Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритмы самоорганизации




 

Воспитательную технологию (обобщенно) можно предста­вить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.

На диагностическом этапе достигается установление не­одинаковости детей. Результаты многих исследований дока­зывают, что учителя воспринимают учеников «оценочно», почти не различают их индивидуальные и личностные особен­ности. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно спо­собствуют такому постижению-различению. Идентификация по доминантности-недоминантности, мобильности-ригидности,. экстравертности-интровертости, являющимися наиболее ста­бильными и общими личностными свойствами — все может быть использовано в качестве первого шага (4, с. 7).

На этапе организации общения создаются ситуации не­обходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных меропри­ятий. Стимулирование инициативы, мотивации, шаги контак­та, умения слушать, успокоить себя и партнера — это непол­ный перечень приемов, достаточно хорошо описанных в так

называемом личностном менеджменте Эрика Берна, Вернера Зигерта, Лючии Ланг и др. Организация общения предполагает наличие у учителя стратегического плана по созданию такого ученического сообщества, которое помога­ло бы развитию личности, обладало характеристиками (преж­де всего — эмоциональной идентификации), способствующи­ми как самореализации, так и защищенности ребенка.

Организация взаимодействия предполагает создание си­туаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван «этапом отстранения», предо­ставления ученикам максимальной инициативы. Но он тре­бует особенно тщательной подготовки и способностей к пе­дагогическому мастерству.

Имеет смысл рассмотреть диагностический этап в следу­ющем параграфе, а два последних представим в контексте одного из замечательных открытий педагогики — методики коллективных творческих дел И. П. Иванова.

Эта методика (3) представляет альтернативный подход к воспитанию — творческое развитие учеников в сотрудни­честве с учителем. Он возник в начале 60-х годов XX в. как необходимость противопоставить коллективистскому обезли­чиванию подход к ребенку, как к уникальной ценности. По­ложения педагогики сотрудничества (а именно с этой мето­дики она началась) — поэтапное освобождение воспитания от признаков административно-командной системы.

Ведущее место в процессе сотрудничества занимало поло­жение о необходимости творчества для всех учеников. Оно становится возможным при изменении подхода к воспита­нию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к дей­ствию стимулирует заложенные в каждом ученике творче­ские способности. Таким образом развивается творческая личность, стержнем которой становится самодеятельность, самосозидание и самоорганизация. Методика коллективных творческих дел, основой которой является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания.

В основе методики — приобретение жизненных (практи­ческих и нравственных) навыков в самодеятельности, на­правленной на улучшение окружающей жизни, совместное с учителем, ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение учителя с детьми при обучении их творческому дей-

ствию, желание совершить которое исходит от самих детей.

Воспитание приобретает иной смысл, содержание и фор­мы: вместо навязывания готовых образцов поведения, при­нудительной организации свободного времени и т. д. учени­ки погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности на уже известных вам принципиаль­ных основах. Не от рождения дети несут в себе добро и стремление к счастью. Эти качества — результат незамет­ного воспитания посредством создания условий для само­воспитания. Секрет сотрудничества и состоит в том, как эти условия создаются, в чем состоит организаторская дея­тельность учителя как старшего товарища, а не как ментора.

В этом плане следует отметить два основных момента:

— побуждение к деятельности происходит через поощ­рение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика;

— творчество обязательно во всем, потому что дети, ос­вобожденные от назойливой опеки старших, но погружен­ные в условия необходимости поиска самостоятельных ре­шений, все делают творчески, с полным напряжением внут­ренних сил.

Механизм развития личности — это состязание в твор­честве, во всех его видах: от совместного порождения цен­ных идей до воплощения их в конкретные дела. Рассмотрим два варианта алгоритмов творческой деятельности — в мак­рогруппе (параллель классов, школа, объединение по инте­ресам, загородный лагерь) и в микрогруппе (класс, коман­да, отряд, бригада).

Под алгоритмом в данном случае понимается обязатель­ная последовательность, единство, системность действий, вы­ступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.

Главное направление незаметной воспитательной деятель­ности — развитие творческих и организаторских умений уче­ников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступают:

— совместное планирование творческого дела;

— совместный выбор главного направления в работе;

— ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела;

— распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Алгоритм организации творческой деятельности в макро­группе состоит в последовательной реализации шести ста­дий:

1. Предварительная работа инициативной команды учи­телей: определение роли творческого дела (далее — ТД) в жизни макрогруппы, постановка возможных задач, разра­ботка вариантов ТД как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного ТД.

2. Совместное с учениками планирование жизни макро­группы на значительную перспективу (учебная четверть, по­лугодие и т. д.) как последовательная цепь ТД. Информация и провокация идей на общем сборе макрогруппы ведущими из числа учеников — вспомогательные вопросы, сопоставле­ние мнений, развитие и обобщение предложений, выработ­ка стратегии ТД.

3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка ва­риантов в Советах ТД.

4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спон­танными коррективами и отклонениями от первоначального

замысла.

5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макро­группы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосу­ществленных решений.

6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: со­вместное определение результативности для участников близ­кого и дальнего окружения.

Алгоритм организации творческой деятельности в микро­группе имеет свои особенности. Основная состоит в том, что функции инициатора, организатора и контролера выполняет временная инициативная группа (далее — ВИГ). Как пра­вило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, твор­ческих ученика и два-три ничем не выдающихся ученика. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из об­щего поля активности ученик (ученики) в условиях ограни­ченного контакта значительно легче раскрывает свои «ма­лые таланты», нежели находясь в общей массе себе подоб­ных. Этот психологический эффект помогает раскрыться са-

мым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возмож­ность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ — вре­менное объединение, в связи с чем каждый ученик в классе получает несколько возможностей проявить свои организа­торские способности, а понятие «актив» утрачивает свою эли­тарную притягательность.

1. Выборы ВИГ происходят на классном часе, примерно за неделю до предполагаемого ТД. На первых порах они про­исходят под руководством учителя, в дальнейшем потреб­ность в нем отпадает, микрогруппа прибегает к его помощи только в крайних ситуациях, с каждым ТД становясь все более самостоятельной.

Выборы могут происходить по трем сценариям: 1) пред­лагаются собственные кандидатуры учениками — классный руководитель следит за уравновешенной компановкой ВИГ; 2) ученики предлагают в состав ВИГ своих товарищей; 3) классный руководитель сам назначает членов ВИГ. Наиболee эффективны первые два сценария. Они определяют уров­ни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах мо­жет быть использован и третий вариант.

ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором учеников микрогруппы, контролером и ана­литиком ТД.

2. ВИГ остается после классного часа и приступает к раз­работке ТД: придумывает название, эпиграф, девиз, состав­ляет программу и план действий.

3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов — членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определен­ные задания.

4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД.

5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет конт­роль и оказывает посильную помощь ответственным.

6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.

7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД. Прекра­щение работы ВИГ. Создание новой ВИГ.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое значение приобретает в методике коллективных творческих дел планирование?

2. Как понимается процесс развития личности при незаметном воспитании в группе?

3. Выберите наиболее подходящие, по вашему мнению, синергетические ориентиры для незаметного создания усло­вий побуждения к действию. Наполните их, в соответствии с вашими представлениями, необходимыми приемами, ориен­тируясь на алгоритмы методики коллективных творческих дел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.