КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЦ «УЧИТЕЛЬ» Москва — Ростов-на-Дону 1999 г
Учебное пособие Е. В. БОНДАРЕВСКАЯ, С. В. КУЛЬНЕВИЧ ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИКА: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК, учителей Рекомендовано Президиумом Южного отделения Российской академии образования и Учебно-методическим советом Ростовского педуииверситета ББК 74.00 Б81 Авторы: Бондаревская Евгения Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, член-корр. Российской академии образования; Кульневич Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор., Издательская программа «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ» Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с. Под общей редакцией Е. В. Бондаревской. В пособии рассматриваются педагогические теории, системы и технологии гуманистического воспитания. Пособие содержит теоретическую и практическую части, построенные с учетом новых, синергетических и феноменологических подходов, определяемых педагогическими ценностями российской ментальности. Все разделы и главы снабжены дидактическим материалом для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», а также для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и учителей. Содержит рабочие программы педагогических дисциплин, авторские разработки лекционных и семинарских занятий и вопросы к экзаменам, составленные на основе данного пособия. Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями, являются противоправными и преследуются по закону. ISBN 5-87456-169-2 ББК 74.00 § Бондаревская Е. В., Кульневич С. В., 1999 Творческий центр «Учитель», 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Характерной чертой современной, школы все в большей степени становится ее необычайность, непохожесть на ту". школу, которая была совсем недавно. Главный признак отличий — появление новых учебников, новых программ, предметов, слов, переполняющих образовательное пространство; Так, слово «личность» прочно вошло не только в научные статьи, но и в обыденный язык современного учителя. Оно стало стержневым понятием, которое связывает учебники, программы и определяет всю педагогическую деятельность. Но точнее будет сказать, что слово «личность» должно связывать, направлять, определять эту деятельность. Должно, потому что личность законодательно определена главной ценностью образования. Должно потому, что личность ученика, личность учителя до сих пор таковой ценностью не является. Гуманизм — достаточно общее определение; что дает возможность толковать его весьма широко. Это понятие используется настолько интенсивно, что зачастую объединяет совершенно противоположные его смыслу педагогические подходы. Гуманистической продолжают считать педагогику, которая определяет, предписывает и наставляет на истинный путь на том основании, что она заботится о человеке. Но педагоги-гуманисты никогда ничего не определяли и не предписывали, поскольку их забота о человеке отрицала какое-либо насилие, осуществляемое даже из благородных побуждений. Необычайность, феноменальность этих противоречий объясняется многими причинами. Пока эти причины не прояснены лично учителем, не возникает и понимание необходимости их устранения. Учителя требуют от педагогической науки того, к чему она сама приучила педагогов за долгие годы своей принадлежности к идеологической надстройке. Они ждут конкретных методов, технологий, приемов, сценариев урока, мероприятия — ждут новых рецептов, которые в современных условиях может выписать только сам учитель, работающий с конкретными детьми. Современный учитель все чаще задается вопросами, ответы на которые трудно найти в учебниках. Все ли средства нашего традиционного образования оказались несовместимы с гуманистическими подходами? Что именно может он взять из огромного педагогического опыта, накопленного его предшественниками, культурой и наукой? Как «открыть» учебный материал, который продолжает оставаться закрытым для творческого осмысления? Где проходит граница между необходимым знанием, которое надо «давать» и знанием, которое ученикам надо брать самим? Как «вписаться» в требования стандартов к знаниям школьников, не нарушая требований гуманистической педагогики и, одновременно, сохраняя их «классическое» содержание? Есть ли какие-либо новые средства воспитания, кроме разговоров о необходимости их ненасильственного характера? Как занять гуманистическую позицию в педагогической деятельности — не по форме, а по сути? Ответы на эти и многие другие вопросы, волнующие каждого, кто избрал нелегкую профессию педагога, пытается дать это учебное пособие. Оно не заменяет и не подменяет традиционную педагогику, а развивает ее в соответствии с новыми условиями и требованиями жизни. |b связи с этим учителю придется научиться «работать» не только с привычными для педагогической деятельности понятиями (воспитание и обучение, их цели, принципы, содержание, методы), так и с категориями, придающими этим понятиям непривычный, гуманистический смысл и ценность: самоопределение, самоорганизация, личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива, автономность, культура взаимопонимания, взаимодействия, диалогического общения, другодоминантности, ориентации образования на личностные структуры сознания, ценности партнерства, педагогической поддержки саморазвития, событийной общности и творческого сотрудничества и т. д. Чтобы эти слова, как и ключевое слово — личность — не остались пустым звуком, современному учителю необходим новый гуманистический способ познания,самоорганизующий его сознание. Способом углубленного проник- новения в сущность педагогических явлений выступает педагогическая феноменология. Одной из острейших проблем современной педагогики является технологизация образовательного процесса. Сегодня востребуются ценности личности, овладевшей знаниями и реализующей себя благодаря им, а не сами знания как таковые. Однако будущие учителя проходят ту же знаниево-ориентированную подготовку, которая не в состоянии дать им представление о новых ценностях образования, как средствах педагогической поддержки самостроительства личности. Учитель — это не технолог на производстве, каким представляла его советская педагогическая наука. Да, ему необходимо знать все методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия. Но для того, чтобы уметь их применять, необходимо понимание их смысла, ценности, внутреннего содержания, связи с опытом личности ученика и т. д. Иными словами, учитель в большей степени гуманитарий-интеллектуал, даже если он преподает математику, нежели технически грамотный производственник. Введение отдельных элементов личностно развивающих технологий в обучение и воспитание, без знания их ценностно-смысловой основы возвращает будущего учителя все к тем же методам передачи готового знания и внешне успешного формирования опыта поведения, что лишает смысла подобные попытки «гуманизации» образования. Во многом сохранению такой традиции способствует огромное количество учебно-методической литературы, авторы которой явно и скрытно спекулируют на привитых российской школе пагубных привычках безмысленного исполнительства. В связи с этим возникает проблема самопроизводства учителем тонких и мягких способов создания смыслопорождающих авторских обучающе-воспитательных технологий. Проблема решается в процессе дополнения личностными смыслами студентов обширного комплекса новых феноменов педагогической деятельности. Педагогическая культура, которая раньше рассматривалась как составная часть научной организации труда учителя, оптимизации учебно-воспитательного процесса и т. п., не предполагала какой-либо культуры при обращении к основным составляющим личности ни учителя, ни ученика. Отсутствие внимания к таким категориям, как сознание, личностный опыт, субъектность познания, личностный смысл образовательной деятельности и т. п., породило феномены объектного подхода, технократизма, нормированного содержания образования, предметоцентризма, придало дегуманизированнып характер методам обучения и воспитания. В связи с этим возникает необходимость развития у современного педагога принципиально новой составляющей его профессиональной деятельности — методологической культуры учителя. Педагогика личности — достаточно условное, объединительное, не принадлежащее одному автору направление. В предлагаемом учебном пособии представлен синергетический (кооперированный и самонадстраивающийся) вариант ненасильственного формирования основ педагогической самоорганизации личности учителя. При его разработке учтены основоположения культурологической, аксиологической, личностно ориентированной и др. гуманистических теорий образования, созданных современными российскими учеными (педагогами и психологами) на исходе XX столетия. Особое значение придается формированию нового понимания методологической культуры учителя, как культуры порождения личностного смысла педагогической деятельности. Пособие обеспечивает дисциплины педагогического блока базовым учебным материалом (в первую очередь — дисциплину «Педагогические теории, системы и технологии»), реализуя означенную в «Законе об образовании» новую цель подготовки учителя «как субъекта самореализации».
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЛИЧНОСТИ Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ЛИЧНОСТИ. 1.1. Возникновение педагогической науки. Классика традиций и современные смыслы науки. Зарождение педагогической науки тесно связано с возникновением науки в целом, как особого вида человеческой деятельности. Педагогическая мысль во многом определяла мысль научную и во многом определялась ею. Эта природная взаимная связь обеспечила познавательный характер и образования, и науки, которые прошли совместный путь взлетов и падений. Значение науки в деятельности современного учителя, как утверждают ученые, значительно возросло. Но в конце XX столетия на смену традиционной (классической) науке пришла совершенно иная научная деятельность. Ее смысл состоит в обращении к способностям и качествам человеческой личности, к ее внутреннему миру как к источнику и механизму устойчивого существования всего человечества. Такая переориентация науки связана с необходимостью по-новому решать проблемы глобальных кризисов, национальных конфликтов, экологических катастроф, характерных для современного состояния цивилизации. Она определяется необходимостью введения нравственной личности в процессы регулирования накопленного человечеством опыта самоуничтожения. Классическая наука, давшая миру математически точные принципы и методы познания, оказалась неспособной предотвратить пагубность результатов их применения. Классическая педагогика, взрастившая авторов этих открытий, оказалась неспособной к воспитанию личности, духовно возвышающейся над прагматизмом и сиюминутной выгодой. Изначально (в эпоху античности) смыслом научно-исследовательской деятельности, т. е. ее предметом, был мир в це- лом и человек как его неотъемлемая часть. Однако, начиная с эпохи позднего средневековья, предметом науки становятся естествознание и техника, со временем возвысившиеся над человеком, а впоследствии и поглотившие его. Именно классическая наука оказала определяющее влияние на систему образования. Это влияние сказывается и на-современном состоянии педагогической науки, переживающей, как и школа, построенная на классических принципах механистического понимания мира, глубокий кризис. Суть кризиса образования и науки об образовании состоит в том, что классические цели, содержание, методы обучения и воспитания принципиально не могут обеспечить развитие таких способностей и качеств личности учителя и ученика, которые определяют возможность использования их для предотвращения новых кризисов. Используя естественнонаучный способ познания, образование продолжает повторять его классическую отстраненность от человека. Вместе с тем, без этого «отстраненного» рационализма невозможно обеспечить качественное знание. В связи с этим возникла необходимость определиться, какая же наука.сегодня должна «быть главной» в работе учителя? (Возможен ли «договор» между научной традицией и оппозицией, альтернативой? Чего должно быть больше в учительской деятельности — науки, ремесла, творчества, мастерства или искусства? Кто и как устанавливает эту меру, от точности которой, по мнению педагогов-гуманистов, зависит успех работы учителя? Ответы на любые вопросы с научной точки зрения следует искать в истоках их возникновения. Обратимся к истокам науки. Под наукой обычно понимается сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Эти знания необходимы для становления и развития личности, которая, благодаря им, становится способной преобразовывать себя и мир для своих целей. Исходя из этого, можно предположить, что основная задача науки — это оказание помощи человеку в улучшении его жизни. Но научные знания обладают и многими другими свойствами (функциями). До недавнего времени было принято считать, что главными функциями науки являются изучение, объяснение, построение и применение систематизированных знаний. В педагогике, как в учении, искусстве и науке о воспитании, получившей свое название от греческих слов pais — мальчик и agogos — руководитель, эти функции — изучение, объяснение, построение — изначально состав-ляли основу образовательной деятельности. «Обыденные» начала передаточной педагогики. Когда человек впервые ощутил потребность передавать накопленный им жизненный опыт своим детям, т. е. реализовывать одну из функций образования, он постепенно приступил к его изучению. На первом этапе развития человечества — в. первобытно-общинном строе для объяснения достаточным было показать и заставить повторить действия, направленные на сохранение жизни (разжечь костер, убить зверя, приготовить пищу). По мере усложнения жизни усложнялись и способы передачи опыта для его дальнейшего применения. Опыт, как эмпирическое, донаучное знание, все в большей степени требовал своего изучения, которое состояло из двух мыслительных операций: анализа и синтеза. В свою очередь, изучение потребовало осмысления, необходимого для построения модели применения опыта. Раскладывая по частям то или другое действие, т. е. анализируя, человек получал возможность понять, из каких частей оно состоит. Изучив его таким образом, он получал новую возможность — передать это действие своему ребенку по частям, для которых уже сам ребенок с помощью взрослого, синтезировал, т. е. собирал целостный образ действия. Впоследствии способ продвижения от части к целому, «собирания» отдельных частей для обобщенного вывода послужил основой для научного представления его как метода индукции, логического умозаключения от частных случаев, фактов к обобщениям. Такой путь превращения опыта в знание и его воспроизведение в новом опыте был наиболее эффективен. Критериями, т. е. признаками его эффективности выступали простота, наглядность, легкость восприятия, доступность для понимания, легкость повторения и закрепления. Эти признаки в наибольшей степени соответствовали человеческой природе обучаемости на этапе первичного развития личности. Однако наряду с ними по истечении времени все четче вырисовыва- лись и отрицательные признаки, препятствующие дальнейшему развитию человека. Простота, легкость, доступность и т, д. были хороши для передачи готового к употреблению опыта и знаний. Многие тысячелетия этих признаков было достаточно, чтобы человек не опасался за продление своего рода из-за недостатков «образованности». Но для удовлетворения других потребностей, данных ему наравне с необходимостью сохранения жизни, таких, как самоутверждение, самореализация, потребность в творчестве и т. д., подобного образования уже было мало. Недоставало его и для развития личности. Развитие личности понималось и понимается как наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей. Тем не менее, представленное именно в таком примитивном виде, донаучное, природное передаточное образование определило практически все основы будущей науки. Следует отметить, что это природное обоснование оказало влияние в первую очередь на точные науки, праматерью которых была философия. Как и порожденные ею отрасли познания,, в том числе и педагогика, философия не сразу обрела свой научный статус. Примерно так же, как и донаучное образование, донаучная философия представляла естественный отклик человека на возникновение необходимых, зачастую неосознаваемых, потребностей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |