексов. Соответственно изменению цели изменяется и роль классного руководителя, выступающего в качестве руководителя той или иной группы. Калифорнийские ученые А. Коен и Р. Смит определили четыре основных типа групп, которые могут применяться и в школьной практике: группы решения проблем, личностного роста, обучения межличностным умениям и терапевтические группы. Спектр эффективности групп каждого типа весьма широк: они могут быть одновременно ориентированы на получение сведений о своих участниках и на решение повседневных бытовых и учебных задач, работая при этом на отдельные личности или понимание; группа может полностью отдаваться в распоряжение своего руководителя или быть «центрированной» на ее участниках; группы могут быть рационально подобранными и спонтанными. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Объясните, почему учебная или воспитательная работа в объединении детей всегда выигрышнее и эффективнее индивидуальной? 2. Чем приведенные особенности объединений отличаются от особенностей коллектива? 3. Какие факторы должны совпасть, чтобы педагогический потенциал группы оказался наиболее эффективным? Можно ли учителю «подобрать» и упорядочить эти факторы? 4. Согласны ли вы с тем, что феномен «публичного одиночества» в России столь же распространен, как и на Западе? Если да, то какие педагогические действия следует предпринять для снижения его распространения? 5. Что способствует проявлению негативных факторов влияния общества на человека в условиях межличностного, внутригруппового общения? Что дает учителю знание этих факторов? 6. Какой педагогический смысл содержит возможность получения обратной связи? Каким образом можно ее использовать для развития позитивных сторон личности? 7. Проиграйте с партнером (напарником) ситуацию соучастия в его проблемах самораскрытия и изменения. Повторите то же самое, выступая в роли учителя по отношению к общей проблеме вашей группы. 8. Насколько реальным представляется вам использование классного часа для решения личных и личностных проблем школьников, как это описывается в параграфе? Предложите свой сценарий проведения аналогичного классного часа.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |