Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность педагогического мониторинга




Тезаурус темы

Задача – совокупность образной, вербальной и аналитической информации, отражающая конкретный процесс, протекание которого и результат представляет интерес для человека.

Концепция – способ интерпретации явления, события, предмета, процесса, объясняющая их суть.

Моделирование – исследование объектов или явлений на их моделях.

Педагогическая задача – поиск необходимых методов и средств, в ходе которого субъекты обучения и воспитания могут перейти в более высокий качественный уровень.

Педагогическое конструирование – выявление и разработка системы разнообразных связей, лежащих в основе пе5дагогического проектирования

Педагогическое проектирование – деятельность, в основе которой лежит изменение педагогической реальности.

Предмет проектирования – предполагаемый продукт, получаемый в ходе проектной деятельности.

Проблема – явление невозможности разрешения значимой для человека ситуации имеющимися в наличии средствами.

Прогнозирование – исследование перспектив о возможном состоянии явлений или процессов, в основе которого лежит предвидение.

Продуктивное мышление – организованный процесс, отличающийся определенной последовательностью осознаваемых шагов.

Проектирование – разработка комплексной документации, содержащей обоснование, расчеты, смету, чертежи, макеты и пояснительную записку.

Проектная деятельность – инвариантная деятельность, имеющая свои средства, методы, технологии и призванная спрогнозировать и оценить последствия реализации творческих замыслов проектирующего.

 

Глава 4. Технология педагогического мониторинга

Успешная организацияобразовательного процесса во многом определяется наличием достоверной и полной информации о соответствии результатов образования социальному заказу. Информация определяет структуру процесса, прогнозируемые в нем тенденции, потребность в инновациях - практически все значимые характеристики образовательного процесса. Такое постоянное обеспечение информацией призван осуществлять мониторинг. Но кроме качества образования, важнейшим элементом успешности организации образовательного процесса выступает непосредственно личность ученика – его развитие и возможности становления в педагогическом пространстве.

В практической педагогической деятельности всегда присутствовал интерес к изучению личности ребенка. К.Д.Ушинский писал в свое время: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (22, С.237.). Сложность этого процесса заключается, прежде всего, в том, что современное общество характеризует большой объем информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса. Педагогический мониторинг позволяет справиться и с этой проблемой. Более того, он содействует упорядочению полученной информации. Дело в том, что содержание информации может быть неизменным, но вот форма ее представления может меняться. Но именно изменение формы предоставляет возможность оценивать промежуточные результаты педагогического процесса.

Само слово мониторинг произошло от латинского слова monitor, что означает – напоминающий, надзирающий. Совсем еще недавно это понятие употреблялось в области экологии, и связано было с наблюдением и оценкой состояния окружающей среды. Теперь понятие мониторинг прочно вошло в социально-психологические и педагогические науки. В современной интерпретации мониторинг в социологии отслеживает показатели, отражающие состояние социальной среды. Психологический мониторинг - установление тенденций и закономерностей психологического развития людей. Педагогический – форма сбора, хранения, обработки и распространения информации, касающейся протекания педагогических процессов, прогнозирование его результатов.

Нельзя сказать, что педагогический мониторинг полностью изученное явление в педагогике. Пока идет становление этого феномена и поиск адекватных путей применения педагогического мониторинга в единстве его компонентов. Такие авторы как Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н.Мельникова представляют педагогический мониторинг как систему педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Как отслеживание инновационных процессов в школе характеризуют педагогический мониторинг авторы А.А.Орлов, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова и др. Мониторинг воспитательной работы нашел свое отражение в работах Е.Н.Степанова, М.И.Шилова. Мониторингом в управлении занимаются авторы: В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова, В.П.Кузьмин, В.Г.Афанасьев и др. В.И.Звонников и М.Б.Челышкова рассматривают мониторинг как одно из средств оценивания результатов образовательного процесса. Основная ценность использования педагогического мониторинга в том, что с его помощью можно создать информационную базу для идентификации возникающих в образовательном пространстве проблем. Собранная система сведений способствует правильной оценке протекающих в школах и других образовательных учреждениях процессов. К примеру, соответствуют ли принятые и внедряемые школой инновации условиям организации учебно-воспитательного процесса в данной, конкретной школе? Или, мотивируют ли данные педагогического мониторинга руководителей образовательных учреждений к улучшению своей профессиональной деятельности? Дает ли мониторинг, осуществляемый учителем или воспитателем возможность получения детальной информации об учениках? Это очень важные вопросы и решить их можно с помощью грамотно проводимого педагогического мониторинга, поскольку важным условием успешности педагогической деятельности является своевременное получение и анализ данных, способствующих становлению личности школьника и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности действий педагогического коллектива и руководителей школы.

Определение педагогического мониторинга дается достаточно большим числом авторов. В психолого-педагогическом словаре педагогический мониторинг представлен как контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. Такие авторы, как А.Н.Майоров, Л.Б.Сахарчук, АП.В.Сотов считают, что основное назначение педагогического мониторинга – это сбор, переработка и распространение собранной информации, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Той же идеи с незначительными изменениями придерживаются В.В.Гузеев, Д.Ш.Матрос, Д.М. Полева, Н.Н.Мельникова и др. В.И.Звонников, М.Б.Челышкова под мониторингом подразумевают «…стандартизованное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития» (9, С.203).

Педагогический мониторинг позволяет решать многоплановые образовательные задачи. Но следует помнить, что только грамотно выстроенная система принесет ожидаемые плоды. Мониторинг только тогда может быть эффективным, когда его участники, проводящие исследования придерживаются некоторых правил. Воспользуемся разработанными В.И.Звонниковым и М.Б.Челышковой условиями эффективного проведения мониторинга (9, С.204):

· использование системного подхода, обеспечивающего слаженную работу механизма по сбору, обработке, анализу и интерпретации информации;

· сочетание количественных и качественных методов измерения в мониторинге;

· репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

· корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

· репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

· привлечение к проведению мониторинга квалифицированных специалистов и преподавателей школ;

· использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа, данных мониторинга;

· методическая и финансовая помощь со стороны органов управления образованием разного уровня.

Таким образом, мы видим, что успешность мониторинга зависит от многих составляющих, в том числе и от активности самих субъектов, его проводящих. Педагогический мониторинг можно представить в виде следующей схемы:

  Личностный мониторинг
Мониторинг образования
ЭТАПЫ мониторинга
ФУНКЦИИ мониторинга ИНФОРМАЦИОННАЯ
Подготовка исследования

 


 

Сбор информации
Информационная

 


Диагностическая

 


Обработка полученных данных
Сравнительная

 

Прогностическая

 

Количественный и качественный анализ


Схема 7. Педагогический мониторинг

 

В основу классификации педагогического мониторинга могут быть положены разные основания. Это зависит, прежде всего, от цели, которую ставят исследователи. Если они хотят получить данные о качестве образования, это один вариант классификации. Если же речь идет об изучении личности школьника – другой. Но есть обобщенные основания, по которым можно классифицировать педагогический мониторинг. Это – цели проведения исследования; основные функции педагогического мониторинга; область использования полученных данных; технология проведения мониторинга; Самая распространенная – классификация по функциям. Можно выделить четыре функции педагогического мониторинга: информационную; диагностическую; сравнительную и прогностическую (9, С.205-208). Охарактеризуем кратко каждую из названных функций:

Информационная функция. Основной целью мониторинга является сбор, накопление, анализ, структурирование и интерпретация полученных данных. Отличительной четой информационного мониторинга является отсутствие сопоставительных данных анализа разных уровней, что очень снижает его ценность, особенно в мониторинге качества образования. Поскольку такая «плоская» модель не дает возможности выявить тенденции, сопутствующие или препятствующие развитию образовательного процесса.

Диагностическая функция. Здесь мониторинг предназначен в основе своей для измерения достижения отдельных школьников или групп. Главная его цель состоит в идентификации сильных и слабых сторон в учебных достижениях и образовательной деятельности. Это значительно ослабляет целостное восприятие личности ребенка, так как в диагностическом мониторинге не учитываются входные характеристики учащихся. Специфика диагностической функции понижает ее потенциал в использовании измерения качества образования.

Сравнительная функция. Она отличается от информационной и диагностической тем, что собранные данные направлены на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей. Здесь важны причинно-следственные связи, устанавливаемые с помощью мониторинга. Наибольший эффект получается при сравнении данных больший, значимых систем: школ, районов, классов, групп. По результатам сравнительного мониторинга, как правило, принимаются управленческие решения. В сравнительном мониторинге используются количественные шкалы, стандартизованные тесты учебных достижений, профессионально разработанные анкеты для сбора данных о факторах, влияющих на образовательный процесс и пр. В сравнительном мониторинге используют нормативно-ориентированные тесты учебных достижений, используя выборку по всему региону (или стране). Трудности представляет сбор дополнительных данных по ряду факторов, не входящих непосредственно в образовательное пространство школы, но значительно влияющее на его качество.

Прогностическая функция. Прежде всего, она реализуется в выявлении позитивных или негативных тенденций в исследовании качества образовательных систем. Это придает функции управленческое звучание. Принятие жизненно важных для образовательных систем решений связано с получением правдивой и своевременной информации. Система образования во многом зависит от социального заказа и любое изменение в обществе влияет на ее качество. Стратегические решения, направленные на развитие системы образования должны основываться на вероятностной оценке тенденций развития, которые можно получить с помощью прогностической функции.

Представленные виды мониторинга - звенья одной цепи – системы исследования тенденций в развитии образования и личности. Они редко могут быть представлены в «чистом» виде. Это рассуждение позволило нам определить два вида педагогического мониторинга: диагностический и прогностический. Мы основывали свой выбор на том, что основой педагогического мониторинга является сбор информации посредством педагогической диагностики, его обработка, анализ и распространение, обеспечивающие слежение за состоянием учебно-воспитательного процесса и его прогнозирование.

Проведение педагогического мониторинга требует наличия особых умений исследователя. Можно обратиться к материалу, изложенному в первой главе учебного пособия, где детально проанализирована исследовательская деятельность. В качестве дополнения хотелось бы несколько слов сказать непосредственно о технологии проведения мониторинга в образовании. Важным элементом представляется этапность действий исследователя. Самый простой – четырехуровневый подход. Мониторинг проводится в четыре этапа: подготовка исследования; сбор информации; обработка полученных данных; количественный и качественный анализ информации.

Первый этап – подготовка исследования. От него во многом зависят и остальные три этапа. Поскольку подготовка включает широкий круг вопросов, определяющих успешность исследования. Это, прежде всего постановка целей исследования; выбор методов; разработка критериев; подбор технологического инструментария и пр.

Второй этап – сбор информации. Успешность этого этапа во многом зависит от субъектов исследования. Много ли помощников. Привлекает ли исследователь «компетентных судей»? Если да, то с какой целью. Важно как именно организована процедура исследования. Необходимо обеспечивать достоверность полученных данных.

Третий этап - обработка полученных данных. Первичный сбор данных, их обработка. На этом этапе важно подтвердить валидность полученных данных. Сравнение их и коррекция для более тщательной сопоставимости. Полученные данные можно отразить в шкалах или диаграммах.

Четвертый этап - количественный и качественный анализ информации. Этап посвящен интерпретации данных. Важно отметить, что для результативности мониторинга важны не только количественные показатели, но и качественные. Установление причинно-следственных связей придают проведенному мониторингу «прочность» и основательность.

Технология проведения педагогического мониторинга предусматривает использование определенной системы или модели проведения мониторинга, которая предписывает детальный алгоритм проведения исследования. Можно использовать распространенные в научных исследованиях модели:

 

· измерение на входе (процесс или результат образовательной деятельности) - сопоставление с существующими нормами;

· измерение на входе (начальные, стартовые возможности или способности) – оценка полученных достижений;

· измерение на входе (констатация данных, которые следует изменить) – проведение формирующих мероприятий – измерение после формирования;

· измерение на входе – анализ динамики (выявление позитивного и негативного) – влияние на происходящие процессы.

 

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что в использовании педагогического мониторинга проявляется некоторый динамизм процессов, связанных с изменением педагогических условий и их влияния на учебные достижения каждого школьника. Совокупность полученных в ходе педагогического мониторинга показателей, указывает на тенденции развития как образовательной системы в целом, так и отдельных ее компонентов. Постоянный сбор данных необходим каждому участнику образовательного процесса. Будь то учитель, воспитатель, директор, школьный психолог. Данные мониторинга освещают такие важные вопросы как потребность в образовательных ресурсах на том или ином этапе развития общества. Диагностика позволяет выявить слабые места в системе образования, а прогноз придает всем процессам позитивный характер надежды на их исправление.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.