КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила для самонаблюдения
1. Мысленно отделите «Я», которое будет Вас наблюдать. oт «Я», которого вы будете наблюдать, т. е. наблюдайте себя как бы со стороны. 2. Наблюдайте себя так, как если бы Вы совсем не знали и не наблюдали себя. 3. Уточните, выделите то, что вы хотите наблюдать (например, можно выделить мыслительную, эмоциональную, волевую или любую другую сферу Вашей жизнедеятельности). 4. Найдите, как наилучшим образом регистрировать (записывать, хронометрировать, записывать на магнитофон, на видеокассету и т. д.) то, что вы выбрали для самонаблюдения в качестве предмета. 5. Продумайте, как вы будете систематизировать то, что вы наблюдали. 6. Определите способы анализа и объяснения того, что' вы обнаруживаете в результате наблюдения. 7. Извлеките из результатов самонаблюдения максимальную пользу для саморазвития. 8. Для самонаблюдения необходимо многое, но прежде всего — ваша искренность, честность перед самим собой. В качестве первого объекта для самонаблюдения можно' взять какой-либо ваш типичный недостаток, например, рассеянность. Продумайте и определите характерные ситуации. в которых Вы допускаете рассеянность. Нелишне проанализировать и ваши наиболее типичные привычки, особенности характера, другие личностные качества, которые создают как бы основу вашей рассеянности и даже усугубляют ее. Осуществляя самонаблюдение, необходимо делать это непредвзято, нужно как бы посмотреть на Самого себя впервые, отбросить все результаты предыдущих самонаблюдений, так как весь предыдущий материал часто основан на неверных установках. Анализируя психологические особенности и механизмы творческой самореализации личности, нельзя не отметить, что одно из важнейших качеств, присущее творческой личности — это наличие Великой Достойной Цели. Действительно, для того, чтобы творческая личность состоялась, реализовала весь свой творческий потенциал, очень важно иметь «сумасшедшую» идею, иметь Великую Достойную Цель, которая, как это обосновывает И. М. Верткин, должна отвечать. следующим 10 критериям (характеристики критериев даются с сокращениями): Цель обязательно должна быть: — новой или ранее не достигнутой; — общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни; — конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня; — не быть излишне узкой; конкретная цель должна иметь выход на глобальные проблемы; — выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни; — новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что, зачастую воспринимается окружающим миром как еретическая; — именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция; — достойная цель — это личная цель человека или небольшой команды; — достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогостоящего дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов; — последнее "требование не подкреплено объективными фактами и тем не менее, выбирая достойную цель, надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется недостигнутой: человеку доступно все. Но достижение такой цели — это спор с самим собой (2). Оптимальный возраст для выбора достойной цели, как считает И. М. Верткин — 13—15 лет. Именно в этом возрасте наступает пик в развитии многих творческих замыслов. «Препарирование» цели. С чего начинается планирование? 1. Определите стратегические, долгосрочные, главные цели. Проанализируйте их реальность и выполнимость. 2. Постройте «дерево» целей. 3. Классифицируйте цели: а) с точки зрения их важности; б) вероятности выполнения; в) от кого зависит их выполнение: от вас или от друзей? 4. Распишите цели: а) на перспективу, допустим, на ближайшие три года; б) на год, на месяц;в)на неделю; г) на день. 5. Проанализируйте еще раз, все ли цели реально достижимы. 6. Исключите цели, без достижения которых можно вполне обейтись. Фирма «Тайм-Менеджер» (США) вводит понятия «слоновая задача», «слоновая техника» и широко их использует при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно сравнить с величиной слона. Примеры «слоновых задач»: выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, бросить курить, похудеть и т. п. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому за один прием не удается съесть слона, каким бы аппетитом он ни обладал. К решению «слоновой задачи» можно приступить двумя способами: 1. Отодвинуть их решение. Знакомая ситуация — новогодний вечер. Анализируя план на следующий год, нам бывает несложно в своих намерениях на следующий год выучить два иностранных языка, научиться играть на гитаре и т. д. 2. Разрезать их на маленькие, доступные кусочки. Это единственный метод, ведущий к заглатыванию слона, т. е. к результату. «Слоновая техника» «Тайм-менеджера» будет Вашим решением проблемы: — разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки; — предназначьте заглатывание отдельных кусочков приложении к выполняемым вами повседневным, обыденным делам; — позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же «слона», пока от него ничего не останется; — не надо ежедневно переживать из-за этих больших «слонов». Отнеситесь к «слонам» как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются. Отнеситесь к «слонам» как к захватывающим возможностям. Сосредоточьтесь на «слоновом» бифштексе» дня и будете довольны, когда задача дня выполнена. Вы на пути к решению существенной задачи. Вы укрепите ваше хорошее самочувствие и облегчите возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Слишком много людей напрасно мучают себя из-за «слонов», с которыми они все равно не могут разделаться сегод- ня. Они думают, что жизнью можно наслаждаться только тогда, когда все «слоновые задачи» решены и все находится на своем месте. Эта точка зрения нереальна, она только ведет к неудовлетворенности. Вы никогда не будете находиться в такой ситуации, когда все сложные задачи уже решены. Постоянно. будут возникать новые «слоны», и вы должны научиться жить с ними. Это часть вашей жизни. В контексте целеполагания имеет смысл провести саморефлексию (сопоставление со своим «Я») условий прогрессивных изменений личности. Известный американский психолог Э. Фромм в книге «Иметь или быть?» соотносил эффективность постановки цели со способностью человека рефлексировать над особенностями своего характера, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. В качестве условий, способствующих изменению (коррекции) характера, Э. Фромм предлагал следующие: 1. Мы страдаем и осознаем это. 2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания. 3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий. 4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни. Условия прогрессивных изменений личности определяют следующий этап рефлексии. Становление «Я»-концепции творческого саморазвития личности. философы давно обратили внимание на то, что личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире, как «Я». Для нас же очень важно, чтобы человек осознал, а самое главное, создал свою «Я»-концепцию творческого саморазвития». Известно, что представления человека о самом себе изменяются в течение всей жизни. На личностном уровне «Я-концепция» начинает активно развиваться, вероятно, с двух-трехлетнего возраста, с того момента, когда ребенок начинает осознавать себя в этом мире, оценивать свои потребности и заявляет родителям: «Я — сам!». Чтобы стимулировать философские размышления человека о самом себе, о своих целях, увлечениях, ценностных ориентациях, творческих способностях и т. д., ему необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и бу- дущего. При этом важно обратить внимание на то, в каком направлении идет саморазвитие. Или процесс саморазвития остановился? Или, что еще хуже, личность утрачивает даже те качества, которые ей ранее были присущи, т. е. регрессирует. Для разработки «Я-концепции творческого саморазвития» также важно, насколько объективно вы оцениваете себя. Для того, чтобы ответить на вопрос: «какой Я?» рекомендуется соотнести то, как вы оцениваете самого себя и как вас оценивают другие. Сравнивая эти результаты, вы можете обнаружить один из трех вариантов: а) вы недооцениваете себя; б) вы переоцениваете себя; в) вы объективно оцениваете свои способности и личностные качества. В процессе разработки «Я-концепции творческого саморазвития» большое значение имеет осмысление, самосознание того, в рамках какой культуры человек осуществляет свою жизнедеятельность. Поскольку мы, россияне, принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас есть устремленность к синтезу двух культур. Поэтому, развивая свое видение путей саморазвития, вы будете осмысливать, отбирать и то, что характерно для европейской и азиатской культурной традиции, и что нашло особое преломление в российской ментальности (см.: Разд. II, 2.4; разд. III, гл. 3 этого пособия). Вероятнее всего, что при разработке «Я-концепции творческого саморазвития» вам придется осмыслить и учесть, к какому типу культуры вы относите себя, какие стратегии жизнедеятельности для вас представляют особую ценность и личную значимость. При разработке «Я-концепции...» мы также советуем, сталкиваясь с любым новым для вас фактом, явлением, мысленно ответить на следующие вопросы: Что здесь принципиально нового? А как было раньше? А как это в других странах? А что в связи с этим меня ожидает в будущем? Нравственно и желательно ли это, полезно или вредно? Что из этого я могу извлечь для себя, для своего саморазвития, для улучшения свой жизни и жизни окружающих? Также следует иметь в виду, что «Я»-концеп-ция...» должна быть предметом ваших размышлений, к которому вы будете возвращаться неоднократно. В связи с этим будет уместно напомнить слова Альберта Эйнштейна, кото-482 рый на вопрос о том, как делаются великие открытия и как: стать знаменитым, отвечал так: «Возьмите какое-либо явление и подумайте о нем лет эдак пять, и тогда обязательно станете знаменитым». В этой шутке заключена гениальная мысль о том, чтобы что-то сделать существенное в жизни, необходимо: 1. Иметь точную ориентацию на проблему, которую вы хотите решить. 2. Постоянно, длительно, шаг за шагом искать новые подходы, методы, средства для ее решения.. Итак, при разработке «Я-концепции» вы должны ответить на вопросы теста, и, осмыслив его результаты, окончательно ответить для себя на следующие вопросы: 1. Как я понимаю; в чем смысл моей жизни? 2. Каковы мои приоритетные цели в жизни? 3. Какие творческие способности и другие личностные качества мне необходимо развивать? 4. Что мне делать в плане образования и самообразования? 5. Какие я вижу в своей жизни проблемы и трудности? Как их преодолеть? 6. На какие принципы и правила мне необходимо опираться, чтобы достичь своих целей? Для углубленного понимания себя и более детальной проработки «Я-концепции...» предлагается тест «Я»-концепция творческого саморазвития (приложение 8). Он сопровожден заданиями для творческого саморазвития. Рефлексия условий профессиональной самоорганизации личности. Профессиональная самоорганизация — это деятельность сознания по осмыслению различных условий, сопровождающих выбор профессии. На основании рефлексии определяется достаточный набор предпосылок, которые необходимо иметь в виду для окончательного принятия решения. 1. Позиция родителей: пассивная (около 30%): предоставление полной самостоятельности — безразличие, боязнь ошибиться, неумение дать квалифицированный совет; активная (около 70%): диктат родительских представлений, реализация собственных несбывшихся планов, завышенная оценка способностей детей, игнорирование их возможностей и интересов, престижность профессий; отсутствие знаний о реальном содержании труда и т. п. 2. Позиция товарищей: выбор «за компанию», отсутствие собственной позиции; ориентация на старших товарищей как реакция на семейный авторитаризм, стремление найти подтверждение своих планов в опыте друзей, общий языковой уровень. 3. Позиция учителей, как предметников, видящих успехи в освоении предмета как успехи профессиональные. Отождествление школьного предмета и профессии. 4. Личные профессиональные планы. Кажущаяся самостоятельность принятия решения. Трудность выбора цели — что буду делать, каким буду, с кем, где, что достигну, идеал. Ближайшие и отдаленные конкретные цели — специальность, проба сил, чему и где учиться, перспективы. Внешние условия — возможные трудности, препятствия, противодействие тех или иных людей. Внутренние условия — собственные возможности, здоровье, способности к обучению, настойчивость, склонности. Запасные варианты целей. 5. Профессиональная пригодность; а) непригодность (противопоказания — медицинские, психологические, характерологические); б) годность — отсутствие противопоказаний и показаний, возможно компенсаторное развитие при четком целеполагании; в) соответствие — бесспорное наличие личностных качеств, соответствующих требованиям профессии; г) признание — высший уровень соответствия требованиям профессии. 6. Уровень притязаний на общественное признание. Самооценка своих достижений, представление о месте среди людей. реалистичность притязаний. Престиж и соответствие возможностей. Пирамида Шубкина. 7. Профессиональная информированность. Ориентация на нестандартные источники. S. Наличие склонностей («хочу делать»). Характерные ошибки при выборе профессий. Неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора — к области деятельности, к советам окружающих. Самостоятельность в принятии решения. Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах выбора. Увлечение только внешней или частной стороной профессии, романтизация. Неумение разбираться в своих личных качествах. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных для профессии. Расплывчатость ориентиров и мечты, не соотносящиеся с практической деятельностью. Предложенные технологические основы предоставляют вам возможность для построения собственной тактики самоорганизуемого воспитания. Собственно, вся педагогика личности — это возможность для выбора учителем основы для своей педагогической деятельности. Возможность становится реальностью только тогда, когда она воспринимается как достижимая. Средства достижения, использованные в нашем пособии, открыты для дополнения их вашими собственными пониманиями и предложениями. Разработанные нами подходы не претендуют на всеобщность и универсальность. Они представляют личностную, достаточно субъективную позицию авторов по отношению к педагогической реальности, ее осмыслению и переосмыслению. Мы не претендуем на то, чтобы предложенные для вашего осмысления позиции рассматривались как конечное, «абсолютное» знание. Эти позиции так же неравновесны, неустойчивы и нелинейны, как и вся жизнь. Но человек вносит в жизнь элемент баланса, равновесия, устойчивости, тем самым развивая и жизнь, и себя в жизни, реализуя главный принцип синергетики «порядок из хаоса». Чтобы не потеряться в хаосе жизни, в том числе — и педагогической, необходимо усилие мысли, интеллектуальная инициатива, средства самоорганизации которой и предложены в этом пособии. ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |