КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Содержание лабораторно-практических занятий Лабораторная работа №1. Педагогические взгляды Д. Локка Цель: Раскрыть особенности педагогических воззрений Д. Локка и значение его утилитарной теории воспитания. Основные понятия: джентльмен, воспитание, умственное, физическое и нравственное развитие, буржуазия, утилитаризм. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии): 1. Философские взгляды и педагогические воззрения Д. Локка. 2. Социально-культурная и общественная жизнь Европы и ее влияние на педагогику. 3. Д. Локка. Учение о «чистой доске» и решающей роли воспитания в развитии человека. Цель воспитания. 4. Особенности воспитания джентльмена, обусловленные характером буржуазной революции в Англии. Роль опыта в теории 5. Д. Локка, программа физического воспитания, умственного и нравственного развития ребенка. Воспитание характера. 6. Основные произведения Д. Локка в области педагогики. Почему теорию воспитания молодого джентльмена Д.Локка называют утилитарной Практическая работа: Анализ первоисточников с опорой на конспекты. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов». Основная литература: 1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, – 2012. – 434 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с. 3. Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Историкопедагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 710 с. Дополнительная литература: 1. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с. 2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с. 3. Торосян В.Г.История образования и педагогической мысли. М.:Владос-Пресс,2012.7.Сидоров Н. Философия образования. Введение. СПБ: Питер,2007,304 с. 4. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования. М.: Феникс, 2008, 448с. 5. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Логвинов И.И. Дидактика. История и современные проблемы [Электронный ресурс]/ Логвинов И.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 206 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12219.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Философия образования [Электронный ресурс]: словарь/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26650.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Задания для СРС: Подготовить реферативные сообщения по жизни, педагогической деятельности, основным идеям Д.Локка Лабораторная работа №2. Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Демократизм в теории и практике. Цель: Выявить значение трудов И.Г. Песталоцци для развития мировой педагогики. Основные понятия: развивающее, воспитывающее обучение, наглядность обучения, элементарное образование, природосообразность. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии): 1. Становление социально-педагогических взглядов. Основные этапы педагогической деятельности. 2. Цель воспитания. Забота о бедных и осиротевших детях. 3. Основные положения теории элементарного образования. 4. Разработка основ развивающего обучения 5. Соединение обучения с трудом. Роль труда в формировании характера ребенка и его отношения к окружающим. 6. Особенности дидактики. 7. Педагогические произведения И.Г. Песталоцци. Практическая работа: Анализ первоисточников с опорой на конспекты. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов». Основная литература: 1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, – 2012. – 434 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с. 3. Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Историкопедагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 710 с. Дополнительная литература: 1. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с. 3. Торосян В.Г.История образования и педагогической мысли. М.:Владос-Пресс,2012.7.Сидоров Н. Философия образования. Введение. СПБ: Питер,2007,304 с. 4. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования. М.: Феникс, 2008, 448с. 5. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Логвинов И.И. Дидактика. История и современные проблемы [Электронный ресурс]/ Логвинов И.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 206 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12219.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Философия образования [Электронный ресурс]: словарь/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26650.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Задания для СРС: Подготовить реферативные сообщения - педагогическая мысль Нового времени (Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеций, А.Дистервег, И.Гербарт, И.Песталоцци и др.).
Лабораторная работа №3. К.Д. Ушинский – основоположник педагогики в России. Цель: Выявить значение трудов и педагогической деятельности К.Д. Ушинского для развития отечественной педагогики. Основные понятия: Демократизация народного воспитания и образования, национальная школа, родной язык. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии): 1. Страницы биографии и основные этапы деятельности.
2. Народность и народная школа в системе К.Д. Ушинского. 3. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы Ушинского. К.Д. Ушинский о педагогической науки и искусстве воспитания. 4. Цели воспитания и средства их реализации. Деятельность и активность ребенка. Труд физический и умственный, и его воспитательное значение. 5. Педагогическая антропология. 6. Дидактика К.Д. Ушинского. Критика теорий формального и либерального образования и классической и реальной школы. 7. Урок и методы обучения. Учитель и его подготовка. 8. Основные педагогические труды К.Д. Ушинского. Учебные книги и методические руководства к ним. Практическая работа: Анализ первоисточников с опорой на конспекты: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово». Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов». Основная литература: 1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, – 2012. – 434 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с. 3. Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Историкопедагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 710 с. Дополнительная литература: 1. Коджаспирова Г.М.История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с. 2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с. 3. Торосян В.Г.История образования и педагогической мысли. М.:Владос-Пресс,2012.7.Сидоров Н. Философия образования. Введение. СПБ: Питер,2007,304 с. 4. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования. М.: Феникс, 2008, 448с. 5. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Логвинов И.И. Дидактика. История и современные проблемы [Электронный ресурс]/ Логвинов И.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 206 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12219.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Философия образования [Электронный ресурс]: словарь/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26650.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Задания для СРС: Подготовить реферативные сообщения - влияние К.Д.Ушинского на развитие отечественной школы и педагогики.
Лабораторная работа №4. Теория и практика воспитания А.С.Макаренко как предмет научно-педагогического осмысления (2 час) Подготовку к занятию вести на основе анализа работы А.С. Макаренко "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" (выступление на встрече с учителями начальных и средних школ Ленинграда и Ленинградской обл. 16 октября 1938 года), а также работ из цикла "Проблемы школьного советского воспитания" (лекции, прочитанные для сотрудников Наркомпроса РСФСР в январе 1938 г.), прежде всего лекции 3 - "Педагогика индивидуального действия" и лекции 4 - "Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе." Основные вопросы (рассматриваемые на занятии): 1. Краткое вступительное слово преподавателя, имеющее информационно - установочный характер. 2. Работа над указанными произведениями А.С. Макаренко. В работе "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" А.С. Макаренко говорит: "Отказаться от риска [в воспитании]- значит отказаться от творчества… Поэтому я утверждаю, что в педагогической работе педагог имеет такое же право на смелость и даже на риск, как и всякий другой работник." (Собр. соч. в 7 т.т. Т. 5. С. 229 - 230.) Согласны ли вы с этим положением Антона Семеновича? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст его статьи и собственный познавательный опыт. Подумайте и дайте свое объяснение следующему тезису автора: "По моему убеждению, ни вопрос о риске, ни вопрос о такте не может быть разрешен на одной паре…, когда, с одной стороны стоит воспитатель, а с другой - воспитанник… Повторяю, такой пары нет… Никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива." (Там же. С. 230 - 231). Сопоставьте этот тезис с идеей (методом) параллельного действия, высказанной автором в лекции 3 - "Педагогика индивидуального действия". (Там же. С. 189-190). Как А.С. Макаренко определяет коллектив? Раскройте это понятие, опираясь на текст "Некоторых выводов из моего педагогического опыта." (Там же. С. 231 - 233). Соотнесите требование А.С. Макаренко к педагоггу по работе с коллективом с тезисом, сформулированным в лекции 4 - "Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе." (С. 190 - 227): "В практике коллектива на каждом шагу возникают вопросы противоположения личных и коллективных целей и вопросы гармонизирования этих целей. Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит, коллектив не советский, значит, он организован неправильно." (Там же. С. 209.) Опираясь на рассматриваемые работы, дать обобщенные выводы по взглядам А.С. Макаренко на проблему "Коллектива и личности". Соотнесите их с современными подходами к ней, опираясь на идеи В.А. Сухомлинского, других авторов, а также учителей школ, решающих ее на практике. Дайте педагогическую оценку тезиса А.С. Макаренко: "Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему." (Там же. С. 229.) Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов». Литература Основная: 4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. - Соч.: В 7 т.т. М. АПН, 1958. Т.7. 5. Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия. - Там же. 6. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе. - Там же. (Указанные произведения А.С. Макаренко имеются также в его восьмитомнике. - М. Педагогика. Т.4.) 7. Сухомлинский В.А. Идти вперед!Народное образование, 1989, № 8. Дополнительная: 1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М., 1988. 2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987. 3. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. – М.: Учпедгиз, 1959. 4. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980. Таблица 3
Примерная тематика рефератов по истории педагогики и образования: 1. Место историко-педагогической подготовки будущего учителя в формировании его профессионального мышления. 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе. 3. Я.А.Коменский - основоположник научной педагогики. 4. Идея природосообразности воспитания в педагогической системе Я.А.Коменского. 5. Я.А.Коменский и классно-урочная система: исторический опыт и современные подходы. 6. Задачи и содержание воспитания в педагогических взглядах Д.Локка. 7. Концепция естественного общечеловеческого воспитания. 8. Просветительные реформы в России первой половины 18 в. 9. Политика "просвещенного абсолютизма" в области образования и воспитания. 10. Общественно-политическая мысль России середины 19 в. и её отражение в образовании и педагогической мысли. 11. Философские и организационно-педагогические подходы Н.И.Пирогова к коренным проблемам воспитания и образования. 12. Народность как методологический принцип демократического развития шко-лы в педагогической системе К.Д.Ушинского. 13. Дидактические взгляды К.Д.Ушинского. 14. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и о педагогическом искусстве. 15. Деятельность российского земства по организации народного образования. 16. Идея "свободного воспитания" в теории и практике российского образования. 17. Критика Л.Н.Толстым русской и зарубежной школы. 18. Концепция единой трудовой школы. 19. Поиски эффективных путей программно-методического обеспечения в истории советской школы 20-х гг. 20. Реформирование советской школы на основе партийных постановлений 30-х гг. 21. Коллектив и личность в педагогической системе А.С. Макаренко. 22. Концепция укрепления связи школы с жизнью, обучения и воспитания с трудом. 23. Воспитательный коллектив - центральная проблема творчества А.С.Макаренко. 24. Индивидуальный подход – неотделимая часть коллективного воспитания. 25. Художественные и публицистические произведения А.С.Макаренко. 26. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. 27. Доклады и рефераты по персоналиям:
Доклады и рефераты по системам образования в странах:
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |