КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терапия группы
Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности и ее силы. Одно из условий развития Силы Личности — преодоление повседневных трудностей — трактуется в контексте групповой терапии как необходимость включения в группу учеников с различными типами личности и способами действия. Эти расхождения между участниками ведут к напряженности и конфронтации, но их преодоление обеспечивает успех в научении нормам поведения и росте личности. Например, ученикам с эмоциональным, экспрессивным стилем могут быть полезны отношения с учениками более рационального, сдержанного склада и наоборот. X. Келлерман (7) утверждает, что в идеальной группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, включая чувства вины, депрессии, надежды, ненависти и гнева. Кроме этого, большое значение приобретает смешанный состав группы, где сталкиваются разнообразные жизненные позиции. Такой подход позволяет создать модель общества в группе и способствует ускоренной адаптации ее членов к жизни за ее пределами. Основные цели объединения школьников в группы — использование ее духовного и эмоционального потенциала для решения задач повседневной жизни и оказания поддержки отдельным членам группы. Собственно решение задач — это процесс решения проблем. Поведение, определяемое задачей, вр;лючает выдвижение и принятие предложений, мнений и информации. Функции поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом группы. Они способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые служат облегчению групповых целей (Р. Бейлс). Большое значение в организации групповой воспитательной работы, направленной на развитие личности, играют роли, выполняемые их участниками. Так или иначе, каждый человек играет определенную роль в общественной жизни. Однако исполнение этих ролей зачастую не совпадает с правилами, принятыми в обществе. Поэтому научение наиболее адекватному требованиям общества поведению является одной из важнейших задач группового воспитания. Роль —это круг функций и видов поведения, которые реализуются в определенном социальном контексте. В условиях группы требуется принимать те роли, которые отличаются от выполняемых за пределами группы. Поведение членов группы, специально организованное на принципах игры при решении задачи или принимающих поддерживающие роли, может либо облегчать, либо затруднять развитие группы. По мнению К. Рудестама, чрезмерная зависимость — это отрицательное поддерживающее поведение, дающее большую власть в руки нескольких участников и часто травмирующее других. Зависимые члены группы вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета у руководителя или других участников. Чрезмерное напряжение тоже считается отрицательным поддерживающим поведением, ведущим к трудностям общения и неуместным разговорам. В ходе групповой воспитательной работы функции задачи и поддержки постоянно взаимодействуют. Функции решения задачи воздействуют на чувства и эмоции участников по отношению к друг другу; чувство ревности и потребность направлять становятся помехой в решении простейших задач. В связи с выполнением определенных групповых ролей возникает необходимость соотнесения своего поведния с существующими нормами, что имеет мощное воспитательное значение. Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Нормы помогают решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. Проблема организации руководства в группе вариативна: все зависит от уровня развития групповой активности. Руководителем может быть учитель или назначенный им ученик, или же вообще группа может обходиться без руководства — достаточно инструкций, которые могут сообщаться письменно или устно и определять необходимые к выполнению задания. В группах, начинающихся без руководителя, так или иначе появляются один или больше лидеров. Лидеры по сравнению с другими членами группы стремятся к проявлению большей активности, благодаря чему пользуются повышенным доверием группы. Лидер группы — это всегда фактор сплочения и развития, какие бы функции — решения задач или оказания поддержки — не выполняла бы группа. Поэтому лидер должен обладать такими чертами, как энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, ум. С. Славсон выделяет также такие личностные качества лидера, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила «Я», восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать избыточных размышлений, желание помочь людям, терпимость к неопределенности. В соответствии с позицией лидера, который так или иначе становится руководителем группы, выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Во избежание негативных проявлений лидерства имеет смысл рассмотреть основные черты каждого из перечисленных стилей. Для авторитариста все виды поведения членов группы определяются руководителем. При демократическом стиле управления поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя. Попустительство допускает полную свободу индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя. Очевидно, что наиболее гуманный стиль отношений — демократический, который способствует не только установлению нормальных отношений в группе, но и помогает каждому ее участнику выработать свою позицию. Функции лидера, в основном, сводятся к четырем поведенческим ролям: эксперта, катализатора, дирижера и образца участника. Функции эксперта — это функции комментатора, которые помогают участникам объективно оценить свое поведение, и не только в группе («здесь и теперь»), но и за ее пределами («когда-то и там»). В качестве катализатора лидеры способствуют развитию событий. Они побуждают группу к действию, привлекают ее внимание к текущим задачам участников. При этом лидер использует свое умение действовать в теплой, искренней манере, проявляет способность быстро реагировать на возникающие межличностные ситуации. Будучи дирижером группового поведения, лидер старается облегчить взаимопередачу участниками вопросов и информации, говорящих об их эмоциональном состоянии, помогает группе решать проблемы и достигать цели. Когда группе не удаются эффективные действия в трудной ситуации, лидер может вмешиваться, используя методы педагогического воздействия. Без четких указаний лидера групповая ситуация может оставаться неопределенной, поэтому мастерство дирижера состоит в регулировании возможных вариаций группового поведения, в поддержке попыток участников исследовать проблемы, в защите участников от воздействия на них неприемлемых форм поведения. Как образец участника лидер группы стремится быть понятным, заботливым, открытым. Это означает необходимость самораскрытия лидера для принятия членами группы определенных стандартов поведения. Лидеру бывает важно раскрыть мотивы своего межличностного общения. Так же как и Л. С. Выготский, западные исследователи приходят к необходимости использования группового потенциала в развитии творческих сил личности. При этом решающими для любой группы оказываются три процесса: податливость, идентификация и присвоение. Члены группы податливы влиянию лидера и других участников группы. Участники идентифицируются друг с другом и с руководителем группы, в качестве которого выступает лидер. И, наконец, участники присваивают групповой опыт через своеобразные коректирующие эмоциональные переживания, вытекающие из работы с эмоциональными проблемами участников, и их решения. На ранних стадиях включения в группу участники испытывают стремление к включению в ситуацию. Позднее выдвигается потребность в контроле — сказывается соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. Уже на стадии зрелости преобладает потребность в привязанности. Американские исследователи выделяют следующие факторы, определяющие развитость группы. 1. Сплоченность — прочность, единство межличностных взаимодействий. 2. Внушение надежды — вера в успешность групповою процесса или надежда на возможность достижения благополучия. 3. Обобщение — осознание в процессе группового общения общности своих проблем с проблемами других. 4. Альтруизм — осознание полезности себя для других членов группы, необходимость часиичного самопожертвования ради интересов товарищей. 5. Предоставление информации, рассуждении, исходящих извне, но имеющих ценность для группы. 6. Множественный процесс — перевод групповых отпоше- ний, как эмоционального фона в отношения, отождествляемые с семейными. 7. Межличностное обучение — тренировка поиска и нахождения оптимальных средств взаимоподдержки. 8. Развитие межличностных умений — совершенствование умений общаться в процессе установления обратной связи между лидером и участниками группы в ролевых играх. 9. Имитирующее поведение — использование множества образцов поведения для получения одобрения в группе. 10. Катарсис — сосредоточение внимания группы на эмоциях типа чувства вины, враждебности, что приводит к психологическому очищению, облегчению и свободе, усилению сплоченности — как результат интенсивного взаимодействия в безопасном, принимающем окружении (15). Эти факторы оказывают эффективное развивающее воздействие. Они характерны для большинства групп, взаимозависимы, действуют согласно друг с другом. Эти же факторы стали основой для разработки разнообразных групповых объединений, способствующих решению задач обучения стилям поведения и оказания поддержки. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какой смысл приобретает понятие «терапия» в контексте воспитательной деятельности? 2. Чем объясняется необходимость включения в группу учеников с различными типами личности и способами действия? 3. Каким образом следует организовать постановку задач для обучения поведению, чтобы не нарушить требования гуманистического воспитания? Используйте положения феноменологических и синергетических ориентиров. 4. Какие роли при решении задач в группе могут отличаться от выполняемых за пределами группы? Для чего это необходимо? 5. Приведите примеры отрицательного поддерживающего поведения: а) учителя; б) членов группы (класса). 6. Как следует организовать помогающее поведение учителя для снятия отрицательного эффекта поддержки? 7. Насколько соответствует российской ментальности такая характеристика лидера, как способность избегать избыточных размышлений? 8. Какая из поведенческих ролей-функций лидера более всего подходят вам? Возможно ли их сочетание? Обоснуйте свой выбор. 9. Прокомментируйте факторы, определяющие развитость группы. 10. Какие задачи, помимо названных в тексте, может решать аналогичная группа, как объединение учащихся на классном часе в российских условиях?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |