Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое прогнозирование




Педагогическое прогнозирование один из сложнейших элементов педагогического мониторинга. В переводе с греческого языка слово «прогнозирование» (prognosis) означает предвидение, предсказание. В основе прогноза лежит вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или явления в будущем. Прогнозировать можно как деятельность школы в целом, так и развитие коллектива, группы или отдельного конкретного школьника. А.С.Макаренко называл подобные действия педагогическим проектированием и придавал им огромное значение в деятельности педагога. Мы же рассматриваем прогноз как постановку, выявление определенных перспектив развития личности школьника или качества образовательного процесса.

Раскроим сущность педагогического прогнозирования с помощью структурной схемы:

 

краткосрочный прогноз
прогнозирование в учебной деятельности
прогнозирование в изменении личностных кач-в
определение входной информации
общие рекоменда-ции
долгосрочный прогноз
среднесроч-ный прогноз
Педагогическое прогнозирование (выявление перспектив)
Развитие личности
Развитие качества образования


Схема 8. Педагогическое прогнозирование

Прогнозируя развитие личности школьника, можно выделить два направления прогноза:

¨ прогноз в учебной деятельности

¨ прогноз в изменении личностных качеств

Предвидение изменений знаний, умений и навыков определяет способность личности к обучению. Прогноз в учебной деятельности очень важен как для ученика, так и для учителя. «Обученность» школьника включает наличие знаний в виде определенной информации и наличие умений и навыков при их воспроизводстве. В прогнозировании можно выделить управленческие начала. Дело в том, что общество в виде социального заказа предъявляет школе требования обеспечения прочных знаний ее выпускников. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников современную картину мира в диалектической взаимосвязи ее компонентов. Именно получая знания, ребенок вместе с ними получает представление о мире, о своих возможностях в его освоении. Кроме того роль знаний велика в выборе человеком способа действий в той или иной ситуации. Зная законы развития мира, тенденции изменений в нем происходящих, личность способна выбрать правильные ориентиры, определяющие ее способность к действиям. И, наконец, знания определяют отношение личности к событиям, фактам, явлениям. Совокупность учебных предметов, определяемая государственным стандартом, предоставляет каждому школьнику возможность получить знания по каждому из них. На основе полученных знаний формируются умения. Умения обеспечивает система приобретенных школьником знаний. Оно развивается путем упражнений и в развитом виде определяет поведение школьника не только в привычной для него среде, но и в новых условиях жизнедеятельности. В ходе прогнозирования учитель может предвидеть то, как полученные вначале школьником знания могут воспроизводиться в последующем их практическом использовании.

Структура деятельности учащихся по овладению умениями может включать следующие компоненты:

 

  · Осознание школьником значимости умения, которым он овладевает; · Установка школьника на овладение конкретным умением; · Понимание школьником обобщенного знания, лежащего в основе · формируемого умения; · Раскрытие содержания каждого умения, представляющего систему, · состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных · компонентов (действий и операций); · Контроль уровня сформированности умений.

 

При овладении умением путем постоянной тренировки появляется возможность перевести его в навык. Процесс выполнения действия протекает в форме неосознаваемого психического регулирования. При этом если практические действия выполняются в новых условиях, происходит изменение регуляционной ориентировочной основы выполняемых школьником действий, а само оно выполняется правильно и оснований обращаться школьнику к знаниям, нет.

Пришла пора ответить на вопрос «Что дает прогнозирование конкретному школьнику?» Прежде всего, возможность более качественно овладеть знаниями, умениями и навыками индивидуально. Поскольку учитель, прогнозируя этот процесс, может управлять овладением системой знаний, умений и навыков, соответственно выявленным особенностям школьника. Это и дифференцированная учебная работа, и сопровождение каждого ребенка индивидуально в образовательном пространстве, и педагогическая поддержка при получении недостаточно высоких результатов обученности в ходе проведенной диагностики.

Не менее важен в школьной жизни ребенка и прогноз в изменении его личностных качеств. Здесь предвидение педагога «тоньше» и гораздо труднее, чем в учебном процессе, поскольку речь идет о воспитании. Изменение в ребенке необходимо «закладывать» в воспитательное взаимодействие с ним. Известный педагог современности А.С.Макаренко предложил «принцип педагогического оптимизма», реализующий глубокую веру педагога в возможности каждого ребенка. Учителю важно предусмотреть изменения, происходящие в оценочных суждениях, эмоциональных проявлениях, в поступках ребенка. Но это внешние параметры, указывающие на изменение или прирост личностных качеств. Есть и внутренние показатели, которые демонстрируют изменения, происходящие с ребенком. Это – мотивы и убеждения.

Умения прогнозировать перспективы развития личности школьника обеспечивают учителю успешность его взаимодействия с ним. Попытаемся выстроить систему умений прогностического характера:

¨ Умения планировать деятельность школьников с учетом данных полученных в ходе диагностики;

¨ Умения выделять перспективы развития школьников

(в учебной деятельности и в плане личностного становления);

¨ Умения использовать перспективы прогноза в организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;

¨ Умения самоанализа собственных возможностей предвидения;

¨ Умения гибко изменять прогноз в соответствии с новыми данными.

Система представленных умений характеризует современного педагога как исследователя. Ее наличие позволяет учителю гибко и вариативно проектировать собственную профессиональную деятельность, направляя ее на единственно важное звено его деятельности – личность школьника.

Успешность прогностической деятельности учителя определяется системой его действий, составленной с учетом прогноза. По форме – это программа действий педагога. Содержание же подобной системы зависит от цели учебно-воспитательного процесса, данных педагогической диагностики и «материалов» прогнозирования. Ясно одно, что продвижение ребенка по лестнице успеха во многом определено, в том числе и умением учителя правильно осуществлять педагогический прогноз. Более того, прогнозирование выполняет и функцию профилактики. Оно помогает предупредить в работе учителя негативные проявления, способные повлиять на личностное становление ребенка или коллектива детей.

Прогнозируемые личностные изменения позволяют выявить их ожидаемую динамику, проанализировать полученные достижения и соотнести с запланированными результатами. Это помогает определить качество предпринимаемых действий педагогического коллектива. В совокупности же можно говорить о прогнозировании результатов всего учебно-воспитательного процесса. В ходе проведенного диагностического исследования педагогический коллектив получает данные, характеризующие индивидуальные особенности школьников, развитие их познавательных процессов, эмоционально-волевой сфер, интеллекта и т.д. Часть данных определяет учебные возможности школьника, часть поведенческие реакции, часть – степень эмоциональных проявлений. Это дает возможность предсказать степень трудности в учебной деятельности и решении нравственно-практических задач, с которыми может справиться ребенок, находящийся на определенном уровне своего развития. Педагогический прогноз является оценкой перспектив развития школьника, группы детей, всего ученического коллектива.

Качества образовательного процесса. Влияние оценки перспектив развития каждого школьника на качество образования очевидно: «Соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы педагогов с этим ребенком. Это и есть соотношение цели и результата, то есть качество образования», так оценивается использование прогнозирования в образовательном процессе авторами книги «Управление качеством образования» /Под ред. М.М.Поташника. Там же предлагается и структура прогностических действий в блоке прогнозирования качества образования. Авторы предлагают систему, состоящую из пяти взаимосвязанных блоков (21, С.311-313):

 

 

определение входной информации – общие рекомендации – долгосрочный прогноз – среднесрочный прогноз – краткосрочный прогноз  


Рассмотрим предлагаемые блоки, значительно расширяя их в соответствии с темой изложения:

1. Определение входной информации. В этом блоке находят отражение данные педагогической диагностики. Получение достоверной информации в соответствии с поставленными целями прогноза очень важно для комплектования системы прогнозирования. Это касается прогноза отдельных школьников, или отдельных групп школьников, или всего коллектива. Здесь важно так же отметить, что для точного прогноза важны не только данные о состоянии диагностируемых объектов как позитивные, так и негативные, но и данные об условиях организации учебно-воспитательного процесса. Это позволяет с максимальной точностью корректировать действия педагогического коллектива и обеспечивает обратную связь.

По каждому ученику на основании результатов педагогического мониторинга, учителя могут иметь сведения, позволяющие им изменять ситуацию, «предрешать» ее. Такой «пакет» данных, по мнению авторов, может включать следующие траектории:

· траекториюизменения интеллектуального развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру интеллекта);

· траекториюизменения личностного развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру личности);

· траекторию изменения индивидуального учебного времени ученика за предыдущие годы по предметам.

2.Общие рекомендации. Результаты педагогического мониторинга представляются в виде оценок. Оценивание важный аспект прогнозирования. Оценивание – это установление степени изменения педагогического объекта, на который составляется прогноз. И неважно, что оценивается. Это может быть качество обучения; уровень развития отдельных качеств личности; уровень развития коллектива и т.п. Важно определить, насколько продвинулся в своем движении тот или иной объект прогнозирования. С помощью оценивания появляется возможность увидеть результативность деятельности, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.

На основании анализа оценок составляются примерные схемы работы, наполненные конкретным содержанием.

3.Долгосрочный прогноз на весь период обучения. Это самый сложный блок системы прогнозирования, поскольку прогнозируемые результаты достаточно удалены. Составляются индивидуальные программы для каждого учащегося с вероятностью индивидуальных достижений по каждой из них. Результаты этих достижений позволяют педагогическому коллективу построить набор возможных траекторий движения ученика в различных образовательных пространствах. Успешность деятельности ребенка закладывается в основные критерии оценивания, которые могут быть выражены в довольно распространенных показателях: низкой, средней и высокой результативности. Долгосрочный прогноз не может быть абсолютно достоверным, поскольку большой период времени некоторым образом «разжижает» предсказания педагогов, основанные на педагогической диагностике того периода, когда совершался прогноз. Диалектика развития личности и общества, динамичность процессов говорит о том, что изменения, происходящие с личностью, могут входить в противоречия с предсказаниями, основанными на «старых» данных об объекте или явлении. Для уточнения существует следующий блок программы – среднесрочный прогноз.

4.Среднесрочный прогноз. Этот блок строится для каждого ученика и для коллектива учащихся одного класса. Он может быть составлен на учебный год, а может и на полугодие. Стратегия действий педагогического коллектива определяется по каждой теме. В соответствии с этим построение маршрутов происходит по линиям ученик – предмет и ученики (группа или класс) – предмет. Действия педагогического коллектива могут выглядеть следующим образом:

· на основании данных об ученике строится индивидуальная траектория по каждому предмету;

· строится набор возможных траекторий по разным предметам с помощью метода ассоциаций;

· строятся аналогичные траектории с помощью экстраполяционного метода.

5.Краткосрочный прогноз. Этот вид прогноза предназначен для глубокой индивидуализации действий учителей школы. Особенно он актуален для учащихся, не справляющихся с программой и нуждающихся в дополнительном внимании педагога. Данные педагогической диагностики могут быть использованы для создания многочисленных траекторий для каждого школьника. Распределяется время на овладение темой, время на закрепление полученных знаний. Многообразие траекторий дает возможность выбора той, которая может быть реализована с использованием потенциальных возможностей школьника. Краткосрочных прогноз реализуется в системе действий педагогов:

· на основании полученных данных на каждого ученика строится траектория по овладению каждым параграфом темы. Прогнозируются ожидаемые затраты времени на это овладение;

· с помощью метода ассоциаций строится набор возможных траекторий по овладению параграфами;

· построение аналогичных траекторий с помощью экстраполяционного метода.

Прогнозировать можно также и профессиональную деятельность учителя. Здесь можно пойти тремя путями. Давать оценку его деятельности могут дети посредством ответов на вопросы в предложенных анкетах или тестах. Можно оценивать с помощью внутришкольного контроля с использованием контрольного инструментария оценки; можно привлечь учителей к самооценке как высшей форме оценивания. Результаты, полученные в ходе подобного оценивания, дают возможность руководителям школы вести пропедевтику в работе с учителями, предотвращая возможные негативные последствия их деятельности.

Таким образом, для составления прогноза необходимо владеть информацией об индивидуальных особенностях школьников, о степени их проявлений в разные отрезки времени. Надо знать основные тенденции развития ребенка, группы, коллектива, а также педагогических явлений. Немаловажное значение в прогнозирование имеет и владение педагогами технологиями прогнозирования, включающими наличие определенных прогностических умений, способствующих качественному предвидению результатов педагогического взаимодействия.

Собирая данные, анализируя и прогнозируя педагогические процессы, исследователь нуждается в фиксации полученных данных. Это может происходить как в свободной форме, так и путем заполнения различных форм, создания «портфолио достижений» ученика, группы или коллектива, в форме картотеки или диагностических карт. Собственно, каждый исследователь может воспользоваться удобной для него формой. Важно, чтобы все было зафиксировано и наглядно показывало изменения, происходящие в личности или в педагогических явлениях и процессах. Это во многом определяет стратегию и тактику организации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого школьника. И что немаловажно, место учителя в организованном маршруте.

Обобщая наши рассуждения о педагогическом мониторинге, в качестве выводов хочется отметить, что все компоненты педагогического мониторинга связаны между собой и представляют целостную систему, способствуя обеспечению непрерывного слежения за состоянием образовательного процесса в школе, педагогическому прогнозированию и, соответственно, развитию школы как современной образовательной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 14690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.