КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программы диагностики и ценностных переориентации
Первый этан педагогической поддержки, диагностический, представляется наиболее важным. Мы подразделили его на две группы диагностических методик: самопознания для определения имеющихся качеств, способностей и методики определения собственных проблем с использованием полученных результатов для коррекции основы самоорганизации — ценностных ориентации. Разделение системы педагогической поддержки на этапы достаточно условно. Поэтому диагностический этап и предваряет, и пронизывает все остальные, за исключением рефлексии. Этот завершающий этап предполагает достаточно самостоятельную деятельность старшеклассника по сопоставлению результатов диагностики со своими предварительными ориентациями в самоорганизации. Педагогическая поддержка, вместе с тем, может оказываться при наличии у педагога умений производить феноменологический анализ и выстраивать консультативную педагогическую помощь с опорой на синергетпческие ориентиры. I. Оказание педагогической поддержки в самопознании включает комплекс диагностических методик, который в целом посвящен различным аспектам самоидентификации старшеклассников. Для этого используются: 1. Классификация и тестирование склонностей к определенному типу деятельности. Помогает определить сферу самоидентификаций личности с ценностями различных стилей деятельности (приложение 1). 2. Диагностика волевой организации личности — само- идентификация с ценностно-смысловой организацией деятельности и качествами, присущими ей (приложение 2). 3. Выявление уровня самооценки поведения — самоидентификация со свойствами своей нервной системы (приложение 3). II. Диагностика собственных проблем ученика: 1. Определение уровней субъектного контроля как практический способ реализации соответствующего принципа. Позволяет получить данные об уровнях ответственности ученика за свои личностные ценности (приложение 4); 2. Тест на измерение импульсивности-рефлексивности. Позволяет выявить уровень одной из неявных характеристик национальной ментальности. Результаты могут быть использованы для создания группы компенсационного развития и индивидуальной работы по ценностной переориентации (приложение 5). 3. Тест на измерение ригидности. Ригидность — одна из наиболее распространенных психолого-педагогических проблем, связанных с затруднениями в познавательной, мотивационной и эмоциональной сферах деятельности. Выявление различных уровней ригидности позволяет учителю целенаправленно работать по компенсационным программам с конкретными учениками (приложение 6). 4. Диагностика автономности-зависимости. Методика выявляет склонность ученика подменять при решении проблемы (или при выходе из затруднения) цели решения на его средство. Выявляет способности к самостоятельности (приложение 7). Программа и задания для ценностных переориентации. Программа развития самоконтроля. Программа предполагает создание учителем условий для изменения речевых стратегий учащихся. В идеале — это содействие переводу негативных ценностных установок в позитивные, благодаря чему возможна ценностная переориентация сознания и поведения. Но механизм перевода достаточно сложен. Как правило, на Западе этой проблемой занимаются специалисты по психотренингу. Пробы отечественных специалистов в этой области, пытающихся автоматически перенести опыт переработки ценностных рядов, характерных для евро-американского менталитета на российскую почву, пока что оставляют желать лучшего. Поэтому мы берем на себя смелость ознакомить будущих 470 учителей с общими основами одной оригинальной методики. Она разработана как гуманистический вариант нейро-лингвистического программирования (НЛП) Бэндлера—Гриндера с использованием элементов методики ненасильственной коммуникации американского психолога Маршалла Розенберга. В отличие от программ НЛП, ориентированных на быстрое изменение личностей с психическими затруднениями и нарушениями, предлагаемые действия направлены не на воздействие через подсознание, а на достаточно медленный процесс осмысленного осознания личностных ценностей. Смысл программы состоит в следующем. Каждому ученику необходимо владеть двумя видами знаний о себе: знанием-описанием и знанием — регулятором деятельности. Первое — результат применения диагностики. позволяющей получить широкий спектр знаний о личности ученика ц ознакомить его с ними. Обретение таких знаний о себе позволяет сравнить себя с другими, сформулировать вопросы, направленные на дальнейшее самопознание, получить объяснения каким-то фактам собственного поведения. Второй род знаний добывается путем анализа той•деятельности, которой они управляют. В ходе этого анализа происходит осознание скрытых до этого психических построений, управляющих поведением. Обретение такого рода знаний (осознание себя) позволяет целенаправленно скорректировать представления ученика о мире и за счет этого, а не за счет внешнего управления, изменить свое поведение. По сути это и есть самоконтроль, которому ученика научили. Маршалл Розенберг разрабатывает и преподает увлекательную методику, позволяющую людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести мощный элемент самоконтроля в эти отношения. Он считает, что, усвоив особый язык, можно начать не только по-другому говорить, но и видеть события в другом свете, иначе понимать их, по-другому реагировать (даже внутренне!). Иными словами, устанавливать самоконтроль, меняя речевые стратегии, т. е. идти от изменений в построении стиля общения к изменениям в стиле сознания и поведения. В основе методики — использование образов Волка и Жирафа, представляющих противоположные жизненные стратегии, выраженные специфическим для каждого из них языком. Язык Волка — это язык агрессии, насилия, принуждения, требования. Как это ни парадоксально, он наиболее распро- странен в цивилизованном мире, перенасыщенном стрессами, конфликтами и нежеланием понять оппонента. Зачастую человек не знает, что ему действительно надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы окружающим людям. Из-за этого его просьбы часто не встречают отклика у тех, к кому он обращается. Отсюда возникает привычка считать, что более действенным способом влияния на других людей, чем умение открывать им себя, свои потребности и чувства, являются те или иные формы насилия. Особенно остро это неумение самовыражения проявляется в подростковой агрессивности, являющейся ответной реакцией на насилие со стороны взрослых. Взрослые — родители, учителя, как бы автоматически, в порядке вещей, перестают замечать, что постоянно оказывают давление на детей: вместо личной просьбы — требование, осуждение, приказ, команда. Они изначально как бы не верят в Силу своей Личности, обессиливая себя в воображении, и в страхе, что дети их не услышат, перегибают палку, прибегают к «внешним авторитетам» —нормам, правилам, морализаторству, т. е. ко всем возможным способам силового давления. Происходит же это потому, что сознание взрослых выстроено в силовой системе координат. Благодаря этому точно так же выстраивается и сознание ребенка. Порождением такой формы сознания и становится язык Волка. Этот язык включает требование: ты должен, ты обязан, тебе следует делать это и не следует того; оценку: так поступают хорошие дети, а так, как ты — плохие (глупые, мерзкие); классификацию: только ненормальные люди так поступают: посмотри, какой бардак у тебя на столе; угрозу: если ты не прекратишь безобразничать, снижу оценку; принуждение: попробуй не выполнить это задание — и останешься без обеда. Конечно, все приведенные формы насильственного воспитания — прямые, они моментально распознаются, но при этом не исчезают. Гораздо важнее и сложнее выявить скрытые, косвенные формы требования, оценки, классификации и т. д. Волк прекрасно понимает, что в силу своей агрессивности и замкнутости на собственные интересы и желания его внутренний мир никому не интересен. Поэтому для него вполне достаточной является как собственная ориентация на внешние программы и требования, так и ориентация на своих подчиненных (слово «ученик» здесь уже не подходит). Его внутренний мир обеднен им же самим, ограничен внешними, заданными нормативами и из-за этого (как он полагает) с ним никто не считается. Собственное творчество у Волка отсутствует, и поскольку его нет, он заставляет выполнять требования, составленные другими. Привести же их в исполнение можно только одним способом — привлекая все более сильные средства, добиваясь своего насилием. Волк, безусловно, испытывает некоторый дискомфорт в отношениях с людьми. Но в целом, самостоятельно создав систему границ в общении, пребывая в языковой изоляции (разговор-то строится на известных уже нам формах агрессии), Волку живется просто. Он сам избавляет себя от необходимости рефлексии, размышления — все средства общения-управления уже определены. Если он что-либо и обдумывает, то это, как правило, наиболее изощренные варианты все тех же способов давления на собеседника. В отличие от Волка Жирафу живется значительно сложнее. Напористость, внешне подчеркнутая целеустремленность, ярко выраженная эмоциональность, переходящая в фанатизм, достижение поставленной цели любыми средствами и кратчайшим путем — именно эти качества пестовались коммунистической педагогикой. Они, собственно, составляют каркас и языка, и личности условного Волка. И, наоборот, все, что присуще внутреннему миру и языку, как средству выражения внутреннего мира Жирафа, подвергалось не только осмеянию и травле, но и физическому уничтожению их носителей. Он всегда имеет собственную точку зрения на любые события и делает только то, чтоон считает необходимым. Он не подвержен каким-либо воздействиям социальной среды и бытия. Управлять им невозможно, поскольку он самоуправляем и внешнее руководство принимает как насилие. Он отвергает насилие над другими, потому что его способ самоутверждения и самовыражения — ненасильственное убеждение, предполагающее глубокое понимание партнера, собеседника. Его жизненная позиция — среди людей Волков нет; он хочет со всеми взаимопонимания на уровне чувств и потребностей собеседника. Он уверен, что есть слова, которые надо говорить, и слова, которые говорить не надо. Поэтому многое (грубость, хамство, цинизм и т. д.) он пропускает мимо себя. Но то, на чем он задерживает свое внимание (невостребованность собеседника, его заниженная самооценка, застенчивость, затаенная невысказанность переживаний, задатки интеллигентности и интел-473 лекта), он пропускает через себя в постоянном стремлении; понять человека. Жираф — это личность, которая всегда неугодна режиму. Дефицит интеллигентных людей в нашей: стране — результат прямого и косвенного многолетнего геноцида по отношению к отечественным Жирафам. Так почему же, все-таки, Жираф — это Жираф? При всей-своей условности этот образ имеет и внешнее сходство. В земной фауне жирафов, как вида животных, очень мало. Они травоядны, поэтому подвержены уничтожению как со стороны своих хищных собратьев-животных, так и людей. Но жираф, из-за своей длинной шеи, видит дальше всех. У него самое большое в мире сердце, поскольку ему приходится закачивать кровь в головной мозг, расположенный очень высоко. Благодаря своему росту он не только далеко видит, но и заметен всем издалека; он — прекрасная мишень со своей грациозностью, изысканностью и безобидностью. Отсюда и образное понимание «языка» Жирафа: он медленно разговаривает, поскольку размышляет над словами и поведением собеседника, перерабатывает их для того, чтобы увидеть потребности человека, определить его принадлежность к своему миру или миру Волка. В чем убеждает Жираф? В том, что все люди должны и могут быть Жирафами, потому что от этого зависит возможность понимать друг друга; понимая и сопереживая другим, получаешь возможность познать и развить самого себя. Язык понимания — язык слов, мимики, жестов, темпа речи и все это — как при замедленной съемке - плавно, спокойно и очень вдумчиво. Совершенно различен не только язык Волка и Жирафа, но их цели, жизненные установки. Если цель Волка — достижение результата кратчайшим путем, любыми средствами, но с наименьшими потерями для себя, то цель Жирафа — процесс, а не результат, который никогда не выступает в качестве самоцели. Именно в процессе достижения цели и происходит самое важное для Жирафа — общение на специфическом языке, взаимодействие с людьми, которое помогает им задуматься и над правильностью выбранной цели, и над средствами ее достижения, над их направленностью — на человека или против него. Для Жирафа цель никогда не оправдывает средств, затраченных на ее достижение. Более того, Жираф всегда откажется от того, что сделано для него другими, если это сделано вопреки его желаниям. Потому что в этом случае за действиями партнера (собесед- инка, ученика) всегда стоят страх, вина, принуждение. Самое главное в методике ненасильственной коммуникации — научить людей говорить на языке Жирафа. Для этого необходимо сперва обучить учащихся находить новые стороны и качества в отношениях с близкими, одноклассниками, учителями, показать новые системы ценностей в обыденной жизни, научить вырабатывать собственную внутреннею установку и включать ее в систему управления своей речью и поступками (самоконтроль). Практические умения и навыки приобретаются при проигрывании проблемных ситуаций, психодрам, ролевых игр в спонтанном театре, пробуждающих, помимо способности к самоконтролю, и способности к активному творчеству. В процессе проигрывания сравниваются позиции Волка и Жирафа, вырабатываются собственные «жирафские» интерпретации. Например, ситуация «предвыпускной период», монолог отца. Позиция Волка: ты, вообще-то, собираешься куда-нибудь поступать после школы или будешь так же шататься по вечерам? Позиция Жирафа: ты знаешь, сын, может и я ошибаюсь, но наблюдая за тобой в последнее время, мне показалось, что ты не собираешься куда-нибудь поступать после школы. Вообще-то я был уверен, что у тебя было желание получить высшее образование. Если это так, то, может, тебе следует больше времени уделять подготовке? Как видно из этого мини-примера, разговор Жирафа — своеобразный танец, но, как всякий танец, он имеет свою" схему: факты — чувства — потребности — просьба. Наше обращение к этой программе продиктовано тем, что современному учителю необходимо знать хотя бы контуры, определяющие реализацию незаметного воспитания. Представленный выше материал дает общую картину и стимулирует педагога на дальнейший поиск оснований для самостоятельного доосмысливания предложенной базы знаний и выработки своих действий. Задания для старшеклассников 1. Составьте возможный алгоритм становления самоконтроля, используя следующие опорные моменты: а) определение места человека в микро- и макрокосмосе; б) нахождение исходной точки, с которой должен начинаться процесс становления; в) определение цели и смысла этого процесса; г) вычленение действий личности, направленных на достижение цели; д) выявление предпосылок для движения вперед при досстижении цели; е) выделение условий положительного результата; ж) предупреждение вариантов искаженного понимания самоконтроля. Предполагает ли построенный вами алгоритм возможность деградации личности? При каких условиях? 2. Проведите сравнительный анализ двух жизненных позиций (образы Волка и Жирафа). Сопоставьте: а) психологические и социальные причины усвоения образов; б) цели; в) принципы и способы их реализации (речь, физические действия, опора на чувства, эмоции, интуицию «искусство быть другим», взаимодействие с собеседником); г) отношения с господствующим режимом; д) как ощущает себя среди себе подобных и людей с другой позицией; е) модели поведения Волка-учителя, Волка-родителя, Волка-ребенка; Жирафа-учителя; Жирафа-родителя; Жирафа-ребенка. Определите по программе развития самоконтроля ваши. возможные действия для перевода собственной жизненном позиции в позицию Жирафа.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |