Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Го влияния




Анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влия-ния

Стратегического финансового анали-за

Основные методы Областьпримененияметодов

       
 
Анализфакторов
 
   



 


 

внешней финансовой Анализфактороввнут-среды непосредственно-


 

SWOT–анализ + + + PEST–анализ +

SNW–анализ + Портфельный анализ + + Сценарный анализ + + + Экспертный анализ + + +

 

 

Стратегический финансовый анализ осуществляется в такой последовательно-сти: на первом этапе проводится анализ внешней финансовой среды непрямого влия-ния; на втором этапе проводится анализ внешней финансовой среды непосредствен-ного влияния; на третьем этапе проводится анализ внутренней финансовой среды; на четвертом этапе осуществляется комплексная оценка стратегической финансовой по-зиции предприятия.

1. Анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влияния базиру-ется на основном методе стратегического анализа – SWOT–анализе. Этот метод по-зволяет быстро оценить стратегическую финансовую позицию предприятия в основ-ных ее контурах. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявля-ются внешние благоприятные возможности и угрозы для финансового развития пред-приятия, которые генерируются на макроуровне. К благоприятным относятся такие возможности, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости предприятия в процессе его стратегического финансового развития, а к угрозам – соответственно препятствия на пути этого возрастания.

Предварительным условием осуществления такого анализа является группиров-ка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным призна-кам. В стратегическом финансовом анализе в этих целях используется принцип груп-пировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST–анализа (эта сис-тема концентрирует стратегический анализ только на факторах макроуровня). Группы таких факторов разделяют макросреду функционирования предприятия на следую-щие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST: Р – политико-правовая среда; E –экономическая среда; S – социокультурная среда; T – технологи-ческая среда.

В политико-правовой среде основное влияние на развитие финансовой деятель-ности в стратегической перспективе оказывают формы и методы государственного регулирования финансового рынка, финансовой деятельности предприятия, денежно-го обращения в стране; политика государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; государственная политика подготовки высококвалифицирован-ных специалистов; политика привлечения и защиты иностранных инвестиций; право-

 


 

вые аспекты регулирования процедур финансовой санации и банкротства предпри-ятий; стандарты финансовой отчетности предприятий.

В экономической среде наиболее ощутимое влияние на стратегическое финансо-вое развитие предприятия оказывают темпы экономической динамики (измеряемые показателями валового внутреннего продукта и национального дохода); соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода; темпы инфляции; система налогообложения юридических и физических лиц; скорость де-нежного обращения; динамика валютных курсов; динамика учетной ставки нацио-нального банка.

В социокультурной среде на развитие финансовой деятельности предприятия наибольшее влияние оказывают образовательный и культурный уровень трудоспо-собного населения; уровень подготовки специалистов в области финансовой деятель-ности в системе высшего образования; отношение населения к осуществляемым ры-ночным реформам.

В технологической среде наибольшее влияние на стратегическое финансовое развитие предприятия оказывают инновации в сфере технических средств управле-ния, финансовых технологий и инструментов.

В процессе оценки отдельных факторов финансовой среды непрямого влияния уровень их позитивного («благоприятных возможностей») или негативного («угроз») воздействия на стратегическое финансовое развитие предприятия оценивается обыч-но по пятибалльной системе (с обозначением благоприятных возможностей знаком +, а угроз – знаком –). Такая факторная оценка проводится по каждому из сегментов от-дельных доминантных сфер (направлений) стратегического финансового развития предприятия. Учитывая, что часть факторов внешней финансовой среды непрямого влияния характеризуется высокой степенью неопределенности развития, система SWOT–анализа и PEST–анализа может дополняться оценкой методами сценарного (в вариантах «пессимистического», «реалистического» или «оптимистического» прогно-за) или экспертного стратегического финансового анализа.

По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды не-прямого влияния составляется «матрица возможностей и угроз».

2. Анализ факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния также базируется на SWOT–анализе. Предварительным условием осуществления стратегического финансового анализа по этому виду среды функционирования пред-приятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.

Целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансо-вых отношений с предприятием: поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; покупатели готовой продукции; кредиторы предприятия, предоставляющие различ-ные формы финансового кредита; инвесторы – институциональные и индивидуаль-ные; страховщики; финансовые посредники.

Процедура оценки отдельных факторов финансовой среды непосредственного влияния аналогична оценке факторов финансовой среды непрямого влияния, рас-смотренной ранее. Результаты оценки отдельных факторов рассматриваемой финан-совой среды методами SWOT–анализа дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей отдельных операций с контрагентами), сценарного или экспертного стратегического финансового анализа. По результатам

 

61


 

оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния составляется матрица возможностей и угроз.

3. Анализ факторов внутренней финансовой среды призван характеризовать не только объем финансового потенциала предприятия, но и эффективность его ис-пользования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе раз-работки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT– анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятель-ности предприятия.

В последние годы развитие этого подхода получило отражение в SNW–анализе, используемом исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому факто-ру: S – сильная позиция; N – нейтральная позиция; W – слабая позиция.

Сопоставление SNW–анализа и SWOT–анализа (по характеру оценки влияния отдельных факторов внутренней среды предприятия показывает, что система этой оценки в SNW–анализе дополняется нейтральной позицией (сильная и слабая оценка позиции присуща обоим методам). Нейтральная позиция оценки того или иного фак-тора внутренней среды предприятия соответствует, как правило, среднеотраслевым его значениям по аналогичным предприятиям. Такой подход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятель-ность предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его со-стояния.

Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предпри-ятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности, факторы, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности пред-приятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его финансовую политику по тому или иному из этих аспектов.

Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны финансовой дея-тельности предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутрен-ней финансовой среды, полученные в процессе SWOT–анализа и SNW–анализа, до-полняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля деби-торской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвести-ций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней фи-нансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятель-ности предприятия.

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предприятия.

Модель стратегической финансовой позиции предприятия базируется на резуль-татах оценки отдельных факторов в процессе SWOT–анализа и SNW–анализа (с уг-лублением отдельных оценок в процессе использования других методов стратегиче-ского анализа). В этой модели должны быть представлены все сегменты каждой из доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия. Для интегра-ции оценок по доминанте в целом, факторам отдельных сегментов может быть при-своен соответствующий вес, факторы каждого сегмента располагаются по степени их влияния на предстоящее финансовое развитие предприятия.

 

62


 

Форма модели стратегической финансовой позиции предприятия представлена в табл. 2.2.3.

 

 

Таблица 2.2.3 – Форма модели стратегической финансовой позиции предприятия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.