Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая диагностика




Для получения объективной информации в ходе проведения педагогического мониторинга современному учителю, воспитателю, руководителю необходимо владение особым видом деятельности, которым является диагностическая деятельность. Педагогическая диагностикаэто выявление уровня готовности к учебной деятельности, тенденций личностного развития школьников и умений решать жизненно-практические задачи. С помощью диагностики учитель может определить состояние конкретного ученика, группы школьников и класса в целом. Это может быть динамика личностного развития, выявление условий продуктивности учебной или воспитательной работы, уровень эффективности деятельности учителя в различных сферах школьной жизни ребенка. С помощью диагностики школа может получить сведения об условиях проживания и воспитания в семьях, о позициях в них детей, о наличии воспитательного потенциала в семейном воспитании. Следует отметить включенность диагностики во все направления педагогической деятельности. В теории выделяют такие виды диагностики, как: социальная, педагогическая, психологическая, медицинская, биологическая, техническая, экологическая и пр. Все виды объединяет один стержень, который заключает в том, что в основе любого диагностического исследования лежит сбор информации о состоянии объекта или явления, интересующего педагогический коллектив или отдельных учителей.

Сбор информации, это своеобразная информационная копилка, в которую могут войти те сведения, которые интересуют учителя, воспитателя, руководителя, осуществляющего мониторинг. Собирая информацию, исследователю целесообразно придерживаться определенных условий. Тогда можно рассчитывать на системность и адекватность собранной информации, обеспечивающие ее качественный уровень. К подобным условиям можно отнести: объективность сбора информации, динамичность, диалектичность, профессионализм и педагогический оптимизм.

Говоря об объективности с бора материала, следует отметить, что собирать данные, надо пользуясь методами объективных судей. Разные источники и разные люди могут быть крайне субъективны в подаче материала. Объективность же сбора информации предполагает его возможную нейтрализацию. К примеру, полезно сопоставлять высказывания разных учителей о протекании учебно-воспитательного процесса в школе с высказыванием учеников и их родителей. Если идет сбор о личности конкретного ученика или учителя, полезно использовать известный в педагогике метод «компетентных судей». Это когда суждения о событии или конкретных индивидуумах делают разные люди с разными жизненными установками и различным мироощущением. На основе высказывания подобных людей, можно составить уже обобщенное мнение о событии, явлении или чертах отдельной личности. Как часто, слушая характеристику одного и того события, даже опытные педагоги удивляются, насколько разные характеристики и их проявления видят разные наблюдатели.

Динамичность сбора информации, характеризующей образовательный процесс, предполагает учиты­вать изменения, происходящие в школе в течение определенного периода, за который собирается информация. Школа – особый организм с быстроменяющейся ситуацией. Ее специфика заключается в том, что в стенах этого заведения работают с многообразием личностей. Процессы обучения и воспитания сами по себе обладают динамичностью, следовательно, информация о них должна отражать эти изменения. Каждый ученик школы меняется практически ежеминутно, влияя этим самым на динамичность учебно-воспитательного процесса. К примеру, если идет сбор информации по какому-то конкретному ученику, следует сравнивать его поведение и отношение к учебной деятельно­сти, к труду, к миру в целом в начале, середине и в конце учебного года. Это позволит в дальнейшем дать оценку эффективности учебно-воспитательной работы с ним. Отслеживая темы работы педагогического коллектива также необходимо учитывать динамичные процессы, происходящие в коллективе на протяжении его становления в стенах данной конкретной школы.

Диалектическийподход к получению информации предполагает выявление противоречий в протекании учебно-воспитательного процесса. Противоречия являются движущей силой любого процесса, в том числе и учебно-воспитательного, протекающего в школе. Именно их разрешение помогает руководителю найти единственно верный путь принятия управленческого решения и его реализации, дающий возможность школы подниматься по ступеням своего развития, а учителю определять позитивный потенциал каждого ученика. Этому способствует выявление основных, ведущих направлений деятельности, отчленение их от слу­чайных, второстепенных. Это, безусловно, создает необходимые условия прогнозирования педагогически целесообразных путей разрешения педагогических противоречий.

Указанные выше принципы могут быть реализованы лишь при профессиональномподходе к сбору информации. Нередко в быту, в повседневной жизни можно встретить суждение, что управленческими умениями обладает практически каждый учитель, поставь его только во главе школы. Но при этом, никто не согласится лечь под нож не профессионального хирурга для проведения даже простейшей операции. Спору нет, такой эксперимент может закончиться даже смертью пациента. А разве не сродни этому непрофессиональное действие, проводимое с коллективами школы в количестве 500- 1000 человек. Нередко, управленческая беспомощность руководителей и учителей приводит классы и школы в состояние, далекое от идеала. Про­фессионализм же сбора информации во многом определяет дальнейшие позитивные шаги в обработке этой информации и прогнозировании деятельности, как всей школы, так и отдельных ее звеньев. Он предполагает владение исследователем необходимых основ для проведения корректной диагностики, определенной системы умений по обработке полученного материала. Безусловно, имеет значение и личностный, жизненный опыт, который является естест­венным добавлением к теоретическим знаниям.

Педагогический оптимизм исключительно ва­жен при сборе информации о деятельности школы и отдельного ученика. Он предполагает вы­явление лучших перспективных путей развития, включение школьников, педагогический коллектив именно в те виды деятельности, кото­рые наиболее соответствуют реалиям ее жизнедеятельности. Чрезвычайно важен этот принцип при сборе данных об отдельной личности. Он сродни известному принципу, разработанному А.С.Макаренко, который называется «авансирование личности». У ребенка еще может что-то не получаться, но педагог с оптимизмом смотрит в будущее, поддерживая у него уверенность в своих силах, некоторым образом авансируя ребенка на преодоление тех затруднений, которые характеризуют деятельность школьника на данном этапе.

В ходе диагностики определяются эффективные педагогические средства, влияющие на изменение, происходящие в личности. Качество диагностики зависит от включенности всех членов школьного сообщества в процесс определения результативности обучения и воспитания. Используемые диагностические методики не должны быть громоздкими и труднообрабатываемыми. Это делает работу исследователя более успешной.

Качество проводимой диагностики во многом определяется задачами исследования, но нельзя забывать, что условия, в которых проходит диагностика, тоже значительно влияют на ее результаты. Степень глубины диагностики была предложена Л.С.Выготским. Он предложил три уровня проведения диагностики:*

Первый уровень – эмпирический. На этом уровне исследователь ограничивается констатацией выявленных фактов, особенностей или симптомов, не углубляя их. Это ориентировочное выявление и оно является преддверием истинно педагогической диагностики.

Второй уровень – этиологический (причинный). Здесь в ходе исследования учитываются не только выявляемые особенности, но и причины их обуславливающие. Такое выявление дает педагогу возможность

планировать дальнейшую диагностику, выбирать соответствующие методы исследования.

Третий уровень – типологический. На этом уровне учитель переходит от описательного обобщения к теоретическому знанию, к выявлению ценности полученной в ходе диагностики информации применительно к задачам управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность учебно-воспитательного процесса предполагает некий алгоритм, помогающий упорядочить действия проверяющих. Он может иметь следующий вид: (10, С.9)

§ определение цели и задач изучения;

§ подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

§ выбор методик изучения;

§ подготовка диагностического инструментария;

§ исследование испытуемых;

§ обработка и интерпретация результатов исследования;

§ анализ, оценка и обсуждение результатов изучения

* Цит. По: Н.М.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.,2006. С.58

Определение целей и задач диагностики.

Цель изучения – выявление условий, способствующих развитию ребенка. Чем более высок уровень выявления данных педагогических, тем выше эффективность воспитания.

Подбор критериев. Многообразие предложений психолого-педагогической науки в представлении критериев изучения личности ребенка, педагогического процесса осложняет их выбор воспитателем. Ориентация на цель изучения предполагает соответственно выбирать те критерии, которые наиболее всего удовлетворяют этой цели. Это может быть диагностика интеллектуальной, нравственной, эстетической, физической развитости ребенка. Или выявление признаков волевой активности ребенка, уровня сформированности познавательного потенциала и коммуникативных связей личности. Диагностируется и коллектив или группа детей.

К примеру, так могут выглядеть критерии и показатели в диагностировании уровня развитости ребенка. (Там же. С.10)

Критерии: Интеллектуальная развитость школьника.

Показатели: а) освоенность учащимися образовательной программы;

б) развитость познавательных процессов и интересов личности;

в) сформированность учебной деятельности.

Критерии: Сформированность познавательного потенциала школьника.

Показатели: а) обученность школьников;

б) развитость мышления;

в) познавательная активность.

Критерии: Сформированность коммуникативного потенциала школьника:

Показатели: а) коммуникабельность;

б) сформированность коммуникативной культуры.

Можно составить диагностическую программу изучения уровней воспитанности школьников. Она может включать описание показателей воспитанности и их выраженность от яркого проявления до отсутствия (ярко проявляются, проявляются, слабо проявляются, не проявляются). К примеру, возьмем такой показатель воспитанности, как трудолюбие. Младший школьник, у которого ярко проявляется этот показатель, понимает общественную и личностную ценность труда, проявляет к нему интерес добросовестное отношение, проявляет интерес к разным видам труда, может организовать трудовые усилия не только свои, но и одноклассников.

Выбор методик исследования. Методики диагностики выбираются в соответствии с разработанными критериями и показателями. В современных психолого-педагогических источниках они представлены достаточно широко, как традиционные, так и инновационные. Это – методы наблюдения, анкетирование, метод компетентных судей, незаконченные предложения, рисуночные тесты, методы самооценки, метод «Размышляем о жизненном опыте», «недописанный диалог», «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «недописанный диалог», «акт добровольцев». (Н.Е.Щуркова)

Диагностический инструментарий. Диагностика – сложный и серьезный процесс. Поэтому заранее должны быть подготовлены необходимые бланки, протоколы, оборудование и т.д. С внедрением в образовательные учреждения компьютерных технологий, во многом облегчается подбор диагностического инструментария. Это касается как его организационного момента, так и количества субъектов прогнозирования.

Исследование испытуемых. Этот пункт касается самой организации исследования. Создание доверительной обстановки, реализация требований каждой конкретной методики, входящей в систему исследования, необходимы для получения репрезентативного результата.

Обработка и интерпретация полученных данных. После проведения диагностики все полученные данные должны быть обработаны и занесены в необходимые таблицы. Можно использовать ранжирование, шкалирование или построить диаграммы.

Анализ полученных данных. Это очень важный компонент системы диагностики. Кроме количественных характеристик, исследователю необходимо провести качественный анализ всем полученным данным, выявить тенденцию роста или спада эффективности обучения и воспитания, развития образовательной системы. Обосновать причины явлений, установив необходимые причинно-следственные связи.

Анализважнейший элемент педагогического мониторинга, поскольку грамотно проанализированная информация будет максимально содействовать адекватному прогнозированию качества образовательного процесса.

Анализ – это мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно расчленить целое на части. Это позволяет выявить строение исследуемого объекта или явления, его структуру, отделить существенные признаки от несущественных, свести сложное к простому. Учителю с помощью анализа удается, расчленив все полученные о достижениях ученика данные, выделить существенные признаки, которые помогут достигнуть верного типа взаимодействия с ним.

Главное в анализе – это надежность обработки полученных данных. Можно это делать вручную, а можно воспользоваться компьютерными технологиями и с помощью специальной программы обработать полученную информацию. Здесь преимущества очевидны. С помощью компьютера можно быстро и достаточно надежно обработать большое количество данных.

Выделим примерные направления, которые мы можем получить в качестве количественных и качественных характеристик в ходе анализа:

§ характеристику качеств личности школьника;

§ динамику развития качеств личности;

§ состояние сформированности коллектива или группы;

§ динамику развития коллектива или группы;

§ место ученика в системе межличностных отношений;

§ динамику изменений места ученика в системе межличностных отношений;

§ сравнение показателей по искомым параметрам между группами, классами, параллелями;

§ успешность профессиональной деятельности учителей;

§ развитие образовательной системы в целом.

В качестве объекта анализа могут выступать как отдельные ученики, так и целые ученические коллективы. Различаются и способы сбора и обработки информации. Напомним читателю, что способы сбора информации называются в педагогике методами. Методы сбора информации о качестве образовательного процесса в школе могут быть различными. Традиционно можно выделить следующие: анкетирование, тестирование, беседы, опросы и пр. Условно их можно разделить на две больших группы: методы сбора информации о качестве учебно-воспитательного процесса в школе и методы исследования личности, изучения индивидуальных достижений каждого ученика.

Безусловно, эти группы взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку информация об индивидуальных достижениях каждого ученика является компонентом системы достижений школы в целом. Наиболее распространенными методами сбора первичной информа­ции об учащихся являются: метод наблюдения, опроса, социометрии. Их характеристики мы разобрали в первой главе.

Проведение педагогической диагностики определяет поиск и нахождение необходимой системы педагогических действий. Этому способствует педагогическое предвидение, называемое в науке педагогическом прогнозированием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.