Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не возражал против наказаний




Г.-

Г.-

Система педагогических взглядов

Государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера

Немецкий ученый, философ, филолог,


Биографические сведения



 


Родился

22 июня 1767 г.

Учился в

университетах

Франкфурта-на-

Одере и Геттинге-

на.

дирекгор Департамента исповеданий и просвещения в Министерстве внутренних дел.

министр внутренних дел.

Работы:

Идеи к опыту, Язык и философия культуры.


Основа философских воззрений — неогуманизм. Основные идеи:

• Разработал общие принципы организации общественного воспитания.

• Рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государ­
ством и церковью, предлагал передать управление школами государству.

• Ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях, что
ограничило доступ в школу теологам.

Реформирование образования:

• Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Цель высшего образования -
совершенствование личности, реализация цели - в объединении учебной и исследова­
тельской деятельности в университете.

• Реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории
за счет увеличения времени на изучение античности, усилил изучение математики и есте­
ствознания, ограничил изучение религии, изъял гимназии из ведения церкви.

• Содействовал введению в нач. школе методов обучения И.Г. Песталоцци.

• Высказал прогрессивную мысль о создании единой школьной системы: элементарная
школа, городская школа и гимназия (идея не была воплощена из-за ее неприятия прусским
правительством).

Разработка вопросов языкознания:

• Видел в языке средство непроизвольного выражения и определения истины.

• Подчеркивал основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.


86


ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)

«Наука есть самотворчество разума».

Основные работы: Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.


Отстаивал идеал целостного форми­рования индивида в контексте культуры человечества.

Развивал системный и историчес­кий подход к проблемам воспитания и обучения.

Стремился к формированию образо­ванного гражданина как свободного чле­на общества.

Противостоял элитарным концепци­ям образования.

Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надле­жит это обрести.

Цель воспитания — «сделать чело­века самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробу­дить к жизни самостоятельный разум уче­ников и их нравственность. Это возмож­но, если связывать обучение и воспита­ние с приобретением личного опыта.

Главная идея — о самопорождении че­ловека в процессе его собственной дея­тельности.

Среди культивируемых воспитанием способностей две наиболее важные — нравственность и разум.

Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплина. Если не воспи­тывать в детях чувство подчинения, вызы­вающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескром­ность. Послушание есть начало мудрос­ти. При этом дисциплина не должна по­давлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлек­сии. Надо формировать чувство собствен­ного достоинства у детей.

Предлагал законы воспитания: бод­рость как необходимый фон воспита­ния; профилактика чувства несовершен­ства; тренировка этического; согласо­ванность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окру­жающих людей; поддержка воспитате­лем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических зако­нов и полное их уяснение для себя.


Цель обучения — формирование са­мостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-фи­лософское значение. Большое место в образовании должна занимать филосо­фия, включающая философию объектив­ного духа (учение о праве, морали и рели­гии), психологию и логику; философию природы и философию духа.

Выделял существенные пед. особен­ности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осоз­нание недостаточности имеющегося зна­нияк научному достоверному понима­нию сути дела.

Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, го­сударству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нрав­ственность должна быть укоренена в ре­бенке как чувство. В семье ребенок це­нится как непосредственная «единич­ность», индивидуальность. В школе ребен­ка оценивают в соответствии с общим идеалом.

Предлагал участие церкви в обра­зовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчув­ственных образов целостное миросозер­цание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и вос­питательный институт. Считал необходи­мым отделение церкви от школы, светс­кое воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.

Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нрава­ми имеют образовательную функцию.

Важнейшим воспитательным учреж­дением Гегель считал гимназию.

Учитель должен выполнять свою ра­боту не только по обязанности, но и с удо­вольствием.



ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776-1841)

 

 

 

Труды Поня­тия, вве­ден­ные в науку Философс­кие и психологи­ческие основы педагогики Цели воспитания Задачи
Обучения Управления
Общая педагоги­ка, выведен­ная из целей воспита­ния (1806); Учебник психоло­гии (1816); ' ' Письма о приложе­нии пси­хологии к педагоги- ке(1831); Очерк лекций по педагоги- ке(1835). Ассо­циа­ция. Аппер­цеп­ция. Воспи­тыва­ющее обуче­ние. Из филосо­фии выводил цели воспи­тания. С помощью психологии обосновы­вал пути достижения этих целей. Разработал эстетичес­кую теорию. Сводил процесс психической деятельнос­ти к механи­ческим комбинаци­ям пред­ставлений. Педагогику понимал как науку об ис­кусстве вос-питания, умеющего укреплять и отстаивать существую­щий строй. Цель воспита­ния— формирова­ние добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим от­ношениям, уважаю­щего установленный правопорядок. Цели делятся на: — возможные, нуж­ные для будущей профессии; — необходимые, нужные в любой сфере. Цель воспитания достигается развитием много­сторонности интересов и созда­ния на этой базе цельного нрав­ственного характе­ра, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совер­шенства, благорас­положения, права, справедливости. Развитие у детей многосто­роннего интереса, с которым связывает­ся препо­давание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литерату­ры, исто­рии, древних языков и математи­ки. Дисциплини-рование детей, упорядоче­ние их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка». Управле­ние пони­мал только как уста­новление дисципли­ны, как одно из условий воспитания, не рассмат­ривая ее как средство и результат воспитания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников
те представления, которые нужны для усвоения нового материала.

2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью.

3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим.

 

4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его
легкость только вредит делу.

5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал.


Типы Виды Методы Виды Виды обуче- Задачи нрав-
школ интересов управле- внима- ния ственного
    ния ния   воспитания
1. Основа 1. Основ- Непро- Описатель- 1. Удерживать
Эле- обучения — ные: изволь- ное:выявить воспитанника.
мен- интерес. угроза, ное: опыт ребенка 2. Определять
тар- 1 группа: надзор, прими- и дополнить воспитанника.
ная.   приказа- тивное, его.  
  эмпиричес- ние, аппер-   3.Устанавливать
2. Го- кий, умоз- запреты, цептив- Аналитичес- четкие правила
родс- рительный, наказа- ное. кое:испра- поведения.
кая. эстетичес-     вить и усо-  
о кий. ния, телесные Произ- вершенство- 4. Не давать
о.     воль- вать мысли основания для
Гим­назия. 2 группа: симпати- наказа­ния. ное. ученика. того, «чтобы воспитанник
  ческий, 2. Вспо-   Синтетичес- усомнился в
  социальный, мога-   кое:построе- истине».
  религиоз­ный. тельные:   ние стройной системы 5. Волновать
    авторитет,   мысли. душу ребенка
    любовь.     одобрением и
          порицанием.
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 6. Увещевать
        воспитанника,
  Психология Дидактика указывать на его
        промахи, исправ-
1. Ясность — углубле- => мобилизован- => введение лять их.
ние в состоянии ное внимание нового ***
покоя     материала.  
II. Ассоциация — =» ожидание установление Отсутствует
углубление в состоя-     связи между трудовое воспи-
ние движения     старым и тание — стре-
      новым. мился воспитать
III. Система — поиск = искание   обобщение, мыслителя, а не
выводов, определе-     выводы, деятеля.
ний, законов на ос-     определения. Уделял большое
нове новых знаний,       внимание ре-
связанных со стары-       лигиозному
ми представлениями       воспитанию.
IV. Метод — осозна- => действие применение Религиозный
ние в состоянии дви-     знаний, интерес у детей
жения, применение     умений. надо возбуждать
полученных знаний к       как можно
новым фактам,       раньше и посто-
явлениям, событиям       янно развивать.
        Религия требует
Педагогическая работа проводится успешнее, если ей ] «чувства смире-
предшествует овладение педагогической теорией. Не- ния» и необходи-
кусство воспитания я приобретается в повседневной пе- ма как сдержива-
дагогической деятельности.     ющее начало.

 

  ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРЕБЕЛЬ (1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания  
  Краткая биография и основные работы Педагогические идеи и общие недостатки системы Теория развития ребенка  
  Родился в семье приходского пастора. Первона­чальное воспитание получил дома, затем у брата матери в Ильме. В 15 лет— ученик лесничего, изучает есте­ствознание и математику, посещает лекции в Йенском университете. 1805—1810 гг.— работал у Песталоцци в княжестве Шварцбург-Рудолыитадт. Уехал в Швейцарию. В 1816г. открыл свое первое воспитательное учреждение — Универсальный Германский воспитательный институт. Обучал детей, следуя принципам Песталоцци. На их основе разраба­тывал теорию своей воспитательной системы. Он также ориентировался на постулаты класси­ческой немецкой философии. Стал выпускать свои труды. В 1827 г.в Германии усилилась реакция, и он был обвинен в распространении «вредных» идей. Пришлось закрыть институт. В1833г. ему предложили руководить приютом в Швейцарии, где он проводил эксперименте дошкольниками. 1837г. — открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста». Находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци. Считал необходимым сочетание образования с сельскохозяйственным и ремесленным трудом. Нужно исходить из природных особен­ностей ребенка (подвижность, непос­редственность, любознательность, стремление к подражанию). Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников. Впервые ввел понятие «детский сад» (1840). Основная цель детских садов— содействовать развитию природных особенностей ребенка. Разработал свою методику работы воспитателей с детьми. Подчеркивал огромное воспитатель­ное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошколь­ного возраста. Для развития ребенка в раннем возрасте (начиная с нескольких Считал, что педагогика должна основываться на идеа­листической философии, которой, по его мнению, недоставало Песталоцци. Решил преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему, основанную на философии. По его мнению, мир состоит из двух единых и противоположных начал: материи и духа, имеющих общее божественное проис­хождение. На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с. На ребенка смотрел как на носителя Божественной сущности,как на существо, развивающее в себе Боже­ственное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врож­денными инстинктами. Ребенок (по Фребелю) наде­лен 4 инстинктами:
     


 

Краткая биография и основные работы Педагогические идеи и общие недостатки системы Теория развития ребенка
1838—1840 гг.— издавал газету «Воскресный листок». 1849г. в Либенштейне организовал курсы по подготовке воспитательниц. 1851г. — прусское правительство запретило детские сады, работающие по системе Фребеля. Основные работы: К нашему немецкому народу; Воспитание челове­ка — главный труд Фребеля, где он изложил свои пед. воззрения; Материнские и ласкательные песни; Сто песен к играм в мяч, практиковавшим­ся в д/с в Бланкенбурге; журнал — изложение попыток реализации идеи развивающе-воспиты-вающего образования. После его смерти была составлена книга Педагогика детского сада. месяцев) предложил свой дидактичес­кий материал — так называемые «дары Фребеля». Ввел занятия — игры с рисованием, вышиванием и т.д. Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребенка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творче­ство ребенка. 1) деятельности (проявление единого творческого Боже­ственного начала); 2)познания (стремление познать внутреннюю сущность вещей); 3) художественным, 4) религиозным. Дал реалистическое и вместе с тем мистическое обоснова­ние мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка.

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Цель воспитания — развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться идеей самораскрытия, для этого необходимы разнооб­разные средства, вызывающее развитие внутренних тенденций.

В д/с следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивая тело, внешние чувства, знакомя с людьми, природой и т. д. Предо­ставлять детям свободу движений, подходящую одежду и питание, с/х работы, игры, прогулки и пр.

Ядром педагогики считал игру. Игры содействуют развитию воображе­ния, фантазии, необходимы для детского творчества.

Для развития ребенка предложил «6 даров»:

1) мяч, шар как символ движения и бесконечности, утверждение и отри­
цание (мягкие, цветные);

2) шар, кубик и цилиндр из дерева — знакомство с разными формами
Вселенной, предметов;

3) куб, разделенный на 8 кубиков, — дает представление о целом и со­
ставляющих частях;

4) куб, разделенный на 8 плиток, — широкая возможность строительных
комбинаций;

5) куб, состоящий из 27 кубиков, 9 из которых разделены на более мел­
кие;

6) куб делится на еще более мелкие плитки и т.д.
Фребель много внимания уделял развитию речи детей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.