Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии обучения




Классификация педагогических технологий

 

Вопрос о классификации педагогических технологий широко представлен в педагогической литературе. Если говорить о традиционных технологиях, таких как технологии развивающего обучения и воспитания; технологии воспитательного дела (мероприятия), технологии коллективного творческого дела, игры, классные часы, то их характеристика в более или менее обобщенном виде, нашли отражение в трудах таких авторов, как: Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Безрукова В.С., Иванов И.П., Шмаков С.А., Подласый И.П., Щуркова Н.Е. и др. Инновационные технологии, столь любимые и распространенные в практической деятельности учителей и воспитателей образовательных учреждений нет смысла классифицировать, поскольку, сколько творчески настроенных педагогических работников, столько и названий.

Но все же, мы попытаемся, опираясь на изучение педагогической литературы представить классификацию традиционных и некоторых инновационных технологий.

Наиболее полный подход к классификации педагогических технологий осуществил Г.К.Селевко (25, С.30). Им создана структура педагогической технологии, включающая три элемента: концептуальные основы; содержательную часть и процессуальную часть. Источниками и составными частями новых педагогических технологи, автор считал синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных и инновационных элементов педагогического опыта. Источниками и составными частями педагогических технологий, по его мнению, выступают:

Социальные преобразования в обществе, способствующие появлению нового педагогического мышления;

¨ педагогические, психологические и общественные науки;

¨ передовой педагогический опыт;

¨ использование опыта предыдущих педагогов;

¨ народная педагогика.

Он сформулировал систему, включающую педагогические технологии, ранжированные по сущностным характеристикам, значимости, направленности на личность. Такое построение дает возможность учителю выбирать необходимые компоненты и строить системы педагогических технологий в зависимости от условий организации учебно-воспитательного процесса и личностных особенностей его участников.

1. По уровню применения. Применение педагогических технологий во многом зависит от того, в какой конкретной образовательной сфере их используют. Выделяют общепедагогические, частнопедагогические и локальные педагогические технологии.

2. По философской основе. Поскольку педагогические технологии, имея методологическую основу, в значительной мере опираются на ценностные ориентации общества, в котором происходит образовательный процесс и личностные особенности технолога и школьника, то можно выделить материалистические и идеалистические основания; научные и религиозные; гуманистические и авторитарные и пр.

3. По ведущему фактору психического развития. При составлении педагогических технологий необходимо учитывать совокупность влияния на личность биогенных, социогенных и психогенных факторов.

4. По научной концепцииусвоения опыта. Выделяют педагогические технологии интереиористского характера, т.е. поэтапного перехода умственного развития от внешней деятельности во внутренний умственный план; бихевиористское усвоение опыта, основанное на формуле «стимул-реакция-подкрепление» (Б.Скиннер, Д.Уотсон). В данной концепции анализируются внешние поведенческие акты. Сознание же отрицается как основной компонент человеческих психологических процессов; ассоциативно-рефлекторная концепция опирается на учение И.П.Павлова об условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Согласно этой теории, человеческий мозг способен не только запечатлевать сигналы органов чувств, но устанавливать связи между отдельными фактами и событиями.

5. По ориентации на личностные структуры. В этом блоке можно выделить технологии, способствующие формированию знаний, умений и навыков у школьников; технологии, направленные на формирование способов умственных действий; формирование эстетических и нравственных отношений; технологии, направленные на саморазвитие личности, на развитие творческих способностей и технологии прикладного характера, способствующие формированию действенно-практической сферы.

6. По характеру содержания и структуры. Здесь можно выделить следующие педагогические технологии: обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; гуманитарные и технократические; образовательные и технологии в сфере профессиональной ориентации; частнопредметные, обобщающие и др.

7. По типу организации и управления познавательной деятельностью школьников. По организационной форме можно выделить следующие педагогические технологии: классно-урочные, альтернативные, академические; коллективные, индивидуальные и групповые; дифференцированное обучение. По типу управления познавательной деятельностью учащихся, выделяются традиционные педагогические технологии такие, как: лекционное, программированное, компьютерное обучение; обучения в группах.

8. По отношению к ребенку выделяется также достаточно традиционно следующие виды педагогических технологий: авторитарные технологии, где субъектом учебно-воспитательного процесса является педагог, а ученик лишь объект его влияния; личностно-ориентированные технологии, основной целью которых является обеспечение комфортных, гуманистических условий для развития личности ребенка в школьном и внешкольном образовательном пространстве; технологии свободного воспитания реализуются на создании условий, представляющие ребенку «царство свободы»(Ж.Ж.Руссо). Самостоятельный выбор ребенка способствует реализации позиции субъекта собственной жизнедеятельности; эзотерические технологии, основанные на использовании «подсознательного» знания. Педагогический процесс – это не взаимодействие, не общение, а приобщение к некой Истине. Использование эзотерических технологий способствует возникновению информационного взаимодействия Человека и Вселенной.

9. По использованию способов, методов и средств. Это традиционно используемые в педагогическом процессе технологии: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные; программированное и проблемное обучение; развивающее обучение; диалогические, коммуникативные, игровые и творческие педагогические технологии.

10. По категории обучающихся можно выделить технологии, рассчитанные на среднего ученика – массовые школы; на школьников продвинутого уровня – специализированные, гимназии, лицеи; технологии компенсирующего обучения – классы и школы коррекции и поддержки; виктимологические технологии – специализированные сурдо-тифло-орто-школы.

11. По степени модернизации традиционной системы. В этом случае обучение и воспитание строится на общеизвестных педагогических принципах, но в них вносятся элементы, модифицирующие систему и перестраивающие ее в соответствии с новыми требованиями. Можно выделить следующие группы модифицированных технологий: технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, использующие приоритет личностных ценностей, принимающих индивидуальную неповторимость (В.А.Сухмлинский,Ш.А.Амонашвили,Е.Н.Ильин); педагогические технологии на основе активизации и интенсификации, в основе которых лежит специально организованная деятельность школьников (В.Ф.Шаталов); педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения - традиционные и хорошо знакомые нам виды: программированное обучение (В.В.Фирсов), опережающее обучение (С.Н.Лысенкова), обучение с использованием опорных схем В.Ф.Шаталов); природосообразные педагогические технологии, опирающиеся на природные начала в ребенке, на его естественное развитие (Л.Н.Толстой, М.Монтессори); технологии, строящиеся на основе методического и дидактического реконструирования учебного материала, к которым можно отнести педагогические технологии, в основе которых укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев), системы типа «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) и «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов); альтернативные педагогические технологии, к которым можно отнести популярные в российской педагогической практике Вальдорфскую педагогику (Р.Штейнер), технологию свободного труда (С.Френе) и пр.

 

Совсем иной подход к классификации педагогических технологий демонстрирует В.Ю.Питюков (17). Он выделяет сущность педагогической технологии через системы взаимосвязанных элементов, имеющих внутреннюю логику. В основе реализации педагогической технологии автором положен функционально-операционный подход. В его контексте цель выступает как функция, которую обеспечивает общие функции педагогического воздействия. В практической деятельности общие функции превращаются в цели, а операциями становятся конкретные умения педагога. В.Ю. Питюков в своем подходе выделяет роль педагога и профессионально-значимые качества, способные решать проблемы обучения и воспитания посредством создания необходимых педагогических технологий. Направленность личности и сформированность педагогического мышления педагога во многом определяют выбор цели и построение необходимо содержания. Условиями выбора или создания адекватных педагогических технологий являются сами элементы, входящие в педагогическую конструкцию; необходимое и достаточное их присутствие; уровни взаимосвязи элементов; выделение общих и специфических функций каждого элемента. С технологической точки зрения действия учителя складываются из следующих компонентов: общение, оценка, требование, информативное воздействие, конфликт. Рассмотрим их более подробно:

Педагогическое общение. Создание педагогических технологий предполагает комфортные условия взаимодействия педагога и школьника. Именно педагогическое взаимодействие важнейшее условие успешности реализации педагогических технологий. Главным педагогическим действием здесь выступает формирование школьника как субъекта его жизнедеятельности.

Педагогическая оценка побуждает школьника к эмоциональным действиям. Мощным стимулом выступает реакция со стороны педагога, высказанная им открыто или скрытно, через мимическое выражение, пластику тела.

Педагогическое требование способствует включению школьника в различные виды деятельности. Требование стимулирует активность ребенка и способствует овладению разнообразными видами деятельности, доступными в данный момент школьнику и учитывающими его индивидуальные и возрастные особенности.

Информативное воздействие. Этот элемент функционально обеспечивается расширением понятийного аппарата, поскольку с помощью информативного речевого и демонстрационного воздействия и происходит передачасоциально-культурного опыта человечества конкретному ребенку. Накопление системы понятий активизирует школьника, побуждает к индивидуальному проявлению в деятельности, стимулирует свободное и творческое отношение к миру.

Конфликт, являясь противоречием, требует обозначения противоположных взглядов. Как правило, конфликт возникает тогда, когда школьник испытывает психическое напряжение, неловкость и это способствует лишь тому, что в ответ на конфликтную ситуацию он предпринимает защитные или ответные меры. В этом случае роль педагога заключается в том, что он предлагает школьнику различные варианты разрешения возникших «неловких» ситуаций.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в предлагаемом В.Ю. Питюковым подходе лежит идея о том, что овладение педагогическими технологиями заключается в интеграции всех описанных выше элементов системы. Использование элементов педагогических технологий должно быть доведено до автоматического навыка, что способствует успешности педагогического взаимодействия учителя и ученика.

Обобщенную классификацию педагогических технологий представляет Н.Ф.Голованова (3). Автор предлагает свою систему оснований для определения воспитательных и дидактических технологий. Классификация технологий обучения представлена Н.Ф.Головановой следующим образом:

по признаку новизны. К этой группе можно отнести традиционные и инновационные технологии;

по результатам обучения выделяются: технология полного усвоения знаний и технология развивающего обучения;

по ориентации на личность: наглядно-образные, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;

по доминирующей учебной форме: выделяется урок, групповая форма, коллективное обучение и игровые технологии;

по характеру педагогического взаимодействия: авторитарные, технологии свободного выбора; диалоговые технологии.

К воспитательным технологиям автором отнесены: технология мероприятия, технология игры, технология коллективного творческого дела, технология воспитательной работы классного руководителя.

Обобщая подходы к классификации педагогических технологий разных авторов, попробуем их систематизировать и объединить в группы: технологии обучения и технологии воспитания. Остановимся более подробно на характеристике этих групп, выделим наиболее перспективные для использования в современном педагогическом поле и покажем, как можно с помощью педагогических техник реализовать модель создания гуманистического образовательного пространства, максимально способствующего становлению школьника как субъекта обучения и воспитания.

 

Системный подход к обучению в целостном образовательном процессе обусловливает необходимость обращения к дидактическим технологиям с точки зрения построения структуры, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты.

Обзор литературы показал, что в современном педагогическом процессе используется множество вариантов технологий, компонентами которых выступают разные элементы учебного процесса. Выделим для более глубокой характеристики основные, наиболее употребляемые, на наш взгляд, в современном педагогическом процессе, технологии обучения. Мы разделили их достаточно условно на две группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным дидактическим технологиям отнесем следующие: технологию развивающего обучения Л.В.Занкова, Б.Д.Эльконина и В.В. Давыдова; технологию интенсификации обучения В.Ф.Шаталова; технологию оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанского); технологию опережающего обучения (С.Н.Лысенковой); технологию индивидуализации обучения (И.Э.Унт). К нетрадиционным технологиям отнесем: технологию сотрудничества; технологию проектов; модульную технологию; технологию разноуровневого обучения.

Традиционные технологии обучения
Технологияразвивающего обучения
Технология интенсификации учебного процесса
Технология оптимизации учебного процесса
Технология перспектив-но-опережа-ющего обуч.
Технология индивидуализации обучения
Нетрадиционные технологии обучения
Технология сотрудничества
Технология проектов
Модульная технология
Технология разноуровневого обучения


Схема 11. Педагогические технологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.