КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритмы самоорганизации
Воспитательную технологию (обобщенно) можно представить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности. На диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей. Результаты многих исследований доказывают, что учителя воспринимают учеников «оценочно», почти не различают их индивидуальные и личностные особенности. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно способствуют такому постижению-различению. Идентификация по доминантности-недоминантности, мобильности-ригидности,. экстравертности-интровертости, являющимися наиболее стабильными и общими личностными свойствами — все может быть использовано в качестве первого шага (4, с. 7). На этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий. Стимулирование инициативы, мотивации, шаги контакта, умения слушать, успокоить себя и партнера — это неполный перечень приемов, достаточно хорошо описанных в так называемом личностном менеджменте Эрика Берна, Вернера Зигерта, Лючии Ланг и др. Организация общения предполагает наличие у учителя стратегического плана по созданию такого ученического сообщества, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками (прежде всего — эмоциональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности ребенка. Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван «этапом отстранения», предоставления ученикам максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и способностей к педагогическому мастерству. Имеет смысл рассмотреть диагностический этап в следующем параграфе, а два последних представим в контексте одного из замечательных открытий педагогики — методики коллективных творческих дел И. П. Иванова. Эта методика (3) представляет альтернативный подход к воспитанию — творческое развитие учеников в сотрудничестве с учителем. Он возник в начале 60-х годов XX в. как необходимость противопоставить коллективистскому обезличиванию подход к ребенку, как к уникальной ценности. Положения педагогики сотрудничества (а именно с этой методики она началась) — поэтапное освобождение воспитания от признаков административно-командной системы. Ведущее место в процессе сотрудничества занимало положение о необходимости творчества для всех учеников. Оно становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию стимулирует заложенные в каждом ученике творческие способности. Таким образом развивается творческая личность, стержнем которой становится самодеятельность, самосозидание и самоорганизация. Методика коллективных творческих дел, основой которой является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания. В основе методики — приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с учителем, ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение учителя с детьми при обучении их творческому дей- ствию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т. д. ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности на уже известных вам принципиальных основах. Не от рождения дети несут в себе добро и стремление к счастью. Эти качества — результат незаметного воспитания посредством создания условий для самовоспитания. Секрет сотрудничества и состоит в том, как эти условия создаются, в чем состоит организаторская деятельность учителя как старшего товарища, а не как ментора. В этом плане следует отметить два основных момента: — побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика; — творчество обязательно во всем, потому что дети, освобожденные от назойливой опеки старших, но погруженные в условия необходимости поиска самостоятельных решений, все делают творчески, с полным напряжением внутренних сил. Механизм развития личности — это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела. Рассмотрим два варианта алгоритмов творческой деятельности — в макрогруппе (параллель классов, школа, объединение по интересам, загородный лагерь) и в микрогруппе (класс, команда, отряд, бригада). Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага. Главное направление незаметной воспитательной деятельности — развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступают: — совместное планирование творческого дела; — совместный выбор главного направления в работе; — ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела; — распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей. Алгоритм организации творческой деятельности в макрогруппе состоит в последовательной реализации шести стадий: 1. Предварительная работа инициативной команды учителей: определение роли творческого дела (далее — ТД) в жизни макрогруппы, постановка возможных задач, разработка вариантов ТД как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного ТД. 2. Совместное с учениками планирование жизни макрогруппы на значительную перспективу (учебная четверть, полугодие и т. д.) как последовательная цепь ТД. Информация и провокация идей на общем сборе макрогруппы ведущими из числа учеников — вспомогательные вопросы, сопоставление мнений, развитие и обобщение предложений, выработка стратегии ТД. 3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов в Советах ТД. 4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла. 5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений. 6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения. Алгоритм организации творческой деятельности в микрогруппе имеет свои особенности. Основная состоит в том, что функции инициатора, организатора и контролера выполняет временная инициативная группа (далее — ВИГ). Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ученика и два-три ничем не выдающихся ученика. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ученик (ученики) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться са- мым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ — временное объединение, в связи с чем каждый ученик в классе получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность. 1. Выборы ВИГ происходят на классном часе, примерно за неделю до предполагаемого ТД. На первых порах они происходят под руководством учителя, в дальнейшем потребность в нем отпадает, микрогруппа прибегает к его помощи только в крайних ситуациях, с каждым ТД становясь все более самостоятельной. Выборы могут происходить по трем сценариям: 1) предлагаются собственные кандидатуры учениками — классный руководитель следит за уравновешенной компановкой ВИГ; 2) ученики предлагают в состав ВИГ своих товарищей; 3) классный руководитель сам назначает членов ВИГ. Наиболee эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант. ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором учеников микрогруппы, контролером и аналитиком ТД. 2. ВИГ остается после классного часа и приступает к разработке ТД: придумывает название, эпиграф, девиз, составляет программу и план действий. 3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов — членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания. 4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД. 5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным. 6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам. 7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД. Прекращение работы ВИГ. Создание новой ВИГ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какое значение приобретает в методике коллективных творческих дел планирование? 2. Как понимается процесс развития личности при незаметном воспитании в группе? 3. Выберите наиболее подходящие, по вашему мнению, синергетические ориентиры для незаметного создания условий побуждения к действию. Наполните их, в соответствии с вашими представлениями, необходимыми приемами, ориентируясь на алгоритмы методики коллективных творческих дел.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |