Государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
Немецкий ученый, философ, филолог,
Биографические сведения
Родился
22 июня 1767 г.
Учился в
университетах
Франкфурта-на-
Одере и Геттинге-
на.
дирекгор Департамента исповеданий и просвещения в Министерстве внутренних дел.
министр внутренних дел.
Работы:
Идеи к опыту, Язык и философия культуры.
Основа философских воззрений — неогуманизм. Основные идеи:
• Разработал общие принципы организации общественного воспитания.
• Рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государ ством и церковью, предлагал передать управление школами государству.
• Ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях, что ограничило доступ в школу теологам.
Реформирование образования:
• Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Цель высшего образования - совершенствование личности, реализация цели - в объединении учебной и исследова тельской деятельности в университете.
• Реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории за счет увеличения времени на изучение античности, усилил изучение математики и есте ствознания, ограничил изучение религии, изъял гимназии из ведения церкви.
• Содействовал введению в нач. школе методов обучения И.Г. Песталоцци.
• Высказал прогрессивную мысль о создании единой школьной системы: элементарная школа, городская школа и гимназия (идея не была воплощена из-за ее неприятия прусским правительством).
Разработка вопросов языкознания:
• Видел в языке средство непроизвольного выражения и определения истины.
• Подчеркивал основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.
86
ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)
«Наука есть самотворчество разума».
Основные работы:Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.
Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.
Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения.
Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества.
Противостоял элитарным концепциям образования.
Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это обрести.
Цель воспитания — «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробудить к жизни самостоятельный разум учеников и их нравственность. Это возможно, если связывать обучение и воспитание с приобретением личного опыта.
Главная идея — о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности.
Среди культивируемых воспитанием способностей две наиболее важные — нравственность и разум.
Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплина. Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескромность. Послушание есть начало мудрости. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей.
Предлагал законы воспитания:бодрость как необходимый фон воспитания; профилактика чувства несовершенства; тренировка этического; согласованность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окружающих людей; поддержка воспитателем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических законов и полное их уяснение для себя.
Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-философское значение. Большое место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику; философию природы и философию духа.
Выделял существенные пед. особенности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осознание недостаточности имеющегося знания — к научному достоверному пониманию сути дела.
Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуальность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим идеалом.
Предлагал участие церкви в образовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и воспитательный институт. Считал необходимым отделение церкви от школы, светское воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.
Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нравами имеют образовательную функцию.
Важнейшим воспитательным учреждением Гегель считал гимназию.
Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием.
ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776-1841)
Труды
Понятия, введенные в науку
Философские и психологические основы педагогики
Цели воспитания
Задачи
Обучения
Управления
Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806);
Учебник психологии (1816); ' '
Письма о приложении психологии к педагоги- ке(1831);
Очерк лекций по педагоги- ке(1835).
Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Педагогику понимал как науку об искусстве вос-питания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй.
Цель воспитания— формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цели делятся на: — возможные, нужные для будущей профессии; — необходимые, нужные в любой сфере. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.
Развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков и математики.
Дисциплини-рование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка».
Управление понимал только как установление дисциплины, как одно из условий воспитания, не рассматривая ее как средство и результат воспитания.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.
2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью.
3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим.
4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.
5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал.
Типы
Виды
Методы
Виды
Виды обуче-
Задачи нрав-
школ
интересов
управле-
внима-
ния
ственного
ния
ния
воспитания
1.
Основа
1. Основ-
Непро-
Описатель-
1. Удерживать
Эле-
обучения —
ные:
изволь-
ное:выявить
воспитанника.
мен-
интерес.
угроза,
ное:
опыт ребенка
2. Определять
тар-
1 группа:
надзор,
прими-
и дополнить
воспитанника.
ная.
приказа-
тивное,
его.
эмпиричес-
ние,
аппер-
3.Устанавливать
2. Го-
кий, умоз-
запреты,
цептив-
Аналитичес-
четкие правила
родс-
рительный,
наказа-
ное.
кое:испра-
поведения.
кая.
эстетичес-
вить и усо-
о
кий.
ния,
телесные
Произ-
вершенство-
4. Не давать
о.
воль-
вать мысли
основания для
Гимназия.
2 группа: симпати-
наказания.
ное.
ученика.
того, «чтобы воспитанник
ческий,
2. Вспо-
Синтетичес-
усомнился в
социальный,
мога-
кое:построе-
истине».
религиозный.
тельные:
ние стройной системы
5. Волновать
авторитет,
мысли.
душу ребенка
любовь.
одобрением и
порицанием.
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
6. Увещевать
воспитанника,
Психология
Дидактика
указывать на его
промахи, исправ-
1. Ясность — углубле-
=> мобилизован- =>
введение
лять их.
ние в состоянии
ное внимание
нового
***
покоя
материала.
II. Ассоциация —
=» ожидание
установление
Отсутствует
углубление в состоя-
связи между
трудовое воспи-
ние движения
старым и
тание — стре-
новым.
мился воспитать
III. Система — поиск
= искание
обобщение,
мыслителя, а не
выводов, определе-
выводы,
деятеля.
ний, законов на ос-
определения.
Уделял большое
нове новых знаний,
внимание ре-
связанных со стары-
лигиозному
ми представлениями
воспитанию.
IV. Метод — осозна-
=> действие
применение
Религиозный
ние в состоянии дви-
знаний,
интерес у детей
жения, применение
умений.
надо возбуждать
полученных знаний к
как можно
новым фактам,
раньше и посто-
явлениям, событиям
янно развивать.
Религия требует
Педагогическая работа проводится успешнее, если ей ]
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРЕБЕЛЬ (1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания
Краткая биография и основные работы
Педагогические идеи и общие недостатки системы
Теория развития ребенка
Родился в семье приходского пастора. Первоначальное воспитание получил дома, затем у брата матери в Ильме.
В 15 лет— ученик лесничего, изучает естествознание и математику, посещает лекции в Йенском университете.
1805—1810 гг.— работал у Песталоцци в княжестве Шварцбург-Рудолыитадт. Уехал в Швейцарию.
В 1816г. открыл свое первое воспитательное учреждение — Универсальный Германский воспитательный институт. Обучал детей, следуя принципам Песталоцци. На их основе разрабатывал теорию своей воспитательной системы. Он также ориентировался на постулаты классической немецкой философии. Стал выпускать свои труды.
В 1827 г.в Германии усилилась реакция, и он был обвинен в распространении «вредных» идей. Пришлось закрыть институт.
В1833г. ему предложили руководить приютом в Швейцарии, где он проводил эксперименте дошкольниками.
1837г. — открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста».
Находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци.
Считал необходимым сочетание образования с сельскохозяйственным и ремесленным трудом.
Нужно исходить из природных особенностей ребенка (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию).
Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников.
Впервые ввел понятие «детский сад» (1840).
Основная цель детских садов—
содействовать развитию природных особенностей ребенка.
Разработал свою методику работы воспитателей с детьми.
Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Для развития ребенка в раннем возрасте (начиная с нескольких
Считал, что педагогика
должна основываться на идеалистической философии,
которой, по его мнению, недоставало Песталоцци. Решил преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему, основанную на философии. По его мнению, мир состоит из двух единых и противоположных начал: материи и духа, имеющих общее божественное происхождение.
На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с.
На ребенка смотрел как на носителя Божественной сущности,как на существо, развивающее в себе Божественное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами. Ребенок (по Фребелю) наделен 4 инстинктами:
Краткая биография и основные работы
Педагогические идеи и общие недостатки системы
Теория развития ребенка
1838—1840 гг.— издавал газету «Воскресный листок».
1849г. в Либенштейне организовал курсы по подготовке воспитательниц.
1851г. — прусское правительство запретило детские сады, работающие по системе Фребеля.
Основные работы:
К нашему немецкому народу; Воспитание человека — главный труд Фребеля, где он изложил свои пед. воззрения; Материнские и ласкательные песни; Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в д/с в Бланкенбурге; журнал — изложение попыток реализации идеи развивающе-воспиты-вающего образования. После его смерти была составлена книга Педагогика детского сада.
месяцев) предложил свой дидактический материал — так называемые «дары Фребеля».
Ввел занятия — игры с рисованием, вышиванием и т.д.
Недостатки теории:
1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром;
2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом;
3) деятельность ребенка излишне регламентируется;
4) ограничивается свободное творчество ребенка.
1) деятельности (проявление единого творческого Божественного начала);
2)познания (стремление познать внутреннюю сущность вещей);
3) художественным, 4) религиозным.
Дал реалистическое и вместе с тем мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель воспитания — развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться идеей самораскрытия, для этого необходимы разнообразные средства, вызывающее развитие внутренних тенденций.
В д/с следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивая тело, внешние чувства, знакомя с людьми, природой и т. д. Предоставлять детям свободу движений, подходящую одежду и питание, с/х работы, игры, прогулки и пр.
Ядром педагогики считал игру. Игры содействуют развитию воображения, фантазии, необходимы для детского творчества.
Для развития ребенка предложил «6 даров»:
1) мяч, шар как символ движения и бесконечности, утверждение и отри цание (мягкие, цветные);
2) шар, кубик и цилиндр из дерева — знакомство с разными формами Вселенной, предметов;
3) куб, разделенный на 8 кубиков, — дает представление о целом и со ставляющих частях;
4) куб, разделенный на 8 плиток, — широкая возможность строительных комбинаций;
5) куб, состоящий из 27 кубиков, 9 из которых разделены на более мел кие;
6) куб делится на еще более мелкие плитки и т.д. Фребель много внимания уделял развитию речи детей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление