Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский)




Интересна для рассмотрения с точки зрения требований к результату обучения, технология оптимизации обучения Ю.К.Бабанского. Термин «оптимальный» произошел от латинского слова «optimus», что означает наилучший. В педагогике оптимизация учебного процесса подразумевает выбор наилучшей для данных условий системы содержания, методов, форм обучения и воспитания с точки зрения разработанных критериев. Методологической основой для разработки технологии оптимизации учебного процесса является системный подход, поскольку успешность принятия верного с точки зрения оптимальности, педагогического решения возможна только тогда, когда учтены все взаимосвязи между компонентами педагогической системы.

В центре внимания учителя, использующего эту технологию, три взаимосвязанных элемента:

· выбор содержания учебного материала

· способы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников

· условия оптимального использования учебного материала, подобранных методов и средств.

Ю.К.Бабанский разработал систему критериев оптимального обучения. Ее ценность и современное звучание в глубокой индивидуализации обучения каждого ребенка. Система включает три группы критериев:

1. Уровень успеваемости и воспитанности для каждого ребенка индивидуальный. Он достигается в определенного именно для этого школьника период, когда достижение реально и возможно.

2. Рациональное распределение времени, затраченного на урочную и домашнюю работу.

3. Интенсивность деятельности учителей и учеников должна соответствовать их возможностям.

Для достижения значимых результатов в обучении, Ю.К.Бабанский много внимания уделял способам оптимизации обучения. Собственно систему подобранных в соответствии с задачами обучения, способов и приемов преподавания можно считать «рациональным зерном» технологии оптимизации обучения. Эти способы довольно традиционны и известны в практической педагогике. К ним можно отнести:

Комплексное планирование образования, воспитания и развития школьников. Планирование один из главных элементов педагогических действий. Тем более оно занимает значимое место в системе, всецело направленной на результат обучения. Планируя, учитель овладевает проектированием учебных занятий.

Выбор наиболее оптимальных для данного урока системы целей и конкретизирующих их задач. Оптимальность подобного выбора заключается, прежде всего, в выборе определенных акцентов в решении задач обучения. С чем это связано? С особенностями школы, класса, личностью отдельного школьника.

Создание благоприятных условий для развития индивидуального потенциала каждого ученика. Внимание к личности в технологии Ю.К.Бабанского занимает центральное место. Оптимальность в реализации такой системы способов обучения заключается в оптимальном сочетании различных форм организации учебно-познавательной деятельности школьников, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности.

Подбор содержания, соответствующего задачам образования. Прежде всего, содержание обучения должно отражать поставленные задачи обучения. Выделяется главное, существенное, реализуемое именно на данном этапе. Это обусловливает выбор наиболее оптимальной структуры урока, удачно отражающей поставленные задачи обучения и воспитания.

Выбор необходимых методов, форм и средств обучения и воспитания. Этот выбор должен быть осознанным и рациональным с точки зрения решения поставленных задач обучения и воспитания. Ю.К.Бабанский уделяет большое значение личности учителя. Выбор оптимальной системы требует гибкого, нестандартного мышления, развивает творческий подход к делу обучения и воспитания.

Контроль и анализ результатов обучения и воспитания. Важнейший способ оптимизации педагогического процесса, поскольку позволяет учителю оперативно откликаться на появляющиеся затруднения в реализации задач обучения и воспитания на промежуточном уровне. Здесь важно для учителя научиться оптимально соотносить результаты обучения или воспитания и затраты времени, потраченные ими и школьниками в соответствии с разработанными критериями оптимальности.

Управление дидактической системой Ю.К.Бабанского с точки зрения выстраивания иерархии уровней предполагает выделение в качестве высокого уровня реальные возможности учащихся, в качестве среднего – организацию такого взаимодействия учеников и учителя, чтобы оно положительно влияло на обучаемость и развитость каждого школьника. Низкий же уровень иерархии предполагает получение результатов обучения, являющихся оптимальными именно для каждого ученика и для тех условий, в которых протекает процесс обучения.

Технология перспективно-опережающего обучения (С.Н.Лысенкова)

В основе описываемой технологии феномен обучения детей, с разным уровнем развития без дополнительных педагогических усилий. Суть подхода этого автора заключается в том, что уменьшение трудности программы обучения может происходить за счет опережающего введения ее фрагментов в процесс обучения. Особенность технологии заключается в реализации трех структурных компонентов, к которым относятся:

 

¨ Комментируемое управление учением ¨ Опорные схемы ¨ Перспективная подготовка учителя  

 

Разберем эти элементы перспективно-опережающего обучения:

Комментируемое управление представляет собой, по сути, ответ ученика с места. Это дает возможность управления работой всего класса, поскольку налаживает непрерывную обратную связь, что делает обучение более стабильным. В основе метода комментирования лежит цепочка действий:

думаю - рассказываю – записываю

 

Наполненность классов всегда затрудняла вопросы управления познавательной деятельностью школьников. Технология С.Н.Лысенковой позволяет учителям справляться с этой проблемой посредством комментируемого управления учением. В результате использования этого технологического приема у каждого школьника развивается логика, доказательность рассуждений, самостоятельность мышления. Средний и слабый, как правило, тянутся за сильными учениками, поскольку одной из специфических особенностей младшего школьного возраста (а технология С.Н.Лысенковой предназначена именно для работы с младшими школьниками) является подражательность. Когда комментирует сильный ученик, это звучит красиво, средним и слабым детям нравится. А, кроме того, учитель хвалит комментатора, отмечает сильные стороны его комментария. На уроке у С.Н. Лысенковой каждый ученик имеет шанс стать «учителем» на короткое время комментирования. Владея вниманием класса, он может продемонстрировать красоту своего комментирования, знания по теме, умения выделять важные места в комментируемом тексте. При этом надо понимать, младший школьник, становясь временно «учителем» во всем старается ему подражать. Учительские интонации, четкость в разборе содержания задачи или упражнения, голосовые модуляции – все работает на усвоение учебного материала. Учитель при комментировании поддерживает ученика, незаметно управляя его действиями с помощью индивидуальных педагогических приемов. Все участвуют в работе, поскольку внимательно слушают комментирующего и если он ошибется, другие ученики сразу поправляют. Атмосфера такого урока творческая, спокойная, доброжелательная. Ученики не боятся ошибиться, все успевают на уроке. Они раскованы и свободны.

Опорные схемы. Используются в обучении школьников необходимыми для закрепления учебного материала выводами. Они оформляются в виде различного рода схем, таблиц, карточек, рисунков. Одной из особенностей младшего школьного возраста – это мышление с помощью конкретных образов. В силу этого возникающие затруднения при усвоении учебного материала некоторыми школьниками наблюдаются во время перехода от яркой, доступной и предметной наглядности к обобщению и формированию собственного суждения. Вот опорные схемы и служат для устранения этих затруднений. Школьник от яркой наглядности переходит к условному наглядно-образному представлению. Активные ответы на уроке являются важным условием обратной связи. Это возможно, если ребенок «успевает» за остальными учениками. Активное участие в уроке снимает страх ошибок, скованность, порождаемую подобными страхами. Схемы, таблицы, рисунки выступают как связующее звено между учениками и учителем. Они помогают включить каждого ребенка в активную деятельность на уроке, научить его устанавливать причинно-следственные связи, довести представление по изучаемой теме до сформированности понятий. Ученики усваивают материал осмысленно, составляя правило по схеме и выполняя практическое задание.

Важным условием использование опорных схем является их поэтапное подключение непосредственно для усвоения того или иного понятия. Если же они будут просто висеть на доске или на стенде «Учись учиться», проку от подобной наглядности будет немного. Опорная схема в технологии С.Н.Лысенковой становится алгоритмом рассуждения и доказательства. При этом все внимание школьников направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на размышления, поиск правильных ответов, установление логических связей между элементами получаемой учебной информации.

Перспективная подготовка. В основе этого элемента технологии С.Н.Лысенковой лежит удивительная закономерность: если на каждом уроке задолго до изучения трудной темы, вводить ее фрагменты, то трудность усвоения уменьшается. Трудная тема раскрывается поэтапно, с необходимым логическим обоснованием. Технология применения перспективной подготовки на уроке такова: сначала в обсуждение предложенных фрагментов привлекаются сильные ученики, затем к ним присоединяются средние, и лишь за средними – слабые. Усвоение учебного материала проходит в три этапа:

На первом этапе знания дозируются и представляются малыми фрагментами. На это уходит немного времени, 5 – 10 минут. Примечательно то, что для каждой темы начало разное. Это во многом определяется сложностью осваиваемой темы, степенью ее приближения к материалу, изучаемому на данный момент.

На втором этапе вводятся новые понятия, происходит их уточнение, обобщение и применение в ходе урока. В ходе этого этапа используется как материал учебника, так и дополнительный, конкретизирующий изучаемую тему.

На третьем этапе происходит закрепление, содействующее развитию беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Таким образом, новый материал не кажется школьникам таким уж и новым, поскольку они осваивали его на предыдущих этапах учебной деятельности.

Такое распределение учебного материала чрезвычайно полезно, поскольку обеспечивает перевод знаний, получаемых школьниками в долговременную память.

Перспективно-опережающее обучение С.Н.Лысенковой ориентировано на успешное обучение всех учащихся. В основе ее технологий очень много авторских приемов, обусловливающих успешное их применение. Среди самых известных можно выделить такие, как:

· Специфика домашних заданий. В первом классе оно вообще не задается, а в следующих класса задается только тогда, когда каждый ученик класса в состоянии его выполнить.

· Дифференциация опроса в классе. Для каждого ученика он протекает в «его время». Учитель может задать ребенку вопрос, будучи уверен, что тот на него ответит. На это «работают» и опорные схемы, и комментируемые упражнения.

· Отсутствие заучивания и зазубривания материала. Для автора важно, чтобы ученик понял учебный материал, смог установить причинно-следственные связи между компонентами знаний. Этому способствует последовательная, системная подача учебного материала.

Таким образом, с помощью педагогической технологии С.Н.Лысенковой можно добиться позитивных результатов за более короткий срок, чем с помощью традиционных техник, расчитанных, прежде всего на «массового» школьника. Через знающего ученика научить незнающего – вот основной девиз автора данной технологии.

Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт)

Технология индивидуализации обучения опирается на учение Л.С.Выготского о зонах развития ребенка. В ее основе положение о том, что обучение опережает развитие. Развивающим обучение может быть лишь в том случае, если оно опирается на зону ближайшего развития. Как известно, Л.С.Выготским было выделено две зоны развития: актуальная и ближняя. Для того чтобы способствовать становлению ребенка как субъекта обучения, учителю нужно опираясь на зону актуального развития, строить свою работу таким образом, чтобы ученик сам выстраивал свою деятельность в «зоне ближайшего развития». Основным в технологии выступает глубокое изучение личности школьника. Но это не просто изучение личностных качеств и свойств. Автора интересует в первую очередь такие особенности школьников как: уровень умственного развития школьника; сформированность учебных умений; способность к обучению (скорость усвоения знаний, гибкость процесса мышления); наличие познавательных интересов. То есть изучению подлежат те особенности, которые необходимо учитывать в первую очередь при индивидуализации учебного процесса.

В большей степени развивается такой способ обучения, который дает возможность учителю строить взаимодействие с учеником не только на завершенных циклах развития, но и на тех, которые еще находятся в стадии «разработки». При этом учитель умело переводит ребенка с уровня уже реализованных возможностей на уровень потенциальных. Используя эти положения, И.Э.Унт выявила условия, оптимальные для обучения школьников. К ним были отнесены:

Обусловленность развития школьника его персональным достигнутым уровнем. В классе, где в основном находятся дети одного возраста, но разного уровня развития и разной подготовленности к обучению, развивающее обучение может быть приспособлено к конкретному ученику. Этого можно достигнуть только при применении индивидуального подхода.

Выявление уровня развития каждого школьника. Это является предпосылкой и обязательным условием осуществления индивидуального подхода к каждому ученику на уроке.

Отсутствие нивелировки уровней развития школьников. Это условие способствует использованию индивидуализации обучения не только как исходного момента для развития, но и обеспечивает сохранения такого обучения весь период.

Использование специальных средств для развития умственных способностей. Система заданий, направленная на это, должна быть не трудной и формировать рациональные умения умственного труда. Исходя из задач, средства должны быть строго индивидуализированы.

Если обобщить выдвинутые условия, то в методике индивидуализации обучения И.Э.Унт можно выделить два направления: изучение особенности школьников и подбор системы средств, способствующих индивидуальному продвижению в овладении учебными знаниями и умениями. Определение, включающее именно такое понимание индивидуализации, находим у автора: «Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». (30, С.8). Изучение особенностей школьников используется в организации индивидуализации процесса обучения. Это особая техника и соответственно она имеет особую организацию. И.Э. Унт считает, что предложенная ею система может быть сведена к трем варианта индивидуализации:

¨ дифференциация обучения. Под дифференциацией обучения автор понимает учет индивидуальных особенностей в условиях, способствующих развитию их умственной активности в группах. Основанием для выделения групп могут служить особенности обучения;

¨ внутриклассовая или внутригрупповая индивидуализация учебной работы;

¨ изучение учебных программ в индивидуальном темпе, в соответствии с изученными уже особенностями школьников.

Система технологических приемов, применяемых автором для индивидуализации обучения, может быть выражена следующими компонентами:

 

· выявление факторов, влияющих на низкий уровень успеваемости школьника; · учет условий, влияющих на слабую мотивацию к обучению; · оптимизация учебного процесса; · формирование адекватной самооценки школьников; · методы, приемы и средства, способствующие преодолению индивидуальных недостатков в обучении; · предоставление свободы выбора элементов обучения.  

 

Спецификой технологии индивидуализации обучения является и то, что автор в качестве основного средства развития школьников определяет открытое обучение. Суть этого средства заключается в том, что отдельный учитель или ученик, или отдельный школьный коллектив обладает относительной свободой в выборе программы, способов обучения. Ценность такого средства состоит в том, что в огромных объемах предоставляемой школьникам информации, он может находить ту, которая ему нужна. Естественно, основная трудность использования открытых уроков как раз и заключается в мере соотношения свободного выбора и обязательного материала для изучения. Здесь важна позиция и система умений учителя. Ему необходимо соединить два процесса: управление учебным процессом и развитие самоуправления школьников. Логичное и адекватное совмещение способствует глубокой индивидуализации обучения, которая в свою очередь делает более успешным развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.

Таким образом, индивидуализация обучения необходимый элемент развития школьника. Суть ее заключается в том, что, выступая стратегией обучения, она предполагает необходимым глубокое изучение личности обучаемого и подбор на основе полученных данных педагогических техник, способствующих улучшению учебной мотивации, развитию познавательных интересов. Кроме того, индивидуализация обучения имеет мощную воспитательную характеристику, поскольку направлена на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь (работа в группах).

В нашу задачу не входило описывать все множество существующих технологий обучения. Скорее, была предпринята попытка проиллюстрировать некоторые технологии, причисленные к традиционным, чтобы показать, что учителю предоставлен широкий выбор педагогических технологий, способствующих усвоению знаний, формированию учебных умений и навыков учащихся из числа вполне знакомых и понятных

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.